Первопричина всего?

                Георгию Хлебникову,
                человеку и кандидату


Несмотря на то, что существование Бога – предмет веры – многие теологи выдвигают РАЦИОНАЛЬНЫЕ доводы в пользу этого утверждения.

В качестве примера можно рассмотреть аргументы кандидата философских наук Георгия Хлебникова, опубликованные на сайте «Азбука веры» (http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge/1g48-all.shtml)

Философ излагает 16 тезисов, которые сводятся к 8 темам:
1. Первопричина
2. Порядок, Совершенство
3. Вселенная, жизнь
4. Предзнание и Откровения
5. Необъяснимое
6. Распространение веры
7. Судьбы атеистов
8. Мораль, духовный мир

Вот эти темы с аргументами Г. Хлебникова я и рассматриваю в ряде статей под общим названием «ЕСТЬ БОГ ИЛЬ НЕТ – ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС»

1. ПЕРВОПРИЧИНА ВСЕГО?

Доказывая, что Бог существует, Георгий Хлебников рассуждает следующим образом: 

            «каждая вещь в мире и всё, вся Вселенная в целом имеет причину своего существования, но продолжать эту
            последовательность, цепочку причин до бесконечности нельзя – где-то должна быть Первопричина…
            Понятно, что такой беспричинной причиной является Бог: «Бог не человек» – Он духовен («идеален», как мысль),
            то есть находится вне времени и пространства, поэтому не возникает, а существует вечно, являясь не причиной в
            физическом значении этого слова, но Создателем видимой Вселенной и ее законов»


Давайте посмотрим, убедят ли эти рассуждения сомневающихся (а именно им доказательство и адресовано).

Они – сомневающиеся – априори убеждены в одном: да, в нашем воображении и нашей культуре важное место занимает образ, называемый Богом. Это, так сказать, бесспорный факт, исходная посылка для вывода.
Требуется доказать, что сей Бог – не плод воображения, а Нечто реально существующее.

И вот, опираясь на догмы, философ предлагает доказательство, простое, как две копейки, а по сути - шутку:

           Мы знаем, что все вещи, всё на свете когда-то кем-то было создано. Следовательно, был создан и мир. Так ведь?
           Мы знаем, что мир создал Бог? Да, знаем.
           =================================
           Ну, стало быть, Бог существует!

Даже удивительно, что такая простая мысль так долго не приходила в голову человечеству!

Если же говорить серьезно, то рассуждения Г. Хлебникова представляют собой разительный пример произвола и передергивания.

Судите сами.

(1) Автор признает, что все на свете имеет причину. В этом убеждают нас и опыт, и теория. Но вопреки всему автор заявляет, что В ОБЩЕЙ КАРТИНЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ИСКЛЮЧЕНИЕ – некая «беспричинная» причина. На чем же основано это утверждение? А ни на чем. Он просто так решил*.

(2) Это "ИСКЛЮЧЕНИЕ" и дает начало всему сущему. Почему именно оно? Да потому, что так решил философ.

           Вместо рациональных аргументов автор опирается на воображение, а оно сразу рисует цепи причин,
           уходящие НАЗАД, в прошлое. Цепи строго линейны (одной вещи предшествует ОДНА причина) и почему-то все
           сходятся в точку, словно провода или железнодорожные пути.  Так упрощенно Г. Хлебников понимает
           принцип причинности.
           Более сложная (и реальная!) ситуация, когда объект формируют НЕСКОЛЬКО причин**, ему не подходит,
           поскольку тогда от одной вещи в прошлое разбегаются НЕСКОЛЬКО цепочек. Бог знает, где они
           сойдутся, да и сойдутся ли вообще!
           К тому же (и это главное!) группы причин - группы «делателей» - наводят на мысль, что такой сложный объект, как
           Вселенная, могла сформировать не одна Первопричина (Создатель), а ГРУППА факторов.

(3) Это гипотетическое начало (общую Первопричину) философ, не мудрствуя лукаво, именует «Богом». А почему не Дедом Морозом или, допустим, Люцифером?

(4) А потому, объясняет Г. Хлебников, что Бог "духовен («идеален», как мысль), то есть находится вне времени и пространства",
         
                Мы еще не удостоверились, что Бог существует, но уже твердо знаем, КАКОВ Он и ГДЕ «находится»!

