Сурик - этимология
Как сурик рдеется с задора
На дюжий молодецкий жар,
По пальцам сласти их считает,
А. С. Хвостов. Ода (1784)
Сурик (без гласных С.Р.К., наоборот К.Р.С., т.е. красный); редкий минерал, оксид свинца, цвет – КРАСНЫЙ или красно-оранжевый, из него изготовляют КРАСИТЕЛИ, месторождения этого минерала есть в Германии, Мексике и Словении. Обыкновенная спичка и коробка для спичек (тёрка) содержат соответственно 15, 3 % свинцового сурика и 12, 8% железного сурика (красноватого цвета).
1) Существующая этимология
а) Викисловарь – статьи нет.
б) Этимологический словарь Макса Фасмера
Сурик. (XVII в.), цслав. с;;рикъ, сурикъ "красный краситель". От греч. syrikon "сирийский краситель" (Дюканж): ... "Сирия"; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 195; Маценауэр 316; Горяев, ЭС 354.
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII в., АН СССР, М., 1981
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_8.pdf
Краска. Да на краску тех лат… куплено фунт сурика… 1675 (свинцовый сурик – красно-оранжевого цвета). Красок разных много, особно червленои краски… 1670. Краска румяночная – румяна. 1498.
б) Толковый словарь В. Даля
Сурик, муж. свинцовая, красная окись, идущая на краску. Суриковый цвет, киноварный, с примесью желтизны.| Сурик, растение Cnidium venosum.
в) Национальный корпус русского языка
* Безвредныя притиранья и краски для употребленія Актерамъ // Магазинъ общеполезныхъ знаній и изобр;теній съ присовокупленіемъ моднаго журнала, раскрашенныхъ рисунковъ, и музыкальныхъ нотъ.Часть первая. cъ Генваря до Іюня., 1795
«Вм;сто румянъ безопасно могутъ быть употребляемы киноварь, засушенный крапъ, корень воловій языкъ, сокъ кермесныхъ ягодъ, такожъ баканъ и канцелярное с;мя; сурикъ, которымъ Римскіе поб;доносцы марали свои лица, не безвреденъ».
* А. М. Бутлеров. Теоретические и экспериментальные работы по химии (1851-1886): «далее согласно с принципом сурик, белую магнезию, малахит, медную лазурь и проч.».
г) Словарь древне-русских личных собственных имён. Н.М. Тупиков, 1903 г.
http://dlib.rsl.ru/viewer/01003717568#?page=340
* Ратай Суриковъ, сынъ Окинфеева, отчиникъ Владимировский, 1565.
* Суриковъ. Иван, пушкарь в Переяславле Ризанскомъ. 1596 г. Григорий, послух, 1661 г.
* Сурикъ, полковник в войске Запорожском, 1669 г. и др.
Как полагают исследователи, эти фамилии образовались из прозвищ, связанных с огнёно-рыжей окраской волос.
3) Обобщение и вывод
а) С.В. Кезина. «Микросистема красного цвета в истории русского языка» cyberleninka.ru
«Уже в памятниках XI-XII вв., наряду с цветообозначениями белый и черный, использовались слова для обозначения различных оттенков красного цвета (червленый, черемный, багряный и др.). Во второй половине XVI в. русских памятниках появляется слово красный… «быстро и интенсивно» вытеснив старые, общеславянские цветолексемы из её состава. Это явление до сих пор не объяснено. Вряд ли «большие перемены в России XV-XVII вв., движение населения в эпоху Смутного времени» и другие причины, перечисленные Н. Б. Бахилиной (История цветообозначений в русском языке. М., 1975), являются действительным основанием для вытеснения лексемы червленый лексемой красный».
Известно одним из ходовых товаров в средние века и Новое время были ткани, ярко раскрашенные ткани пользовались наибольшим спросом (одежда из красных тканей - символ власти и состоятельности). Скорее всего, мы сталкиваемся со специальным термином, первоначально известным только небольшим группам древних ремесленников-красильщиков и алхимиков, а с развитием производства тканей и красителей ставшим распространенным, получивший новое значение – КРАСНЫЙ.
