Хлестаков воскреснет
– Так думаешь? – Так складывается обстановка в мире, что нужен необычный человек со стороны. – Сама система перестроиться не может? – Особенно рыночная. Иногда нужно выйти из круга для решения задачи. – И что, именно «ревизор» Хлестаков нужен? – Смех Гоголя нужен! Не смех Рабле и не смех диссидентов СССР. И не карнавальный смех. Из предисловия к книге «Ревизор. Мёртвые души» (издана для учащихся среднего и старшего возраста в 1980 году в количестве 150000 экз.): «Гоголь, отвечая на упрёки, что в пьесе нет ни одного положительного лица, писал: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Это честное, благородное лицо был – смех». Но смех он понимал по – своему. «Смех значительней и глубже, чем обычно думают. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным, болезненным расположением характера; не тот лёгкий смех, служащий для праздного развлечения и забавы людей, - но тот смех, который весь излетает из светлой природы человека, излетает из неё потому, что на дне её заключен бьющий родник его, который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницающей силы которого мелочь и пустота жизни не испугала бы так человека». Происхождение «Ревизора» Гоголь пояснял так: «Я решил собрать всё дурное, какое я только знал, и за одним разом над всем посмяться». Белинский удачно определил умение Гоголя изображать жизнь: всё в пьесе «больше, нежели портрет или зеркало действительности, но более походит на действительность, нежели действительность походит сама на себя, ибо всё это – художественная действительность, замыкающая в себе все частные явления подобной действительности». – Заумно звучит, но суть понятна. Так ты считаешь, что нужен современный «РЕВИЗОР»? – Именно так! Так и говорю. В. Лоб.
Рецензии