Очерки истории РПЦ Калужского края Ч. 1 Гл. 2-2

               
                Часть 1. Русский православный храм
                Глава 2. Иконография
                §2. "На Первообразное восходит"
                (Из истории русской иконописной традиции)

   Словарь русского языка С. И. Ожегова объясняет слово "традиция". — Это то, что перешло от одного поколения к другому. "Традиционный — значит, сохранившийся от старины.
   "Икона" — греческое слово — означает изображение, образ. Образы Бога, Божией Матери, ангелов и святых угодников Божиих.
 
   Во дни I мировой войны русский философ князь Евгений Трубецкой писал, что вся русская иконопись представляет собой отклик на беспредельную скорбь существования. Исстрадавшемуся и исплакавшемуся русскому сердцу дарит святая икона встречу с Первообразным, донося до Него молитву верующего.

   Будучи в Калужском крае во дни войны, Евгений Трубецкой вспоминает: "И вот я помню, как в то время на моих глазах целая церковь, переполненная молящимися, хором пела Богородичный молебен. При словах "не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды" многие плакали. Вся толпа разом рушилась к ногам Богоматери..."

   Замечательный знаток русского и западно-европейского искусства, академик М. В. Алпатов рассказывает о своей встрече "со стареньким старичком" у "старого-старого" храма на берегу уже высохшей от времени речки. Ясные голубые глаза маленького старичка, его речь:"...когда икону вносили в комнату, она озарялась её блеском; как солнце сверкала, как солнечный луч, озаряла даже самую тёмную комнату... Видишь камешки — разные, мелкие, неказистые, а в них-то сила и скрыта... умелые-то художники собирали эти камешки, растирали и такие дивные краски получались..."

    Первые иконы на Руси появились только в конце Х века. Русская икона вышла из византийской и следовала византийским канонам*, оставаясь при этом русской. Здесь трогательная и, по слову Алпатова "сосредоточенная" любовь к действительности, вдохновение и исповедь иконописца и предстоящих, здесь неустанная молитва и чудотворение. Русский православный календарь называет свыше 200 чудотворных икон Божией Матери. Своё место в этом списке занимает Калужская икона Богородицы (дни празднования 2(15) сентября, 12(25) октября, 18(31) июля и в первое воскресение Петрова поста).

 
    Летопись Калужская сообщает, что явление чудотворной иконы Калужской Богоматери произошло в 1748 году в имении помещика Василия Хитрова в сельце Тинькове, что в 7 верстах от Калуги. Известно, что двум девушкам, оказавшимся в доме помещика (в той его части, где, по-видимому, никто давно не бывал), был явлен Образ Пречистой Девы. Одна из девиц, именем Евдокия, "в развращении сердца своего дерзновенно оплеванием поругася ему, не ведущи..." Вторая хотела предотвратить беду, грозя гневом неизвестной Монахини. Вразумилась же Евдокия лишь " разслаблением всего телесе, слячением руку и ногу, ослеплением очию и отъятием языка". Ночью Пресвятая Богородица явилась родителям девицы и "рекла еси им: "Буду ходатайствовати о граде Калуге и всех людех страны сея". Пред иконою совершили молебен с освящением воды. Той водою священник окропил покаявшуюся Евдокию, и освободилась она от недуга.

   Краевед Д. И. Малинин описывает, что в 1771 году в Калуге свирепствовала чума.
Обычные санитарные меры: караулы при въездах в город, отдельное захоронение трупов, сжигание имущества умерших — были предприняты. Но прекратилась чума только после мер духовных. Был предписан пост (запрет на выпечку калачей и торговлю в лавках) и совершен общий крестный ход. Чума и прекратилась 2(15) сентября. В этот день Церковь славит Пресвятую Богородицу в честь чудотворной Её иконы, именуемой "Калужскою".

   Другой праздник в честь Калужской иконы в Церкви — 12(25) октября, день Малоярославецкого сражения  русских войск против наполеоновских захватчиков. Преосвященный Евлампий (в 1812 году он был епархиальным архиереем) распорядился совершать молебствия и крестные ходы вокруг сёл и городов с призывами о небесной помощи. Начальнику ополчения Калужского Владыка Евлампий вручил хоругвь** с образами Калужской Божией Матери и праведного Лаврентия Калужского Чудотворца. И избавлен был град Калуга и всея ея область от врагов.

   Ныне чудотворная икона — в нижней церкви Свято-Георгиевского собора. Пред ней — лампады, цветы. Списки с иконы есть в других калужских храмах. В деснице — Священное Писание со словами: "Се Дева во чреве приимет, и родит Сына..." Чистое смирение исходит от Неё, склонённая глава укрыта покрывалом, левая рука прижата к сердцу.

   Иконописец — лишь избранный сосуд, чьей рукою водит Всевышний. Это и есть русская иконописная традиция, "путь к свету", "да-да, ради этого света надо забывать все невзгоды... Какое мне дело, велик мой талант или мал — отдавай всё."
( В. М. Васнецов)

 
 *букв. "палка для опоры, для измерения и для взвешивания"; зд. правило
 **священное церковное знамя

  фото: Калужская икона Божией Матери (один из списков)


    Калуга, 90-е годы ХХ века

 Продолжение: http://www.proza.ru/2017/09/27/1583
 

   


 


Рецензии