Трагизм нашего существования 2

Проблема человека, возникшая в умирающем обществе.

Те кто читают меня, знают хорошо что мои работы целиком посвящена проблеме человека и перспективе его развития в современном обществе. Верить, что у человека есть перспектива, значит верить, что ее имеет и человечество. Ибо только человек воплощает в себе конкретность нашей жизни, а все остальное, и живое и неживое, не обладают такой ценностью, какой обладает сам человек. И если сегодня мы любим только деньги и презрительно относимся к человеку, то это есть не только наше отношение друг к другу и к самому себе, то это наша подлинная трагедия, которую люди, живущие "ради самого себя", не осознают. Мы, стало быть, не любим еще и себя. И человек вступил в вопиющее противоречие с самим собой и со своей общественной сущностью. И история нас свела именно к этой черте - к ненависти. Представления же о том, что технический прогресс будто бы безграничен, выражает лишь абстрактную и безжизненную экономическую точку зрения, которая именно потому зашла в тупик, что она исторически развивалась сама по себе, подавляя целые классы людей. Но это направление развития общества должно было когда-нибудь закончиться и, так или иначе, перейти на человеческую основу, на которой, напротив, самоцелью становится безграничное осуществление самого человека как саморазвивающегося существа. А этот переход и переживается как ломка и кризис.

Поэтому в этом вопросе, в конце концов, свое теоретическое и практическое решение находят все мировые вопросы, так как все они, так или иначе, сводятся к нему. Думать же, что существуют какие-то другие проблемы, проблемы экономические, экологические, политические и т. д., которые в то же время не являлись бы человеческими проблемами, значит жить чем-то внешним, абстрактным и не думать как раз о людях и его жизни на земле. А у нас все так и происходит, и многие до сих пор умудряются спекулировать этими вопросами и благодаря этому порабощать людей, вместо того чтобы их освобождать, занимаясь именно проблемой человека. И если мир изменится, то он изменится только ради человека и только с точки зрения человека. И никакой другой отчет здесь уже не работает и не оправдывает такого положения человека, когда он порабощен собственным творением. А рыночное общество как раз формирует человека-разрушителя, чтобы не оставить камня на камне в старом направлении. И тот факт, что оно происходит неожиданным путем и противоречиво, нас застало врасплох и поэтому просто оглушило. Но только, как думается мне, на время, пока человек не сложился самостоятельной личностью.

Если нас интересует реальное положение вещей, а не просто абстрактные рассуждения, то рассмотрение проблемы человека требует целостного взгляда на мир и определения самого общества как «человеческого общества» с точки зрения человека. Ибо мир есть мир человека, и как бы его ни интерпретировали и ни осмысливали, он остается миром человека и развивается как такой мир, стремясь осуществить именно человека. Человек у космоса и природы отвоевывает себе пространство и развивает условия своего существования и вместе с тем и осуществляет самого себя как человека. Но только бессознательно. И все это происходит не сразу, а постепенно, в ходе исторического развития, к тому же далеко не так, как представляют его себе люди. Даже если изменилась, преобразилась ее основа, сознание приходит последним.
Гегелевское самоосуществление абсолютного духа здесь получает лишь свое идеалистическое отражение. Не объективный мир является продуктом необходимого развертывания гегелевского духа. Напротив, человек является не только продуктом природы, общества и истории, но и их синтезом, своеобразным сплавом, который, становясь исторически, в конце концов, достигает зрелости и самостоятельного развития и тем организует свой мир с точки зрения своего развития, которое становится самоцелью и смыслом исторического процесса. По словам замечательного французского философа-антрополога, Пьер Тейяр де Шардена, человек является «осью и вершиной эволюции» и «расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться».


Рецензии