Очерки истории РПЦ Калужского края Ч. 1 Гл. 1-3

               
                Часть 1. Русский православный храм
               Глава 1. Соборность русского православного храма
                §3. Агиография

   Многие годы русский человек не имел возможности черпать знание из этого ценнейшего исторического источника — "Житий святых". Возвращение к этим чудесным памятникам русской словесности, наконец, стало возможным. "Жития", как известно, были любимым чтением на Руси. Их с удовольствием читали, переписывали. Главное же — в них был образец, путь к благочестивой жизни, источник настоящего христианского воспитания.

   Многие русские православные храмы посвящены христианским мученикам и исповедникам, отцам и учителям церкви, святым благоверным князьям, собирателям и хранителям земли Русской. Все святые — заступники для верующего, ориентир для идущего к истине.
   
   Мы уже знаем, что каждому святому посвящается особая церковная служба в храме в день его памяти, прославляющая его подвиги.


  В середине XI века к лику святых были официально причислены князья Борис и Глеб, убитые в 1015 году по приказу их брата Святополка, прозванного Окаянным. Позже церковь канонизировала жившую в Х веке великую княгиню Ольгу, первую правительницу-христианку, и её внука, великого князя Владимира, крестившего Русь. Ещё позднее были канонизированы Феодор и Иоанн, отец и сын, варяги-христиане, убитые в Киеве в 983 году — первые на Руси мученики за веру... История постоянно открывает новые имена.

   Мы расскажем краткую историю жизни подвижников земли Калужской — святого праведного Лаврентия, преподобных Тихона Калужского, Пафнутия Боровского и Амвросия, старца Оптинского.

   Смирение, кротость достигаются великими трудами. Некоторые русские святые брали на себя особый подвиг — юродства ради Христа. По доброй воле они отказывались от всех благ земной жизни. А чтобы исправить сильных, власть имущих,
часто вели себя так, что их считали безумными.

   Блаженный Лаврентий Христа ради юродивый жил в конце XV — начале XVI века. Калуга тогда располагалась на левом берегу реки Яченки. Правителем её был князь Симеон Иоаннович. Калугу он получил в удел в 1505 году от отца своего великого князя Иоанна III. Благочестивый князь приютил праведника в своём доме. По временам блаженный Лаврентий удалялся на молитву на вершину горы. Здесь, рядом с деревянной церковью во имя Рождества Христова, была по преданию его деревянная хижина — место его молитвенного уединения.

  В 1512 году напали на град Калугу агаряне (крымские татары). Битва была на реке Оке. Старинная летопись сообщает об уникальном событии. В тот момент, когда князь бился с насада* с иноверцами, праведник, находившийся в доме князя, внезапно возопил велием гласом: "Дайте мне мою секиру острую, напали псы на князя Симеона, да обороню его от псов." И вдруг неожиданно предстал князю и воинству его на самом насаде, ободряя всех и говоря: "Не бойтесь!" Ободренные нежданным появлением праведника, воины в тот же час прогнали врагов. А блаженный явился вновь в доме княжеском со словами: "Оборонил от псов князя Симеона!" Князь же по возвращении поведал и засвидетельствовал о чудесном появлении и помощи святого.

   Преставился праведный Лаврентий 10 (23) августа 1515 года. Полагают, что именно князь Симеон, обязанный святому своим спасением, устроил на месте погребения блаженного иноческую обитель (Свято-Лаврентиев Христорождественский монастырь). О многочисленных чудесах по заступничеству святого Лаврентия рассказывает Л. Кавелин.

   Другой чудотворец земли Калужской — преподобный Тихон. По преданию, монашество принял в Московском Чудовом монастыре. Любовь к уединению привела его в дремучие калужские леса. Жилище себе преподобный устроил в дупле огромного дуба, питался травами, ягодами и кореньями. Щедро духовными дарованиями украшен, святой Тихон помог многим, кто обращался к нему за помощью. Святой явился основателем монастыря Тихоновой пустыни, освященной в честь Успения Божией Матери. Убелённый сединами, премудрый старец мирно отошёл ко Господу в 1492 году. Согласно монастырским летописям чудесные исцеления по молитвам преподобного Тихона продолжают совершаться.

   Почти в то же время в пределах великого княжества Московского просиял святостью жизни преподобный Пафнутий Боровский. Внук крещеного татарина, в молодости ушёл в Боровский Высокий Покровский монастырь. Наставником его был блаженный Никита, ученик самого преподобного Сергия Радонежского. Двенадцать лет преподобный был игуменом этого монастыря. Но вскоре, приняв ещё более строгие обеты пред Богом (схиму**), он поселяется в пустыни, где в 1444 году и построил церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы на берегу реки Истермы. Здесь же им был основан монастырь, названный его именем — Пафнутиевым. Скончался преподобный  в глубокой старости 1 (14) мая 1477 года.  Всю жизнь святой Пафнутий провёл в великих трудах. Никто прежде него не являлся ни на работе, ни на общем молитвенном правиле. Прозорливый старец, удивлявший всех своим видением прошлого и будущего, предсказал и день своей блаженной кончины.

   Всей духовномыслящей России известно имя Оптинского монаха — старца Амвросия.
Преподобный Амвросий (в миру Александр) родился 23 ноября 1815 года (по другим источникам 1812 года). В 1836 году окончил духовную семинарию. В монашество пострижен был в 1842 году во Введенской Оптиной пустыни Калужской губернии. Величайшее смирение в тяжёлые годы испытаний, тяжёлой болезни, продолжавшейся всю его жизнь, стяжали ему великую любовь его духовных детей. Тысячи верующих и неверующих, богатых и бедных, образованнейших и самых простых людей шли к преподобному за наставлением, утешением, исцелением. Скончался преподобный Амвросий 10 (23) октября 1891 года. "Всея Руси дивный наставниче," — так прославляет Церковь своего святого.

   "Люди, о которых повествуют жития, были... исторические лица... В народной памяти они образовали сонм новых сильных людей, заслонивших собой богатырей, в которых языческая Русь воплотила своё представление о сильном человеке... Светильник не скрывается под спудом, ставится на вершине горы, чтобы светить всем людям; полезно зело повествовать житие божественных мужей; если мы ленимся вспоминать о них, то о них вопиют чудеса..."***

 * вид речного судна
 ** название двух высших степеней монашества (великая и малая схима), связанных с принятием суровых обетов; чаще — в значении "великая"
 *** В. О. Ключевский Курс русской истории в 9 томах, т.II, М., 1988, с. 239

 фото: икона блаженного Лаврентия Калужского, преподобных Тихона Калужского и Пафнутия Боровского


        Калуга, 90-е годы ХХ века


 Продолжение: http://www.proza.ru/2017/09/25/503

 
 

   


Рецензии