Очерки истории РПЦ Калужского края Ч. 1 Гл. 1-1

               
           Часть 1. Русский православный храм
           Глава 1. Соборность русского православного храма
                §1. Зодчество и архитектура

   История развивалась таким образом, что влияние религии было доминирующим во всех сферах жизнедеятельности человека. Мораль, право, культура, политика пронизаны религиозным пониманием. В настоящем параграфе (очерке) наша цель — определить понятие зодчества и рассмотреть архитектуру русского православного храма. Речь идёт о соборе во имя влмч. Георгия Победоносца* в городе Калуге.

   После принятия христианства на Руси появились греческие мастера-строители каменных православных храмов. Приехали они в Киев по приглашению князя Владимира.
Вот когда русские мастера начали познавать богатейшее искусство Византии и Болгарии. Наследие своих учителей русские зодчие сумели приумножить и даже можно с уверенностью говорить о том, что дали ему новое направление.

   В книге "Образы России" Р. Штильмарк пишет, что у тогдашнего зодчества был самый важный и могучий стимул — общерусская идея единения. "В церковных зданиях строители поэтизировали свою любовь к отчизне." Она, эта любовь, творила чудеса. "Вдохновенный замысел родится лишь тогда, когда в камне должна воплотиться мысль, волнующая мастера, та высшая идея, ради которой он живёт, которая наполняет его ум, его сердце."
   В сказанном мы видим три основные идеи, которые помогают выполнить нашу цель — определение понятия зодчества: идея единения, идея любви и идея стремления к жизни (можно сказать, жизнеутверждения). Мы не всегда называем имя зодчего, но пройти мимо творения его рук может разве слепой.

   Как известно, в 1910 году на 55 тысяч жителей в Калуге было 40 церквей и 2 монастыря. Одни по-прежнему украшают город, другие восстанавливаются. третьи — ждут своего часа.
 
   " — Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
     — А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
     — Мне всё равно... — сказала Алиса.
     — Тогда всё равно, куда и идти, — заметил Кот.
     — Только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.
     — Куда-нибудь ты обязательно попадёшь, — сказал Кот. — нужно только достаточно долго идти."
       (Льюис Кэролл "Приключения Алисы")

   Мы сознательны выбираем путь, принимаем решение и тем живы.
   Нет никакого сомнения в том, что можно разрушить Красоту.
   Не случайно великий покровитель россиян — великомученик и врачеватель Георгий — именуется Победоносцем. Образ святого, восседающего на белом коне, неизменно поражающего змия "тьмы раздробления нашего" удивительно красив. Замечательна и церковь во имя великомученика Георгия, что за верхом.

   У ограды — верба. Особенно трогательно видеть её, цветущую весной, во дни, следующие за неделей Ваий, перед Пасхой. Далее взгляд устремляется от земли ввысь вместе с пятиглавием церкви и уникальным шатром колокольни, венчающихся блистающими золотом крестами. Не переставая удивляться и сорадоваться зодчему, возведшему этот чудесный храм, осторожно сосредоточиваешь свой взгляд на крытой галерее, связывающей нижнюю и верхнюю церкви. Когда-то она была открытой, называемой "гульбищем", по-видимому, от слова "гулять" (в смысле свободного хождения). Ныне она заботливо перекрыта кровлей. Сделана она была ещё в конце ХVIII века. И по сей день невысокий шатёр кровли украшен маленькой главкой с крестом, что делает эту часть целостной.


   И вот взору открываются окна. Прежде всего затейливые сказочные "слухи", которыми украшена каждая грань шатра колокольни. Затем обращаемся к скромным теплым витражам галереи и далее — к торжественным окнам верхней церкви. Над ними — восьмиконечные белые кресты, рядом такие же белые колонны, простые и витые.


   Белый цвет архитектурных украшений храма придаёт ему необычайную нарядность и праздничность.

   Первоначально храм был деревянным, но в самом начале XVIII века (в 1701г.) был сооружён каменный, двухэтажный. Строил его, по преданию, купец Коробов.

   Пришло время, когда к храму мы стали относиться не только, как к культовому зданию, как к памятнику архитектуры, но как к собственной истории, живущей с нами рядом и в нас, радующей нас гармонией внешней красоты и царственного внутреннего убранства.

   Многих калужан приводит в храм величайший праздник русского православия — Пасха Господня. По крутой лестнице, ведущей прямо в верхнюю церковь идут чинно, степенно, с благоговением. Окна галереи-гульбища раскрыты. Но самое удивительное — внутри. На Пасху стираются границы между алтарём и собственно храмом. Отверзаются царские врата. Свет льётся отовсюду. Он буквально вселяется вовнутрь. Четыре больших верхних окна, и в каждом знаменуется Крест Господень. Окно вверху, но Крест — перед тобой. Жёлтый, золотой крест, окаймлённый красным цветом.

   Спасение христианина возможно только через Крест.

   Христос Воскресе! — светится над царскими вратами — ХВ. Свет светящий, животворящий, утверждающий.
   Истинная архитектура всегда полна этого света. Истинное зодчество всегда созидательно.
   Зодчество (архитектура) церковное — благословенное творчество созидания храма верующим мастером.



* фото: Георгиевский собор, город Калуга, фото из открытых источников

Калуга, 90-е годы XX века


Продолжение: http://www.proza.ru/2017/09/22/1510


Рецензии
Вы молодец, проделали огромную работу!
Суважением,

Наталья Лукина88   15.12.2020 08:42     Заявить о нарушении
Большое спаси-бо! Успехов Вам на просветительском поприще! С уважением и теплом!!!

Светлана Татарова   15.12.2020 09:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.