б) ЕЭБЕ, ст. Цвета и цветовая символика
«…Делич доказывает, что не способность к восприятию цветов подвергалась эволюции, а способность человеческой речи находить для каждого цветового оттенка подходящее и раз навсегда установленное выражение…
Прилагательные имена для цветов известны следующие: лаван — белый и светло-серый; … шахор — черный, адам — красный, красно-бурый, адамдам — красноватый, САРАК — красный, хамуц — согласно Септуагинте, ярко-красный».
в) ЕЭБЕ, ст. Ремесленники: «В некоторых местностях евреи почти исключительно занимаются ремеслами. Вениамин из Туделы (евр. путешественник 12 в.) сообщает любопытные данные о распространении красильного промысла и производства шелка среди евреев Италии, Сицилии, Балканского полуострова, Сирии и Палестины. В Бриндизи он нашел 10 евреев-красильщиков; он говорит, что евреи, жившие в Фивах в числе тысячи душ, слывут во всей Греции наилучшими мастерами в области производства шелка и пурпурового сукна». «В Южной Италии, как и в Сицилии, процветал среди евреев красильный промысел, который являлся почти монополией в руках евреев. … Во второй половине 12 в. сицилийский король Роджер привез из Византии в Южную Италию евреев, занимавшихся производством шелка, которые поставили здесь свое ремесло на широкую ногу».
в) Рекс Энгельбах, Сомерс Кларк. Строительство и архитектура в Древнем Египте
«Красная краска – это красная охра, которая была либо природного происхождения, либо изготавливалась путем пережигания желтой охры. В римский период применялся СУРИК (красная окись свинца), а розовую краску получали из краппа».
г) Л.В.Кузнецова «О пигментах древнерусской темперной живописи»
http://mindraw.web.ru/bibl_icon1.htm
Термин "сурик" постоянно появляется в списках красок, запрашиваемых живописцами для работы над иконами. … Сурик получали обжигом свинцовых белил: "Когда белила прокалятся и станут красного цвета - это и будет сурик". Большой известностью у живописцев пользовался кашинский сурик, изготовлявшийся наряду с белилами в г. Кашине … был и сурик, привозившийся через Архангельск из-за границы». В России до Петра производство красок носило кустарный характер и не удовлетворяло спроса, краски и косметику (румяна) для женщин (богатых) завозили из Германии, Голландии и Персии. В XVII в. в г. Кашин было налажено производство свинцовых белил и СУРИКА, в ходе реформ Петра увеличилась потребность в красках: судостроение, ткачество (мундиры для армии) и кожевенное дело, оружие (лафеты красили в красный цвет), живопись, архитектура, книгопечатание.
Вывод
Мы выявили, что в библейском иврите применялся термин САРАК в общем смысле – красный цвет, красная краска, этой краской пользовались русские летописцы и иконописцы.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень, иврит язык согласных букв (по традиции принадлежат Богу), удалим гласные – СУРИК = С.Р.К. У нас немедленно появляется корень иврита С.Р.К., САРАК – в общем, красная краска, тождественен по графике, фонетике и содержанию русскому слову СУРИК (наоборот К.Р.С., красный).
* СУРИК = С.Р.К. = ивр. С.Р.К., САРАК красная краска; САРОК красный (более поздний иврит); ивр., арам. САРОК светло-красный, румяна, красноватый; быть красным (библейский).
Источник
* См. Стронг иврита 8320, 8321
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878;
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_469.htm
б) Библейский образ
* Захария 1:8: «видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади него кони рыжие, пегие (СРУКИМ, от САРОК гнедой, рыжеватокоричневый, краснобурый) и белые».
* Бытие 49:11 (о колене Иуды): «Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда (СОРЕКА от САРОК лоза красного винограда) сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое».
Таким образом, в библейском иврите мы нашли термин С.Р.К., САРАК, который тождественен русскому термину СУРИК по содержанию, графике и фонетике (с учетом транслитерации). Данный историко-лексический факт означает только одно, слово заимствовано из текстов Библии, что подтверждает влияние идеологии иудаизма на сознание и мышление европейцев – мыслили библейскими образами и терминами (Церковное воспитание и обучение).
Выделено в отдельную статью и уточнено 12.9.2017 г.
Свидетельство о публикации №217091201468