Мать - земля родная наша... Часть первая
Сентябрь 2017-года отмечен сразу тремя историческими событиями: восемьсот восьмидесятилетием Москвы, 72-ой годовщиной окончания Великой Отечественной войны, завершившейся разгромом последнего фашистского сателлита – Японии и 205-ой годовщиной Победы России в Отечественной войне 1812 года.
Начну, конечно, с воспоминаний семидесятилетней давности. Моему любимому городу Москве – 800 лет. Мне – 6. На улицах отсутствует вызывающе яркое оформление, пожалуй, только флаги. Это было первое послевоенное торжество, не считая, конечно самого Дня Победы. Ушли в недавнее прошлое комендантский час, запрещавший появление на улицах города в тёмное время суток. Подростки нашли для себя более интересные и полезные на этот период занятия, чем сбрасывание с крыш «зажигалок» после налёта нежданных фашистских «гостей». Да и звуки немецких бомбардировщиков, пролетающих над городом, остались в прошлом.
День рождения Москвы превратился для меня в какое-то волшебство. Мы возвращались с праздничного концерта. Он проходил на стадионе «Труд», расположенном как бы в глубине оврага, параллельно Варшавскому шоссе (нынешнее название). По младости, я не помню концертных номеров и исполнителей. Но продолжительные аплодисменты, восторженные крики «браво» и «бис» свидетельствовали о том, что жители Замоскворечья были довольны подарком.
Хорошо помню удивительно тёплый, счастливый вечер, насыщенный радостью и необыкновенно весёлым настроением. Транспортного движения не было. Народ как будто растёкся ручейками – семьями, друзьями, одноклассниками и однокурсниками, а может, просто дворами.… Казалось какая-то теплота разлилась не только по телу, а по всем прилегающим домам, переулкам и улицам.
Я крепко держала за руки маму и папу, и не потому, что боялась потеряться. Просто это было великим счастьем прогуливаться всем вместе: ведь папа целые дни - на работе, мама же с утра до вечера в хлопотах о домашнем уюте семьи из пяти человек.
А московские окна, освещавшие нас «негасимым» светом, как могли поддерживали наше удивительное состояние души. Поистине, «упоителен» оказался для нас вечер 800-летнего юбилея Москвы!
* *
Хазары, печенеги, половцы, татары, шведы – кто только не посягал на нашу Родину. Русские земли и богатства не давали покоя многим. Польстился на них в 1812-ом году и Наполеон. Война сначала складывалась неудачно для нас, пришлось даже оставить Москву ради сохранения армии. Однако потом русский народ смог не только прогнать войска Наполеона из столицы, но и освободить всю Европу. В Отечественной войне проявилась мощь русского оружия и талант полководцев, прежде всего Михаила Кутузова, а также великая сила духа нашего народа. Партизанская война, принявшая небывалый размах, не имеет аналогов в истории. «Французская армия разбилась о русскую армию», говорил впоследствии генерал А.П.Ермолов.
В 1912 году, когда отмечалась 100-летняя годовщина Бородинского сражения, в одном из стихотворений «Шумел, горел пожар Московский» автор вложил в мысли Наполеона следующую фразу:
- Зачем я шёл к тебе, Россия,
Европу всю, держа в руках,
Теперь с поникшей головою
Стою на крепостных стенах.
Оставив Москву, Кутузов начал отход по Рязанской дороге, и вдруг исчез из глаз французов. Он повернул на Старую Калужскую дорогу и стал лагерем в селе Тарутино. "Отсель ни шагу назад!",- сказал Михаил Илларионович. Благодаря действиям "этой хитрой русской лисы", как Бонапарт называл нашего великого полководца, французы не имели возможности беспрепятственно выступить из Москвы на Петербург, не могли прорваться в районы, которые миновала война. После Тарутинского сражения им оставался один путь - обратно по разорённой Смоленской дороге.
Тарутино, по словам Кутузова, "должно сиять в наших летописях наряду с Полтавою, и река Нара для нас так же знаменита, как и Непрявда, на берегах которй погибли бесчисленные ополчения Мамая".
К 25-летию победы над французами М.Ю.Лермонтов написал стихотворение «Бородино». На первый взгляд – это рассказ старого русского солдата, участника сражения. Но как глубоко поэт смог выразить великую любовь русского народа к Родине, как мастерски отразил настроение наших солдат в преддверии боя и в самом сражении. Это было первое стихотворение, которое Лермонтов хотел показать А.С.Пушкину и напечатать в «Современнике», редактором которого был Пушкин. Но Михаил Юрьевич не успел этого сделать: Пушкин погиб на дуэли.
- «Ребята! Не Москва ль за нами?
