Парик, итал. Раrruсса, фр. perruque - этимология

Не токмо юноша, но ныне и старик
Лишь только думает, чтоб был к лицу парик…
Н. П. Николев. Сатира на развращенные нравы нынешнего века (1774-1797)   

1) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень: -парик-. Значение: накладные волосы, нашитые на матерчатую основу и имитирующие причёску, естественный волосяной покров.

Этимология декларируется по Максу Фасмеру (также и у А.Г. Преображенского, 1914)
Происходит от итал. реrruсса, раrruсса «парик»; (далее от неустановленной формы – вставка неизвестного автора). Русск. парик — впервые у Куракина (1706 г.), также в Уст. морск. (1724 г.). Заимств. через голл. paruik или, скорее, из франц. perruque. Наряду с этим в XVIII веке встречаются формы перука, парука — то же, заимств. через польск. peruka или непосредственно из итал.
 
б) Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865
Парик, франц. perruque, итал. parucca, perucca, исп. peluca, от лат. pilus, волос. Накладные волосы на всей голове.

в) ЭСБЕ/ Парик (ст. сокращена)

 Парик (франц.) — прическа из чужих волос, … Ношение П. восходит к глубокой древности и известно было уже в Египте, откуда перешло в Грецию. Первоначально он носился только женщинами, для скрытия плешивости, но затем стал входить во всеобщее употребление как украшение головы. Из Греции П. перешел в Рим; его носили имп. Домициан и Каракалла. П. встречались и у галлов, носивших calautum — круглую кожаную шапочку, к краям которой были пришиты ряды коротких, завитых волос.
Галльские женщины носили galicolie — длинные П. Получая все большее распространение, П. к началу XVI века вошел во всеобщее употребление в Европе, несмотря на протесты со стороны духовенства, которое признавало его орудием дьявола. … Ко времени Людовика XIII явились два главнейших типа: французский и испанский П. Женщины носили преимущественно светлые П.; мужские имели длинные волосы, ниспадавшие двумя прядями. … Законодателем мод на П. был Париж, где в это время печатались издания, посвященные изображениям и употребление П. В 1673 г. образовался первый цех парикмахеров. В 1757 г. употреблялось до 45 видов различных П… У нас П. был в употреблении в течение всего XVIII ст. …У ортодоксальных евреев П. обязательны для замужних женщин, если они выходят с непокрытой головой.

2) Применение термина в русском языке

* Архиепископ Платон (Левшин). Увещание к раскольникам (1766)
   
Не тем смущайтесь, что другой носит парик: но разсуждайте то, что он с париком не надел ли вредных каких и странных мыслей?

* А. С. Пушкин. Тень Фон-Визина (1815)
   
Но кстати вот на славу ода, ;
Послушай, братец» ; и старик,
Покашляв, почесав парик,
Пустился петь свое творенье,
Статей библейских преложенье;
То был из гимнов гимн прямой.

3) Обобщение и вывод

При множестве однотипных этимологий термина «парик» никто из исследователей не указал на связь значения, графики и фонетики слова, на собственно этимологию. Все «подозревают», что парик – это волосы, но почему, и как в нашем сознании  (устойчивые связи (образы) образующиеся в мозге в результате обучения, воспитания и деятельности) сформировалось слово-понятие ПАРИК, нам до сих пор не объяснили? Какой текст и какая идеология послужила основой понятия???
Согласно общему мнению, парик – это волосы, и ничего более термин не означает, следовательно, графика слова должна содержать понятие ВОЛОС. Церковь критиковала ношение париков, в дополнении к основному корню должен быть негативный термин, указывающий на бессмысленность и ненужность предмета; следовательно, термин составной, из двух корней.

Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейским лексиконом и образами.

4) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корни - итал. PARRUCCA, франц. PERRUQUE = PAR+RUCCA. У нас сразу же выявляются корень иврита соответствующий содержанию термина – ПАРА, в общем, волосы, распущенные волосы;  РИК, РЕИК пустота, тщеславие, суета.

Общий вид

Итал. PARRUCCA = PAR+RUCCA = ивр. ПАРА распущенные волосы + РИК, РЕИК пустота, тщеславие, без пользы, бесполезно, суета; т.е. волосы тщеславия, волосы бесполезные.

Источник

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; ПАРА; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_391.htm

* См. стронг иврита 6545, ПЕРА

* См. стронг иврита 7385, РИК, РЕИК

б) Библейский образ

* Числа 5:18: «и поставит священник жену пред лице Господне, и обнажит голову (ПАРА, ПЕРА распущенные волосы) жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, - это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие.

* Числа 6:5: «Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы (ПЕРА) на голове своей.

Иезекииль 44:20: «И головы своей они не должны брить, и не должны отпускать волос (ПАРА), а пусть непременно стригут головы свои».

* Псалом 4:3: «Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету (РИК суета, пустое, тщеславие) и искать лжи?».

* Псалом  2:1: «Псалом Давида. Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное (РИК)?».

Таким образом, используя сакральный язык иудеохристианства, мы получили содержание понятия «не установленной формы» (по Викисловарю)  - «парик».
Парик – распущенные волосы, прическа из чужих волос, предмет  бесполезный в жизнедеятельности, выполняет лишь одну функцию – маскирует плешивость (отсутствие волос) у «молодящегося» человека пожилого возраста. Служит для удовлетворения чувства тщеславия, стремление хорошо выглядеть в глазах других людей, внешне подчеркивает принадлежность человека к знатному сословию в моде XVI-XVIII веков.

17.9.2017 г.


Рецензии