Этимология гидронима Нил

Введение

Среди множества египетских богов были те, что не входили в традиционный пантеон богов, но им древние египтяне поклонялись с не меньшим почтением. К ним относятся боги Нила (Хапи) и Крокодила (Себек), причём, этимология Нила и Хапи до сих пор неизвестна.
Моей задачей является прояснить ситуацию с этимологией реки Нил.
Наиболее интересный анализ проведён в статье «Египет и Нил» [1].

Этимология Нил


«Русское личное имя Нил происходит от греческого ;;;;;;. Происхождение последнего неясно, в греческой мифологии Нил (;;;;;;) был сыном Океана и Тефиды (Тетис), богом реки Нил, предком таких мифологических героев, как Данай и Европа.» [ВП]
«Название страны «Египет» происходит от древнегреческого термина «Айгюптос» (др.-греч. ;;;;;;;;, в рейхлиновом прочтении — э;гиптос). Во времена Гомера этим словом древние греки называли реку Нил.» [1]
Из многочисленных версий происхождения гидронима Нил наиболее приемлемая:
«У греческого писателя Гелиодора в его труде «Эфиопика» встречается версия, по которой название реки Нил означает «Новый ил» (;;o “новый” + ;;;; “ил”):
  «Потом жрецы начали превозносить празднество, восхваляя Нил, называя его Гором, подателем хлеба для всего Египта: для верхнего — спасителем и для нижнего — родителем и творцом, так как он ежегодно наносит новый ил, а потому и именуется Нилом, отмечает смену времен года: наступление летней поры — прибылью воды, осенней — убылью; весною на его берегах рождаются цветы и кладут яйца крокодилы. Вообще Нил представляет собой не что иное, как год, и это подтверждается его названием: если буквы, из которых состоит его имя, перевести на счетные камешки, то наберется триста шестьдесят пять единиц — столько же, сколько дней в году. К этому жрецы присоединили повествование об особенностях растений, цветов и животных и о многом другом». » [1]
В самом деле, Нил – Nil > novj il – новый ил (слав.)
По-древнеегипетски Нил имеет два названия: Итеру и Хапи.

    
метёлка-хлеб-рот-птенец-воды- itrw (др.-егип.) > Pitrwnn > pitjevj void - питьевые воды (слав.), где
;;;a;o; – река (греч.) > pitanj/potajnj – питание/потайное (слав.), при сочетании a;;;; –священный (греч.) или a;;pt;; > blagj – благой (слав.) + ;;;a;o; – священная (блаженная) река (слав.)
;;;;;  - питье (греч.)

Этимология Хапи

«Хапи — бог Нила и покровитель урожая вегипетской мифологии.[1] Хапи олицетворял ежегодный разлив великого Нила, богатого плодородным илом, позволявшим египтянам выращивать хорошие урожаи зерновых культур по берегам этой реки. Его имя означает «Единственно текущий», что подразумевает течение Нила. Хапи был также известен как «Повелитель рыб и птиц болотных», «Повелитель реки несущей растения». Хапи изображали как полноватого мужчину с синей кожей и большим животом, который ходил в набедренной повязке .[1]  У египтян был обычай во время ежегодных разливов говорить об этом как о пришествии Хапи. .[1]  Во время ежегодных разливов Нил затоплял земли и насыщал их плодородным илом, поэтому Хапи был противоположностью безжизненных пустынь и символизировал плодородные земли. Большой живот, которым обладал Хапи, в представлении египтян символизировали плодородие Нила. Его кожа, которую рисовали на одних фресках синим, а на других зелёным цветом, символизировала речную воду, которая бывает голубой или позеленевшей в зависимости от сезона года. Из-за его плодородной природы Хапи иногда считали «Отцом богов», также он считался заботливым отцом, который поддерживал космос в равновесии. .[1] 
Происхождение имени Хапи неизвестно, возможно, ранее так называли саму реку Нил, с тех пор и повелось говорить, что Нил берёт начало между Му-Хапи и Хер-Хапи, где два притока впадают в общее русло (начало одному из притоков даёт озеро Виктория). Тем не менее, Хапи не был просто богом Нила. .[1]  Он дружил с Гебом (богом земли .[2]  и с «повелителем Непер» (богом зерна). .[3] 
Разнообразие других отличительных черт Хапи менялось в зависимости от региона Египта и наличия изображений этого бога. Например, в Нижнем Египте его украшали изображениями папирусов и лягушек, которые обитали в данном регионе и являлись символами этой земли. В то же время в Верхнем Египте он был украшен цветами лотоса и крокодилами, которые в большом количестве присутствовали в этой области и являлись символами, связанными с богом Хапи. Хапи часто изображали совершающим подношения пищи или амфор с льющимися из них струями воды, в редких случаях его изображали как гиппопотама.» [ВП]

