Очерки истории РПЦ Калужского края Ч. 1 Гл. 2-1

Часть 1. Русский православный храм
                Глава 2. Иконография
                §1. Церковные православные праздники

   1. Введение
   2. Пост и праздник
   3. Троица. Успение. Спасо-Преображение

    1.
    Мы начинаем восстанавливать духовные традиции русского народа. Русский народ любил праздник, любил и приготовление к нему.

   В 1 главе (§ 2) мы познакомились с понятием о круге богослужений, согласно которому каждый день в году — праздничный. Самым величественным праздником православный люд почитает Воскресение Христово — Пасху Господню. За Пасхой следуют "двунадесятые" праздники — двенадцать самых главных. Три из них (Вербное Воскресение, Вознесение Господне в 40-й день после Пасхи и День Святой Троицы) называются переходящими, так как день их празднования зависит от самой Пасхи.

   Вербное Воскресение (Вход Господень в Иерусалим) празднуется за неделю до Светлого Христова Воскресения; Вознесение Господне, как было написано выше, — в 40-й; Троица — в 50-й день после Пасхи.

   В число "двунадесятых" входят 9 непереходящих (неподвижных) праздников:
   
  6 (19) января — Крещение Господне (Богоявление),
  2 (15) февраля — Сретение Господне,
  25 марта (7 апреля) — Благовещение Пресвятой Богородицы,
  6 (19) августа — Преображение Господне,
  15 (28) августа — Успение Богородицы,
  8 (21) сентября — Рождество Пресвятой Богородицы,
  14 (27) сентября — Воздвижение Креста Господня,
  21 ноября (4 декабря) — Введение во храм Пресвятой Богородицы,
  25 декабря (7 января) — Рождество Христово.

    За "двунадесятыми" следуют ещё 5 великих праздников:
   
  1 (14) января — Обрезание Господне и память святителя Василия Великого
  24 июня (7 июля) — Рождество Иоанна Предтечи
  29 июня (12 июля) — День святых первоверховных апостолов Петра и Павла
  29 августа (11 сентября) — Усекновение главы Иоанна Предтечи
  1 (14) октября — Покров Пресвятой Богородицы.

    Праздники Господни, Богородичные и в честь святых. Особенно почитаются  святые: Николай Чудотворец (ему посвящены два праздника — Никола весенний и Никола зимний, Илья-пророк (Ильин день), Георгий Победоносец (Юрьев/Егорьев День).

    Кроме того, особенными праздниками для верующих являются "престольные"*.


   2.
   Самым большим праздникам предшествует пост. Многодневных постов — 4. Великий (перед Пасхой), Петров (апостольский), Успенский и Рождественский (называемый ещё и Филипповым, так как начало его — вслед за праздником святого апостола Филиппа).

   Также есть однодневные посты (среда и пятница в течение всего года и др.)

   Пост — время усиленной молитвы, духовного и телесного воздержания. Семь недель длится Великий пост, шесть недель — Рождественский, две недели — Успенский, а Петров зависит от Пасхи и продолжается от одной до пяти недель.

   Православие учит тому, что сама необходимость воздержания и поста для телесного здоровья и обновления сил, ослабляемых беспрерывной деятельностью, исходит из природы. На севере прежде сообщения деревьям и злакам новой растительной силы природа поражает их морозом, на юге — иссушает до корня всякую растительность. "О, как надо беречь душу постом!" — заповедывает святой Иоанн Кронштадский.

   Овощи, фрукты, хлеб; по великим праздникам — рыба, такова трапеза во время поста. Дополняют её грибы, варенье, мёд, пряники, изюм.

   Калужские монастыри (Оптина пустынь, Тихонова пустынь, Малоярославецкий Николаевский и др.) славятся своим хлебосольством.

   Пост не есть изнурение, это время добрых дел, милостыни и сердечного внимания, которое всем нам чрезвычайно необходимо. И главное — борьба со страстями и молитва.

   Хоть и говаривали в старину:"Великий пост всем прижмёт хвост", но и утешали: "Кто все четыре поста постится, за того — все четыре евангелиста."


   После долгого усердного поста,
   Утверждая веру во спасенье,
   Боже! Боже! В праздник не оставь!
   Не отринь, но даруй утешенье!
   Грешная, не вынесла душа
   Искушений, посланных во благо,
   Покаянье со смирением стяжав,
   Обратилась к Богу, яка нага.
   Гордая, теперь уязвлена,
   Без Отца творити что ты можешь.
   Всеми зримая твоя вина,
   Ты её всё множишь, множишь, множишь.
   
   Верую, очисти, Боже мой!
   Освяти, ослаби, умири.
   Верую, что Ты — со мной!
   Господи! Услыши и вонми!
   Праздник славный! Радость бытия
   Ты не омрачишь укором строгим,
   Ты утешишь, верую я!
   Ты простишь у храма на пороге.
   Со свечой пред Образом Твоим
   Пред Пречистой, всем Небесным миром
   Уповаю, Сыне, окропи,
   Окропи водой святою, сирую.
   Возликует сердце самарянки,
   Воспоёт и будет славить Бога,
   Радуйтеся ныне, прихожанки!
   Аллилуйа! Аллилуйа! Аллилуйа! Слава Тебе, Боже!

 
   3.
   Здесь мы расскажем кратко о трёх православных праздниках: Троице, Успении Божией Матери и Преображении Господнем.