Умрёмьте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Этот клич был услышан потомками в 1941 году, когда ещё одни незваные гости пожаловали к нам. Началась самая жестокая и многострадальная война с фашистской Германией, которая в одночасье превратилась в Великую Отечественную. От мала до велика народ сгруппировался в один лагерь.
Мы не просто дрались с врагом. Мы защищали свою Землю, которую фашисты не только заливали кровью наших соплеменников и глумились над нашими очагами, но и уничтожали красоту нашей природы – рощи, цветы. Они не щадили стариков и детей. Не щадили древних святынь и даже провинциальных музеев с неприхотливыми, но дорогими нам экспонатами, собранными добрыми детскими и взрослыми руками.
Вспоминают, как под Ельней Георгий Константинович Жуков оказался в селе Новоспасском, усадьбе Михаила Ивановича Глинки. «Надо было видеть, как посуровело, потемнело его лицо, когда он держал в руке ноты, написанные рукой композитора и подобранные кем-то после разгрома школы. Нотный лист был затоптан грязными сапожищами так варварски, что, казалось, на листе нотной бумаги отпечатались все 32 гвоздя солдатской подошвы оккупанта… Он вернул лист нотной бумаги то ли бывшему смотрителю музея, то ли пожилому учителю и сказал:
- Пусть история и это покажет нашим внукам…».
То, чем мы гордились, фашисты выжигали огнём только потому, что это славянское, русское добро.
Многочисленные эшелоны с награбленным имуществом, промышленными и продовольственными товарами спешили в Германию. Не гнушались вывозить даже знаменитый курский чернозём.
Большинство людей, окружавших меня, пережили чудовищные военные годы. Родилась я на 43 день фашистского нашествия. Папа, Цветков Сергей Иванович (это и моя девичья фамилия), уже был на фронте. Высококлассный специалист воевал на Северном флоте старшим техником на подводной лодке. Для него это была третья война после «финской» и «польской». Впоследствии он частенько рассказывал нам, своим дочерям, о «дороге жизни», по которой вывозили из Ленинграда эвакуированных людей. О том, как под вражескими бомбами взрывались грузовики, плотно наполненные детьми, и скрывались в тёмной ледяной воде Ладожского озера.
Мама, Цветкова (Дементьева) Наталья Петровна, имевшая на руках двух дочерей – восьми и одиннадцати лет и ожидавшая моего появления на свет, отказалась от эвакуации. Всю войну женская часть нашей семьи провела в родном городе. Если бы жизнь повернулась иначе, мы могли бы вместе с другими москвичами погибнуть в затопленной столице. Но пришла долгожданная Победа, и я подсознательно горжусь тем, что моя семья не покинула Москву в тяжёлые для неё дни 1941 года и вплоть до окончания войны.
Мне, как и моим одноклассникам 729-ой школы 1958 года выпуска, посчастливилось, что нашим классным руководителем и преподавателем немецкого языка была Софья Израилевна Гимельштейн. Многие годы нам и в голову не приходило, что эта хрупкая, добрая и гостеприимная женщина прошла все муки ада Великой Отечественной войны. Она была призвана на службу чуть ли не с выпускного вечера, едва перешагнув порог Московского института иностранных языков.
Воин, переводчик, «агитатор-громкоговоритель», как они в шутку себя называли, вела серьёзную пропагандистскую работу среди фашистов посредством чтения через радиоаппаратуру советских листовок на немецком языке. Девушка оказалась в зоне боевых действий под Новый 1942 год, когда Ленинград был в блокаде. Страшнее блокадного Ленинграда, по мнению Софьи Израилевны, ей не доводилось видеть ничего. Родина отметила ратный подвиг нашей учительницы медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда». А мы, её любимые девочки и мальчики, как она нас называла, будем помнить о ней до последних дней жизни.
Мы горды тем, что в трудные для Родины годы она была на переднем крае борьбы со злобным врагом, защищая, в том числе и нас, рождённых в 1941 году. Многие ли учителя могут похвастаться более чем полувековой дружбой со своими выпускниками?!
( Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №217092501786
На Сайте принято ругать все русское и русских. И хотя ругают всего лишь пару десятков отморозков эмигрантов- русофобов, благодаря их сплоченности и взаимодействию - трясет весь Сайт.
А Автор - молодец. Гордый интернациональный дух живет в ней - Патриота России.
И пишет с любовью. И о - Памяти.
Памяти - Тех,кто отстоял свободу, честь и независимость нашей Родины.В независимости от национальности. Спасибо им Всем. И живым и погибшим.
С уважением.
Игорь Донской 11.01.2018 09:06 Заявить о нарушении