Окаянный мальчик. Миниатюра 49

Глава 49.
О материнском инстинкте, агрессии, дружбе и любви.
Васина влюбленность оставила в моей душе странный «осадочек». «Ну невроз же! Влюбленность, то есть. Невроз в чистом виде!» - Начал я размышлять промеж себя. «И не сама влюбленность плоха. Что плохого может быть в интенсивном чувстве приятия другого человека? Плохо то, что состояние это неконтролируемо и его интенсивность может быть больше, чем способна выдержать психика и эндокринная система. И тогда психика начинает себя защищать. В этом смысле поговорка, что от любви до ненависти один шаг должна описывать именно этот процесс защиты.» Тут мне кстати вспомнился Конрад Лоренц.  Он отлично описал, как дружба двух гусей может достигать такой интенсивности, что происходит регрессия в чувство агрессии. Дружественное хлопанье крыльями достигает эмоционального пика и перерастает в драку. После такой драки самые крепкие друзья уже никогда не смогут быть вместе. «Значит, влюбленность – это не друг, а враг любви. Однако интересно, что влюбленность вытекает из дружеских чувств, а не из материнских» продолжал я размышлять и тут опять кстати вспомнил, что наука действительно выводит любовь из материнского инстинкта, а дружбу из инстинкта агрессии. «А слова о том, что так люблю, что задушил бы – это о материнской любви или нет?» Подумал я и заснул. Во сне мне отчего-то приснилась однокурсница Лиза Силина. Она копала какую-то грядку детским совком, а рядом с ней сидел на задних лапах очень красивый кот бежевого цвета. Потом она встала, посмотрела на меня и строго спросила: «Это ты пишешь на стенах в парадных, что любви нет, а есть гормоны?»
Я поделился своими соображениями о происхождении влюбленности с своим старым приятелем, Андреем. Думал произвести впечатление своими находками. Вышло наоборот.
- Нет. Влюбленность вытекает не из дружбы. Если есть на свете инстинктивное поведение детеныша, - сказал он. – То влюбленность – это его апогей. Влюбленный жалок и беспомощен, он требует внимания и не может жить без объекта своей любви. Эгоизм нужен детенышу, чтобы выжить. Поэтому влюбленные по-детски эгоистичны. Ты же сам как-то говорил, что влюбленность – это самое эгоистическое чувство. Забыл? Самодостаточному человеку скорее было бы ближе чувство обожания, как у матери к своему ребенку. Альтруизм. А влюбиться... – это значит, скатиться в инфантилизм. Да ты и сам это знаешь.
Он помолчал, давая мне время осознать услышанное.
- У меня вообще есть подозрение, что влюбчив тот, кто недополучил чего-то от родителя, и он пытается восполнить это с партнером, забывая, что уже давно вырос. Построить хорошие партнерски отношения гораздо труднее, чем влюбиться.
С одной стороны, он конечно прав. Логичен, по крайней мере. Ну хорошо. Ну, вот, я люблю ее. Я уважаю ее, как личность и хочу быть ее другом. Я также обожаю ее, как отец мог бы обожать дочь и ничего более не желаю, чем ее счастья. И я страстно люблю ее, как женщину. Но я знаю, что она со мной до тех пор, пока я, отвернувшись от тебя, бросаю вызов миру. Она моя муза, которая любит меня, пока я в походе. Но ведь когда-нибудь надо будет вернуться. И как быть?


Рецензии