   Мы все знаем, что к празднику принято готовиться. Покаяние, пост, исповедь — это духовное приготовление. Но естественно и традиционное приготовление — особое убранство храма к празднику. Красивыми пушистыми елями украшают храм, как известно, к Рождеству. Вайи, верба — символ праздника Входа Господня в Иерусалим.

   Но вот приходит праздник Пятидесятницы (День Святой Троицы). Называется этот праздник Пятидесятницею потому, что Сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом.

   Накануне Вознесения Господь предупредил апостолов, что они примут силу Господню тогда, когда сойдёт на них Дух Святой. На десятый день по Вознесении в доме, где находились ученики Господа Иисуса Христа и Матерь Его, внезапно сделался шум с неба, как бы от сильного ветра. После этого явились им языки, как бы огненные и остановились по одному — на каждом из них. Сам Господь ниспослал Святого Духа. "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа", — таковы были слова апостола Петра, как мы знаем из Книги Деяний Апостолов. Слово Первоверховного было принято собравшимися. В тот же день присоединилось к ним душ около трёх тысяч.

   Храм в Троицын День светится молодой зелёной листвой, нежными берёзками, украшается цветами. Это символ и память того, что Дух Святой даёт жизнь всему миру.
 
   Пресвятой Троице (Отцу, Сыну и Святому Духу) посвящён уникальный Троицкий собор, расположенный в городском парке Калуги. Он был кафедральным собором до разорения его в 20-х годах нынешнего века. Многие государственные деятели, даже цари и великие князья посещали его. Для всех богатых и бедных этот храм был святым местом. Величественное строение (построенное в прошлом веке замечательным зодчим И. Д. Ясныгиным) покрывает уникальный купол диаметром 20 метров. Подобно многим храмам и этот пережил трудные времена осквернения. Ныне собор во имя Живоначальной Троицы действует и восстанавливается.

   К сожалению, нельзя сказать того же о другом калужском храме — Успения Божией Матери. Расположенный рядом с рыночной площадью, храм ждёт своего часа. Праздник, который дал имя храму, — особый. Успение означает смерть, тихий, безмятежный сон, переход в вечную жизнь к Божественному Сыну Его Пречистой Матери Девы Марии. Подобно  тому, как на Троицу храм весь в юной зелени, на Успение (празднуется 28 августа) храм, внутренне убранство его озаряется небесно-голубым цветом: голубая парча, изумительного оттенка васильковый бархат, — символ того, что земля и растительность уже готовятся на зимний покой.

   Успение считалось днём окончания жатвы, праздником урожая, проводом лета и встречей осени. Собиратель обычаев народа Георгий Мишин рассказывает, что начинали жатву с песней:
        "Благодарю Бога, нового хлеба
        дожала снопок, жита нажала!
        Буду жать — не лежать,
        чтобы копну жита нажать.
        Нажавши — смолотить, каши наварить
        И гостей накормить."

   Во время жатвы старались найти "спорынью" (на одном стебельке — 12 колосьев).
 На западе Калужского края распевали: "К нам во Кокошено село, во Петровское гумно, а с гумна спорынья во амбар перешла. Она гнёздышко свила, малых деток вывела — пшено выкормила, сытой выпоила."
   
   Уборка хлебов должна была быть полностью завершена ко дню Успения. В праздник в церкви святили караваи нового хлеба.

   Богородичный праздник Успения прославляет Божию Матерь  как всегдашнюю молитвенницу пред Богом за всё человечество и помощницу в тяжких трудах. Священное Предание поведало, что Тридневное положение во гробе Божией Матери по тихой кончине Её завершилось Её воскрешением Господом, Которым и вознесена на Небо.
   
    Первые сведения о калужском храме Успения восходят к XVII столетию.
   

    XVII-м столетием датируется и  калужский храм Спаса Преображения на Смоленской горе. Имя этот храм получил в честь  Преображения Господня. Праздник этот связан с удивительным событием, рассказанным нам апостолом и евангелистом Матфеем. Однажды Иисус Христос в сопровождении своих учеников Петра, Иакова и Иоанна поднялся на гору... И вдруг неожиданно для них Господь преобразился: "И просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет."  И явилось облако, осеняющее их, и услышали из облака глас Отца: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение, Его слушайте!"  В начале XIX века храм решили подновить. Исполнители догадались, к  счастью, не разрушать многочисленные детали лепного декора, а решили просто скрыть их под толстым слоем штукатурки. В середине 70-х годов ХХ века калужские реставраторы открыли неожиданно первоначальные архитектурные украшения. Постепенно храм приобретает свой первоначальный вид. В настоящее время здесь Подворье Свято-Пафнутьева монастыря. Храм действует.

  Праздник Преображения в народе ещё называют Яблочным Спасом, так как в этот день (19 августа) прихожане приносят плоды нового урожая (яблоки, груши, виноград и т.д.) для освящения. Плод же Отца есть возлюбленный Сын. Да услышат люди, да освятит нас Господь!

   Три праздника — Троица, Успение, Преображение. Александр Днепровский, калужский архитектор и краевед, называет их "храмы-великомученики". Труден путь духовного возрождение. Возрождение к истокам неизбежно.


* праздник в честь события или святого, которому посвящён храм или придел в нём

 фото: Успенский храм, Калуга

   
    Калуга, 90-е годы ХХ века
 
Продолжение: http://www.proza.ru/2017/09/26/1159


   
 


   

   


   
   
   


 

   
 
   
   


Рецензии