Очерки истории РПЦ Калужского края Ч. 1 Гл. 3-1

               
                Часть 1. Русский православный храм
                Глава 3. Основы православной веры
                §1. Во что верили наши предки

   Хорошо известно, что до Октября 1917 года Россия-матушка была страной православной. Большинство населения было православными верующими. Православное христианство было официальной государственной религией. Церковь ежедневно молилась (и молится) за богохранимую страну, власти (ранее за государя-императора) и воинство ея. Закон Божий, излагавший основы православного исповедания, был обязательным предметом в школе.

   Свой день христиане начинали и заканчивали молитвой. Любое начинание посвящалось Богу. Для всех важных дел испрашивалось благословение священника. Великие государственные мужи советовались со своими духовными наставниками, бывшими их молитвенниками и ходатаями пред Господом. Что же заставляло светских правителей, обладавших мирскими сокровищами, покорно склонять головы перед бедными старцами, часто ничего, кроме худой ризы не имевшими? Что же было в этих, последних, что покоряло, восхищало, приводило к коленопреклонному упованию?

   Вера, сокровенное знание, уверенность в невидимом, величайшая сила духа, гениальная прозорливость ума.

   Непрестанная молитва и строгое постничество снискали духовным старцам дары Святого Духа. Полное посвящение себя Богу, глубочайшее смирение в скорбях, светлая бездонная сострадательная любовь к человечеству — кто мог достичь этого, оставаясь "мирским" человеком?

   И всё-таки и простые, светские люди тянулись к истинным ценностям. Основные молитвы знали и неграмотные. Выучивали на слух, наизусть.

   "Символ веры" ("Верую") — основное исповедание православного вероучения.
   "Верую во единаго Бога Отца...
    И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия...
    И в Духа Святаго...
    Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь...
    Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения..."

   Каждый (!) день русский человек, православный христианин, исповедывал свою веру пред иконой или божницей, прося Господа избавить грешника от власти греха; веруя, что Пресвятая Троица, Святая Церковь спасёт его. Но тяжек, тесен путь праведника. Слабые и немощные духовно и телесно, очистившись покаянием (предпринимавшие для этого поездки, а иногда и пешие паломничества в дальние монастыри), снова впадали во грех. "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", — молился грешник, уповая на милость Божию. Имя Небесного Отца призывалось не только утром и вечером на молитвенном правиле, но и перед принятием пищи. "Отче наш, Иже еси на небесех... Хлеб наш насущный даждь нам...", — и Господь подавал по молитвам, свидетельствуют верующие.

   Спасительный Животворящий Крест распятого Христа, кроткого Учителя милосердия, пытались заменить алой звездой диктатуры.

   Что стало с Лаврентьевским монастырём, духовным центром города? Где теперь церковь Илии-пророка? Почему в Казанском соборе и церкви Богоявления располагается госархив? Как соединить церковь великомученика Никиты и кинотеатр "Пионер"? Почему нет алтаря у Иоанно-Предтеченского храма? Нет смысла продолжать эти вопросы.

   Калужский автор Виктор Боченков, описавший историю церкви Рождества Христова села Рождествено (Козельск - Сухиничи), вслед за М.Ю.Лермонтовым повторяет: "...храм разрушенный всё храм... Всё, посвященное Богу, — бессмертно, живо в некоем ином измерении, способно послужить для нравственного совершенства людей." ("Весть", 17 июня 1995 года).
   Вера наша возродит Россию. Не зря пролита кровь мучеников...

фото: Молитва "Символ веры"


 Калуга, 90-е годы ХХ века

 
  Продолжение:  http://www.proza.ru/2017/09/30/1757
 


Рецензии