Слон - этимология

Со слоном-то что делать: так и оставить его прислонённым?
http://ru-history.livejournal.com/2510833.html
Слон: к вопросу об этимологии - Вопросы истории
Удалённый комментарий


Слон самое крупное и сильное травоядное сухопутное животное, обитает в тропических областях Африки и Азии, использовался людьми с периода античности  для перевозки грузов, устройства путей в джунглях, на лесоразработках, в военных целях и др. целях (первое упоминание боевых слонов в 326 г. до н.э.).

* Откуда в Израиле слон? Загадка древней мозаики

На раскопках синагоги в галилейском кибуце Хукок впервые обнаружена мозаика, на которой изображено животное, не упоминавшееся в Торе, - сообщает WallaNews. Это слон. … Хорошо сохранившаяся находка датируется примерно V веком нашей эры и представляет собой напольную мозаику размером 20 на 10-15 метров. …

1) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень: -слон-. Значение: зоол. крупное толстокожее хоботное млекопитающее, принадлежащее семейству слоновых (Elephantidae).

Этимология по Максу Фасмеру

Происходит от праслав. *slonъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. слонъ (Афан. Ник., библия 1499 г.), русск.-церк.-слав. слонь (Златостр., Григ. Наз., Ио. Экзарх; там же), укр. слонь (из польск.), болг. слон, словенск. slon (род. п. slona), чешск., словацк. slon, польск. slon, в.-луж. slon, н.-луж. slon.
Обычно рассматривается как искусственное образование от (pri)sloniti se, причем ссылаются на указание «Физиолога» о том, что слон спит, прислонясь к дереву, ср. русск.-церк.-слав.: егда хощетъ спати дубе ся въслонивъ спитъ, рукоп. Троице-Сергиевск. лавры No 729, л. 178 (ХV в.).

Связь *slonъ — *sloniti se носит скорее народно-этимологический характер, так как для наблюдений над образом жизни экзотического животного у славян было слишком мало возможностей. Неясно также отношение слав. *slonъ: лит. slapis, slajus «слон».
Фонетически приемлемо предположение о заимствовании из тюрк., где наряду с тур., тат. arslan «лев» (см. Руслан) имеется также тур., азерб., карач., балкар., крым.-тат. аslаn — то же, кыпч. astlan. Ср. дунайско-болг. Oslan(n)as o vagatour — надпись на сиютлийской колонне (Arch;ol.-epigr. Мitt. аus ;sterreich 19, 238), по Бангу.
Любопытно др.-польск. wslon «слон» (Бельский, согласно Брюкнеру). Лит. слова, возм., вторично сближены с лит. slapias «мокрый». Относительно отпадения начального гласного тюрк. слова ср. лачуга, лошадь, лафа. Совершенно иначе Оштир, который пытается сблизить это слово с егип., далее — Ильинский, который возводит *slonъ к *slорnь, привлекая др.-польск. slорien «ступенька, подножка», slaраc «топать».

б) К зоониму «слон» существует множество  комментариев, не имеющих здравого смысла, если у читателя есть время, вполне достаточно набрать в поиске - Слон этимология.
 
2) Применение термина в русском языке, миниатюры
 
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 2000, вып. 25
 http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_25.pdf

* Слонъ. 1. Слон; «Предъвештаеть же псалом… тьмы македонян и множество слоновъ», Псалт. Чудск., XI век. 2. Слоновая кость, Иезекииль 27:6. 3. Название стенобитного орудия. Ник. Лет. XVI в.
* Слоновщик. Погонщик слонов, 1621. * Слоновый. Х. Аф. Никит., 1472 г. * Слонок (небольшой слон), XV в.
 
б) Физиолог. Слово и сказание о зверях и птицах (перевод с болгарского, на Руси с XV-XVI вв.); http://old-ru.ru/04-14.html

«О слоне. Слон живет в горах. Слониха находит траву, называемую мандрагорой, и поглощает ее. Так же и слон; и сходится с нею. А когда слониха рожает, то входит в реку до вымени и рожает в воде. Спит же слон стоя около дерева. А если упадет, то вопит, и приходит большой слон, но не может поднять его; и затем приходят другие двенадцать. Но и они поднять не могут. И тогда завопят все двенадцать слонов. И приходит маленький слон, и подставляет хобот свой, и поднимает его» (Данный комментарий имеет аллегорический смысл).

в) Афанасий Никитин. Хождение за три моря Афанасия Никитина (1468-1474): «Да за ним благой слонъ идет, а весь в камке наряженъ, да обивает люди, да чепь у него железна велика во рте, да обивает кони и люди, кто бы на салтана не наступил блиско».