 

Рис. 1.  бог Хапи

Hapi > HRkp-jjVlnnn > obilj reka val vodnj – обильной реки валы водные (слав.)(инверсия HRkp).
Хапи, может быть, первоначально Хепр - имя великого бога Нила, которому поклонялись в Египте под двумя формами, т.е. "Хапи Юга" HRkp-jjVlLlKrv >  obilj val lilij kraj - обилия валы, лилии край (слав.) и "Хапи Севера" HRkp-jjVlCvttKrv > obilj val lotos kraj - обилия валы, лотоса край (слав.). Разница форм в символе изображающий растения, где в одном случае пучок тростника (Хапи Нижнего Египта), а в другом - букет лотоса (Хапи верхнего Египта). Нил изображается в виде человека, который несёт на своей голове заросли тростника или цветы лотоса. Его груди двуполые, указывающие на плодородие. Ланзон воспроизводит интересную сцену, в которой боги Южного и Северного Нила тянут стебли папируса и лотоса вокруг символа "единение", чтобы указать единство Верхнего и Нижнего Египта и эта эмблема (Рис. 4) найдена на троне фараона Египта, чтобы указать его единоначалие над регионами, пересекающими Южный и Северный Нил.
 

Рис. 2. Эмблема единения Верхнего и Нижнего Египта
Интересно, что в имени Хапи заложены символы Крокодила и речной Волны, как изображено на Рис. 3, где Хапи согласно тексту  приносит дары Крокодилу и Нилу.
гюрза-палица-дар-поверхность воды- поверхность воды-корзина-знак жизни-башня-росток-небо-крокодил на пьедестале-засов-GrzBlvDrnnkZrnBshnRstNbKrkdl – glasit blajenj dar njanka gizn vsejk rostj nebj korkodil – Гласит: «блаженный дар няньке жизни всей растущей небесному крокодилу» (слав.)
GrzBlvPinHRkp-jjVlnn > glasit blagenj pisanj obilj reka val vodnj - Гласит: «блаженное писание обильной реки валам водным» (слав.), иначе Нилу.
Примеры написания реки Нил в древнеегипетском словаре [2]:
   
верёвка-рука-коврик-воды – Hapy – Нил  (др.-егип.) - V28-D36-Q3-N35A > HRkpnn > obilnj reka vodi – обильной реки воды (слав.)
   
верёвка-коврик-вал - Hapy – Нил  (др.-егип.) - V28-Q3-N36 > Hp Vl > obilnj reka val/volna – обильной реки вал/волна (слав.)
    
верёвка-рука-коврик-2 косые черты-вал - Hapy - Нил  (др.-егип.) - V28-D36-Q3-Z4-N36 > HRkpnn > obilnj reka val/volna – обильной реки вал/волна  (слав.)
      
верёвка-рука-коврик-2 косые черты-вал –воды-Бог – Hapy - Хапи бог Нила (др.-егип.) - V28-D36-Q3-Z4-N36-N35A-A40 > HRkpnn > obilnj reka val/volna vodi bog  – обильной реки вал/волна водный бог (слав.)
      
верёвка-рука-коврик-рот-воды-ограда-3 черты - Hapy - Нил  (др.-егип.) - V28-D36-Q3-D21-N35A-N37-Z2 >  HRkprnnGrd-tri - HRkpnn > obilnj reka vodnj gradi – обильной реки род водных градов (слав.), иначе, прибрежные города.
 
харя-коврик - Hapy - Нил  (др.-егип.) - D2-Q3 > HrP > obilnj reka – обильная река  (слав.)
    
 верёвка-рот-коврик-ограда-Бог - Hapy - Нил  (др.-егип.) - V28-D21-Q3-N37-A40 > HrpGrdBg > obilnj reka grad bog – обильная реки града Бог (слав.)