(5) "поэтому не возникает, а существует вечно" (?). 

                Нам ничего не известно о природе Бога доподлинно, все эти качества – «идеален», «духовен» - лишь      
                предположения, ничем подтвержденные гипотезы – однако, ими Г. Хлебников доказывает, что Бог вечен!

(6) Ну, а раз вечный, то, значит, Он и есть Первопричина, Создатель. Или все же не значит?

             Нетрудно представить себе Вечное, которое не является Создателем какого-либо мира***.
             Нетрудно вообразить и обратное – недолговечную Первопричину, которая выдала стартовый импульс,
             запустила процесс созидания и прекратила свое существование****.

Итак, рассмотренное доказательство содержит четыре неаргументированных предположения (1), (2), (3), (6) и два серьезных нарушения логики (4), (5) – многовато для весьма компактного рассуждения, а потому мой вывод –
                НЕТ, НЕ УБЕЖДАЕТ.

------------------------------------------------------
           * Г. Хлебников ссылается также на Аристотеля и Пастера.
          ** Чтобы «сделать» ребенка, нужны ДВА родителя. Многие города складывались стихийно, без генерального
                плана, как результат СОВМЕСТНОЙ деятельности. Более того, любое изделие есть результат большого количества
                причин. Тот же Аристотель, например, выделял четыре обязательных фактора (он называл их причинами) –
                наличие материала, формы, делателя и предназначения.
                Так, чтобы появилась электрическая лампа, недостаточно Эдисона с его идеями – нужны еще составные части
                лампы, сотрудники, условия для работы, предшествующие разработки других изобретателей, амбиции
                Эдисона, общественная потребность в лампе (конечная причина, по выражению Аристотеля). И все эти факторы
                должны действовать СОВМЕСТНО, а не последовательно, то есть кувшин = глина + гончар!
       *** Интуиция и опыт подсказывают, что НЕЗЫБЛЕМОЕ НЕПРОДУКТИВНО. Непродуктивны "вечные" рукотворные
                и природные объекты – пирамиды, горы. Зато короткоживущие машины-автоматы (компьютеры, роботы)
                очень производительны. Вовсю творит и смертная органика.
                Конечно, приведенные примеры содержат не вечное, а лишь его «земной» эквивалент - долгоживущее. Но
                подходящие примеры найдутся и в мистической сфере: во многих религиях и мифологиях мир рождается из
                ВЕЧНОГО Хаоса, пустоты или какой-либо субстанции, но рождается САМОПРОИЗВОЛЬНО,
                они – лишь МАТЕРИАЛ, а не Творец.
     **** Некоторые ученые опасались, что адронный коллайдер в ЦЕРНе спровоцирует появление черных дыр, которые
               разрушат коллайдер, а затем и весь мир (и, возможно, породят новые вселенные).
               Любой взорванный боезаряд, разрушаясь, вызывает цепь причин и следствий.
               Из желудя вырастает могучий дуб, при этом желудь погибает.
               Согласно материалистическим представлениям, «Первопричиной» нашей Вселенной стал взрыв сверхплотной
               частицы, которая, естественно, распалась.
------------------------------------------------------



Продолжение - "Источник порядка?"   (http://www.proza.ru/2017/10/13/280)
Продолжение - "Основа Бытия?"          (http://www.proza.ru/2017/10/28/333)
Продолжение - "Источник жизни?"      (http://www.proza.ru/2017/11/07/354)


Рецензии
Не вижу, чем гипотеза самозарождения Бога-Творца лучше теории вечного существования материи? В вечно существующей материальной вселенной могу представить самозарождение жизни и как результат её эволюции появление высшего разума, но не наоборот. Что, великий Бог тоже от взрыва возник? Или его создал первоБог? В наших рассуждениях мы не можем переложить акт творения на инопланетян или первоБога. Ваша критика рассуждений господина Хлебникова убедительна.

Иннокентий Темников   06.11.2018 10:33     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваши отзывы. Надеюсь, что другие произведения Вас не разочаруют.
С уважением,

Томас Твин   08.11.2018 10:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.