г) Несколько миниатюр «слонъ» в русской литературе XVI-XVII вв.

3) Терминология в основных языках

Слово-понятие «слон» обращается в основном  в трёх графических формах.  В западноевропейских языках термины произведены от греческой основы – elefanta. В восточноевропейских языках – применяется термин «слон», а в тюркских языках: азер. – fil, казах., киргиз.  - ПИЛ, таджик. – ФИЛ, турец. -  fil, узбек. – fil, татар. ФИЛ, в крымчакском – ФИЛ.

Ясно, что в указанных тюркских языках зооним происходит из одного письменного источника, скорее всего это язык общей идеологии (ислам), арабский термин  - Аль-Фи;ль (ФИЛ) слон. Арабская письменность (надписи) фиксируется с  IV в. н.э., создана на основе арамейского языка, большие тексты встречаются с VII в. н.э. ПИЛ (ФИЛ) - общий корень в семитских языках: арамейский ПИЛА, в иврите – ПИЛ/а.

б) Иврит – ПИЛ слон, талмудический термин; Талмуд написан на иврите и на арамейском языке в период  III в. до н.э. – VII в. н.э.

* См. ЕЭБЕ/Зоология
https://ru.wikisource.org/wiki//

Зоология в Талмуде. — Сведения Талмуда о мире животных весьма обширны, терминология значительно разработана, особенно в систематической части. … Что касается отдельных классов животного царства, то они не в одинаковой степени известны Талмуду. Больше всего места в талмудической литературе уделено позвоночным, с которыми человек чаще сталкивается в своей повседневной жизни и которые ближе всего стоят к нему по своему анатомическому строению.
Слон, ПИЛ (Бер., 56б), считался самым крупным земным животным, так что существовала ироническая поговорка: «Может ли слон пройти через игольное ушко?» (Б. Мец., 38б). В рассказах о нем (Менах., 69б; Бех., 8а и др.) много фантастического.

* ЕЭБЕ/Слон и слоновая кость

Антиох Епифан пользовался слонами в войне против евреев (I Мак., 1, 17; 6, 30). Эти С. имели на своей спине деревянную башню, где помещалось несколько воинов (от 3 до 5) с погонщиком, называвшимся «индийцем»; число 32, очевидно, дано ошибочно (I Мак., 6, 37). Во главе этого отряда стоял начальник, элефантарх (II Мак., 14, 12). Перед сражением животным давали опьяняющие напитки, чтобы привести их в бешенство; их назначение было вносить замешательство в неприятельские ряды. Талмудическое и новоеврейское слово для С. — ПИЛ, ПИЛА, ПИЛИМ ...; (Бер., 55б, 56б), таково же сирийское и арабское; оно равнозначаще с ассирийским «piru» (см. Lewy, Griech. Fremdworter, 5). Видеть С. во сне считалось дурным предзнаменованием (Бер., 56б). «He видит никто во сне: ни золотой финиковой пальмы, ни слона, проходящего через игольное ушко» (Бер., 55б).
 
4) Обобщение и вывод

а)  Заимствование

Мы установили, что общесемитский термин ПИЛ-ФИЛ (слон) послужил основой для образования тождественных слов-понятий в большинстве тюркских языков. Выяснить еврейский или арабский приоритет не удастся, ясно одно, в лексиконе молодых национальных языков ведущее место занимала заимствованная  терминология главенствующей религиозной доктрины - её язык. Соответственно и болгаро-русскую, чехо-словацкую и польскую терминологию «слон» надо рассматривать в рамках иудеохристианства.

Пойдем и мы этим путем, т.к. авторитеты от лингвистики постоянно блуждают в национальных лингвистических «дебрях», версию имеющий здравый смысл (инстинктивное чувство истины, свойственное среднему человеку, опоре общества) никто не предлагает. Соответствующего библейского термина нет, а талмудическим термином почему-то христианские монахи-книжники не захотели или не смогли воспользоваться (был уже занят?). Слово-понятие «слон» (сл+он) - создали, объединив два библейских термина в одно слово - аббревиатура, сокращение слов в письме, которое в поздней устной речи переходило в термин.
 