Хараппа - обильная река

В древнеиндийском слове Hapy и славянском корне  Hrp мы видим индийское название города Хараппа и это не случайное совпадение.
Лет десять назад я уже писал в своих статьях [3], [4] о версии исследователя С. Дарды о некогда существовавшем слиянии трёх рек Нила, Инда (Сарасвати) и Евфрата с Тигром. Эта фантастическая гипотеза нашла своё подтверждение в названии реки Нил (Хапи-Хараппа – слав.). Река Нил-Хараппа – обильная и судоходная по смыслу.
Плавающий корень Hrp > korabelnj – корабельный (слав.), как производное слово от корня Hrp.
Кратко об этом можно сказать следующее:
«Интересно, что проявляется очень ранний, родственный индоевропейскому, лексический пласт в семитских языках, который, на самом деле, гораздо шире тех нескольких примеров, приведенных в этой книге. Идентичность многих слов, а также наличие в Библии множества мифологических и ономастических параллелей с тем, что нам известно из индоевропейских источников, предполагает какую-то древнюю связь между так называемыми сегодня индоевропейскими и семитскими народами. Самый яркий пример мифологических параллелей это легенда о всемирном потопе, которая присутствует не только в Библии (Ной и его сыновья Сим, Хам и Яфет), но и в легендах древних индийцев (Сатьяурата и его сыновья Япети, Шарма и Харма) а также знаменитая аккадская версия о потопе и спасшемся правителе Утнапишти (Эпос о Гильгамеше, стр. 72-79), многие фрагменты которой слово в слово повторяют библейский вариант. Я глубоко сомневаюсь, что эти параллели являются результатом простого заимствования, грубого плагиата, или результатом того, что некоторые слова образовываются на звукоподражательной основе (кричащий петух, кур, например). Вероятнее всего это эхо той далекой общности народов, которая отражена в мифе о Вавилонской башне.
Мысль о том, что предки семитских и индоевропейских народов еще в 4-3 тысячелетиях до нашей эры жили вместе в районе реки Сарасвати для многих сегодня покажется смешной и нелепой. Но, во времена Троянской войны еще были живы легенды о том, что финикийцы, один из семитских народов, и тевкры, один из индоевропейских народов, имели общее происхождение. Это отражено в Виргилиевой Энеиде в первой книге, которая рассказывает о прибытии Энея к Карфагенской королеве Дидоне. Дидона, сестра Пигмалиона, правителя финикийского города Тира, бежала со своими людьми в Ливию от своего брата, который убил мужа Дидоны. В Ливии Дидона купила участок земли у ливийцев, на котором построила город Карфаген. Дидона рассказала Энею, что ее отец Бел утверждал, что финикийцы и тевкры родственники (в этой части Энеиды по какой-то причине нарушена хронология событий, так как Дидона рассказывает о том, что помнит Тевкра, который царствовал приблизительно за 200 лет до рождения Дидоны).
Геродот писал, что согласно тирским источникам, финикийский город Тир был основан примерно в 28 веке до нашей эры. Финикийский народ был известен как торговый народ, совершавший дальние морские походы, а во времена Троянской войны широкую известность имели сидонские ткани, привозимые из финикийского Сидона. И. Шифман (Финикийский язык, стр. 23) пишет, что древним названием Тира было Сарра, а форма Тир появилась из-за того, что один из знаков финикийского алфавита интерпретировался как звуки Т и С. Тут снова возникает параллель с народом серы, который, как предполагалось, из Китая привозил в Средиземноморье шелк.
В своей книге «HebrewisGreek», Иосиф Яхуда (JosephYahuda) пишет о том, что к своему удивлению он обнаружил, что существует множество лексических параллелей между греческим языком и ивритом. Это наталкивает на мысль, что, по крайней мере, индоевропейская и семитская языковые группы разошлись не в такое уж и отдаленное время как считают ученые. Не будучи знатоком ни греческого, ни иврита, я не в состоянии комментировать теорию, изложенную в этой книге, но интересно привести один из многих примеров из этой книги. Так, например, Иосиф Яхуда обнаружил, что в священных текстах, написанных на иврите, существует слово по звучанию и по значению близкое к слову Махатма (Mahattama), что в переводе с санскрита означает 1) большой человек; 2) величина; 3) сила, мощь. На санскрите это слово состоит из двух частей: mahat – большой, и atman – человек, душа. Еще Гомер в своих работах использовал слово ;;;;;;;;;, имеющее такое же значение; а слово ;;;;;;;;;;;даже еще более сходно по звучанию с аналогом словом в иврите. Я же от себя могу добавить, что в слове Махатма просматривается два составляющих его слова, используемые в славянских языках. Первая часть этого слова Махат близка к славянским словам могу, мочь, мощный, могутный. Вторая часть, атаман, близка к украинской и польской формам – гетьман, ватаман, которые не происходят от восточно-средненемецкого haeuptmann, капитан, но являются самостоятельными словами в славянских языках» [5].
Однако существуют существенные аргументы против этого:
«Согласно одной из датировок первых древнеиндийских табличек, они были сделаны приблизительно в 3300 году до нашей эры, что по времени раньше появления письменности у шумеров!» [5].
В итоге, Сергей Дарда делает предположение:
«На рубеже третьего и второго тысячелетий до нашей эры река Сарасвати, которая до этого была огромной, судоходной, впадающей в океан рекой, внезапно исчезла. Возможно, эта катастрофа произошла в результате длительной засухи…
Но скорее всего, причина исчезновения Сарасвати это сильное землетрясение и смещение тектонических плит. Когда-то очень давно Индия была частью Африки, от которой она откололась и начала дрейфовать в сторону Азии. В результате столкновения с Азией и дальнейшего продвижения Индийской тектонической плиты вглубь Азии, возникли самые величественные горы в мире – Гималаи. Процесс дрейфа Индийского плато, который продолжается и в наши дни, мог вызвать сверхсильный толчок несколько тысяч лет тому назад, из-за которого Сарасвати исчезла. (По гипотезе индийского профессора К. С. Вайдии (River Piracy, Sarasvati that disappeared, 1996) приблизительно 5000 лет назад другая индийская река, Ямуна, «украла» воды у Сарасвати)» [5].
Название реки Ямуна на славянском языке может означать слово «ЯМА», т. е. мировой океан (в данном случае Индийский океан), а название реки Сарасвати может являться составным семито-индоевропейским словом Sara – svati (река «Царицы света») или Saras – vati (река «Царицы воды»).
Однако, если предположить, что в это время существовал гигантский континент Евразия - Африка и отделение произошло плиты Африки от Евразии, т. е с точностью наоборот, не Индия отделилась от Африки, а Африка отделилать от Индии и стала двигаться на Запад, то рассуждения о существовании единой прародины семитов, индийцев и европейцев не становятся абсурдными.
Именно эта гипопотеза обсуждалась в 2006 году в моей статье «Бойтесь данайцев дары приносящих» [3].
Если предположить, что оледенение Земли при существующем материке Афро-Евразия произошло не 2 млн. - 10 тыс. лет назад, а 5-4 тыс. лет назад при уже существующей древней цивилизации, то причиной геологической катастрофы мог быть раскол континентов Африки и Евразии.
На рисунке 3 показана часть материка Афро-Евразия до катастрофы (слева) и после катастрофы (справа) уже в настоящее время
.
 

