Очерки истории РПЦ Калужского края Ч. 1 Гл. 2-3

               
                Часть 1. Русский православный храм
                Глава 2. Иконография
                §3. "Троица"
               
                "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь."

    К концу эпохи древнего мира, в V веке, в Западной Европе жил блаженный Августин, размышлявший о тайне Божественной Троицы. Предание гласит: однажды отец шёл берегом моря, пытаясь своим умом постичь суть Триединого Бога. Вдруг он увидел сидящего мальчика возле ямки с водой. "Что ты делаешь?" — спросил его блаженный. "Я хочу море перелить в эту ямку," — последовал ответ ребёнка. И поразился Августин. Способен разве кто из смертных вместить Божественную Сущность в свой разум?!

   Великий наставник всея Руси, преподобный Сергий, игумен Радонежский, основавший монастырь в честь и славу Святой Животворящей Троицы, принял в число братии юного Андрея. Ученик оказался достойным своего учителя. Образ Святой Троицы, созданный чернецом* Андреем Рублёвым, — это великая любовь, безграничная вера и благодать.

   Главный духовный центр России носит имя Пресвятой Троицы. Троице-Сергиева лавра.** В этой обители Божественное Имя соединено с именем учителя и наставника всея Руси — преподобного и богоносного отца Сергия, игумена Радонежского. Эти имена как бы неразлучны. На Руси повелось: где возводился храм во славу Троицы, — там обязательно и особое почитание отцу Сергию. Или икона большая преподобного или даже придел, освященный в его честь. В Калужском Троицком соборе единство это свято хранимо. Образ святого Сергия здесь из наиболее почитаемых. Преподобный Сергий, как известно, стоит у истоков духовного возрождения Руси. С его именем связывают рост национального самосознания, путь от раздробленности к единению Руси, веру в торжество истины Православия и конечный разгром супостата, поражение разорявших Русь монголо-татарских орд.

   Юным иноком Сергий построил в глухом лесу деревянную церковь в честь Пресвятой Троицы. И на этом месте просияла Благодать Божия. Отсюда во все края Руси разошлись ученики преподобного. Оказались они и в Калужском крае. Блаженные Никифор и Никита, ученики Радонежского чудотворца, положили основание Высокому Покровскому монастырю на восточной окраине города Боровска, на берегу реки Протвы. От старца Никиты воспринимал духовное учение юный Пафнутий Боровский, будущий светильник Калужского края.

   С нашим краем связано имя и другого ученика Сергия — преподобного Ферапонта Боровенского. По церковному преданию, отец Сергий благословил Ферапонта иконою Успения Божией Матери. Ферапонт же, удалившись в густые леса Мосальской округи для духовного делания, основал здесь позднее Успенскую Боровенскую обитель.

   По некоторым сведениям, преподобный Андрей, писавший "Троицу" в похвалу преподобному Сергию, также имел отношение к Калужскому краю своими родственными связями.
   
   Хорошо известно, что в монастыре преподобного подвизался бывший боярин Родион Ослябя из города Любутска, что стоял на нашей калужской земле. Богатырь-монах по преданию сложил голову в знаменитой Куликовской битве, в которой участвовал по благословению преподобного Сергия вместе с другим иноком, Александром Пересветом, бившимся в поединке с Челубеем.

   Так, многими нитями имя слуги Пресвятой Троицы — святого Сергия — связано с Калужским краем.

   Имя преподобного почитаемо калужанами. Главный духовный центр России связан навеки с именем Сергия. Исторически главный центр Калуги — Лаврентиев монастырь — также связан с этим чудным именем. Домовая церковь монастыря была освящена  в честь преподобного Сергия Радонежского. И поныне этого святого здешние прихожане почитают своим покровителем.
   Мы говорили, что иконы называют Библией для неграмотных. И ещё: рукою иконописца водит Всевышний. Чудесно, что непревзойдённый образ "Троицы" написал именно ученик Сергия. Взирая на сей образ, вспоминаются знаменитые стихи из I Послания к Коринфянам: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится." (I Кор. 13:4-8)

   Она согревала сердце юного монаха Сергия, возносившего свои молитвы ко Пресвятой Троице, свершавшего свои духовные подвиги в глухом лесу среди диких зверей. Она заставила дикого медведя, получившего кусок хлеба (едва ли не последний) от человека, делящимся со зверем, чем было, — служить этому святому человеку. Наконец, это она из его сердца, сердца учителя, перенеслась в сердца его учеников и проросла по всей Руси. Это она восстала из пепла и поругания  и утвердила Святую Русь. Это она плакала по грехам нашим, но ожидала нашего обращения. Это она — Пресвятая Троица. Имя Ей — Любовь.

   Пресвятая Троица, Боже наш, помилуй нас!

 
  * так называли на Руси монашествующих из-за цвета их одежд
  ** когда-то это слово означало городскую улицу, квартал; затем стали именовать так улицы с монастырём; а ещё позднее и сами монашеские обители, отличавшимися многолюдством, а также наличием множества зданий

   фото: Образ Пресвятой Троицы (Андрей Рублёв, нач. ХV века)

   Калуга, 90-е годы ХХ века

Продолжение: http://www.proza.ru/2017/09/28/1349


               


Рецензии