б) Образ слона

Для человека важны хозяйственные характеристики, имеющиеся у животного, они обычно и закладываются  в имя животного, описывают его.
* Полезность или бесполезность  (шкура, мех, мясо, кость), кормовая база. 
*Возможность совместного существования и деятельности; пригодность для одомашнивания, уровень тревожности, агрессивности.
* Функция (как используется?) - земледелие, транспорт, перевозка грузов, быт.
*Внешний вид - размер, форма тела, быстрота передвижения, сила, выносливость.
 
У слона люди издавна выделили выдающуюся характеристику - СИЛУ и МОЩЬ, могущество (покоряющая сила, неодолимое воздействие) этого, от природы добродушного животного. Использовали слонов в хозяйственных целях для расчистки земли под посевы (корчевание), на лесоразработках (перевозка древесины) и на других трудоёмких работах.  Итак, мы выделили ОБРАЗ слона – сила и мощь.

Вывод

Целесообразно рассмотреть слово в связи с библейскими образами и лексиконом иврита, в словарях необходимо искать термины иврита  СИЛА, МОЩЬ.

5) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем зооним в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корни – СЛОН = СЛ+ОН. У нас сразу же выявляется соответствующий выделенному нами образу слона термин иврита ОН  сила, могущество, мощь.

** ОН = ивр. ОН сила, могущество, мощь.

Источник

См. стронг иврита 202, ОН
https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/202.html

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_011.htm

** СЛ = корень иврита – С.Л.Л., с огласовками – САЛАЛ мостить, прокладывать, пролагать, утаптывать дорогу (топтать).

Напомним читателю, что иврит язык согласных знаков, в устной речи огласовки (гласные) произносятся, но в письме не пишутся. Термин иврита САЛАЛ был передан в пространстве и времени графической формой С.Л.Л. (мы знаем, что слонов использовали для прокладки и расчистки дорог (путей) в быстрорастущих тропических лесах и на лесоразработках).

Источник

См. стронг иврита 5549, С.Л.Л., САЛАЛ

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_330.htm

Общий вид

Русск. СЛОН = СЛ+ОН = корень С.Л.Л., с огласовками САЛАЛ мостить, прокладывать, пролагать, утаптывать дорогу (топтать) +  ОН сила, могущество, мощь. То есть,  сильное (могучее) животное, способное протоптать (проложить) дорогу.

б) Библейский образ

* Иов 18:7: «Сократятся шаги могущества (ОН) его, и низложит его собственный замысл его».

* Исаия 62:10: «Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте (С.Л.Л.) дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!».
 
* Иов 19:12: «Полки Его пришли вместе и направили (С.Л.Л. протоптали) путь свой ко мне и расположились вокруг шатра моего».

Таким образом, болгаро-русский зооним СЛ+ОН сформирован из двух корней иврита, характеризует животное как сильнейшее в природе и указывает на его рабочую функцию – обустройство дорог; как и для чего его можно использовать в хозяйственной деятельности? 

Монах-книжник,  запустивший этот термин в церковнославянский лексический  оборот, хорошо знал способы использования слонов  и очевидно побывал в Индии.
Применив библейскую терминологию и образы, мы связали содержание необъяснённого до сих пор церковнославянского термина СЛ+ОН с его фонетикой и графикой (с учетом транслитерации), т.е. установили этимологию.

*Примечание. Еврейская электронная энциклопедия/ Индия

«Сведения, содержащиеся в Талмуде, позволяют заключить, что торговые связи между Индией и евреями Эрец-Исраэль и Вавилонии существовали уже в период Второго храма. Так, в трактате Иома (3:7) говорится, что одно из одеяний первосвященника, надеваемых в Иом-Киппур, было изготовлено из индийской ткани (хиндуин); там же (81б) сообщается, что имбирь (зангвил или хималта) «прибывает из Индии». В Талмуде встречается также имя рабби (предположительно — прозелита) Иехуды из Индии (Кид. 22б; ББ. 74б).

Сведения об Индии содержатся также в апокрифической литературе (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы) и в мидрашах. Обнаруженные в Каирской генизе документы свидетельствуют о торговых экспедициях евреев Южной Европы, Северной Африки и Адена на западное побережье Индии в 10–12 вв. Так, брат Маймонида (изв. философ, врач), Давид, погиб, видимо, в 1177 г. по пути в Индию. Самым ранним документом о постоянном пребывании евреев в Индии являются тексты на медных табличках (974–1020), относящиеся к главе общины кочинских евреев. Существование постоянных еврейских поселений на Малабарском берегу отмечают, начиная с 12 в., многочисленные средневековые путешественники, в том числе и Биньямин из Туделы».

Со слоном-то что делать: так и оставить его прислонённым???

24. 9.2017 г.


Рецензии