Рис. 3. Идеальное совмещение Африки и Индостана

В этом случае Аравийского полуострова просто не существовало. Он всплыл после раскола материков. Видно, что Африка совершенно чётко вписывается в стыковку с Индостаном.
Материки и сейчас двигаются, но гораздо медленнее, несколько сантиметров в сутки. Но если предположить, что произошла гигантская катастрофа, возможно произошел
первоначальный раскол с ускоренным движением может 60 км в час
(гипотетически) в течении нескольких дней, затем движение замедлилось и
стало таким как сейчас наблюдается.
Совершенно четкая топология на географической карте говорит о существовании единого материка АфроЕвразия и общей системе крупных рек Евразии – Евфрата, Тигра, Инда и Африки – Нила. Топология рек Евфрата, Тигра, Инда и Нила словно делит регион на три части обитания трех семей древних народов семитов, европейцев и индийцев как показано на Рис. 4.

 

Рис. 4. Зональное деление народов и языков по границам трёх мировых рек

В таком случае, если предположить, что все происходило с точностью наоборот, т.е. Африка отделилась от Евразии, то исходная позиция следующая:
1. Индийцы жили вместе с семитами, европейцами в регионе Тигра, Ефрата, Нила и Инда.
2. Четыре реки сливались в одно общее озеро, ныне залив Туниса.
3. Это соответствует библейским сказаниям.
4. Европейцам (пеласгам) и индийцам никуда не нужно было мигрировать, чтобы передать свое письмо, поскольку они жили вместе в одном регионе.
5. Письмо и возможно язык у семитов, индийцев и европейцев были общие – ностратический язык. Отсюда и схожесть символов и букв в древнеиндийском, финикийском и пеласгийском письме.
6. Общее письмо было логографическим. Алфавита еще не существовало. Поэтому переводы ученого Натвара Жиха скорее всего неверные.
7. Переводы протописьма должны представлять собой сакральные тексты подобные пеласгическим.
8. После катастрофы часть протоевропейцев естественным образом осталась на Индостане, а часть отплыла вместе с Африкой к Средиземному морю.
 


Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Эфрона
БСЭ - большая советская энциклопедия
ЭСС - этимологический словарь Семёнова

Ссылки

1. Египет и Нил, http://etymology-ru.livejournal.com/307541.html
2. Русско-египетский и англо-египетский словарь иероглифов, http://drevlit.ru/egypt_dictionary.html#
3. В. Н. Тимофеев «Бойтесь данайцев дары приносящих», http://www.tezan.ru/dan_1.htm
4. В. Н. Тимофеев «Происхождение письменности и речи», http://www.tezan.ru/slav.htm
5. С. Дарда «Пояс мира», http://www.beltofpeace.com
6. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm


Рецензии