Очерки истории РПЦ Калужского края Ч. 1 Заключение

         
              Часть 1. Русский православный храм
                Заключение

   Итак, мы завершили серию коротких очерков о русском православном храме.
  Калуга была основана как город-крепость на рубежах Московии для защиты московского княжества от соседней Литвы. Многие нынешние калужские земли в старину были в составе Литвы, Речи Посполитой. Постепенно Российское государство расширялось, и границы отошли от Калуги дальше на запад, а сам город превращался из пограничной заставы в провинциальный торговый купеческий град. После приезда императрицы Екатерины Великой Калуга получила собственный герб. Регулярный план застройки города ещё более отразился на его облике. Возводились прекрасные каменные храмы, которые были украшением губернского города. Калужские купцы занимались благотворительностью, строили церкви, часовни, богадельни, школы.

   Душа русского человека всегда чаяла Бога. К храму дорога всегда была открыта и для богатого и для бедного. Но русская история не всегда шла простым путём. Годы революционных преобразований подсекли развитие храмового зодчества, разрушили до основания многие культовые здания.  В первой части наших очерков мы вспомнили о калужских храмах, которые вновь начали радовать наши сердца и взоры, а также те, что ещё ждут своего часа.
 
  Храм — это и само здание (с полногласием по-славянски "хоромы" — просторный дом), это и святилище (алтарь), это и внутреннее убранство,  святые иконы, раки святых с мощами... Мне пришлось как-то услышать рассказ одного из калужских старожилов о церкви святого Василия Блаженного (Троицкой). Мальчиком он часто приходил в этот храм и восхищался чудным многоярусным иконостасом этой церкви. С горечью говорил он о сегодняшнем состоянии храма, где сейчас находится склад медицинской техники. С 1993 года Епархиальное управление предпринимает усилия, чтобы как-то поддержать разрушающееся здание храма. Светские власти сетуют, что никак не могут найти подходящее помещение для склада. Вот и ждёт Пресвятая Троица, когда же мы научимся беречь то, что с любовью построили наши предки.

   Александр Суворов, великий русский полководец и православный христианин (ещё в детстве избравший своим небесным покровителем святого Александра Невского) сказал однажды: "Горжусь, что я — русский." Много загадок таит история. По-разному отвечают люди (учёные, историки, обыватели) на вопрос: Кто такие "русские"? Откуда они пришли? Скандинавы, скифы, пруссы... Что делает человека "русским"? Общность территории, язык, культура, цивилизация, дух...

   Русь и православие неотделимы. Кто-то, возможно, попытается возразить, что низовая культура оспаривает это утверждение. Однако храм объединяет верующих не по социальному статусу. Он даёт возможность низкому обрести совершенство, земное Небо. Как тут не вспомнить: "Кому Церковь — не Мать, тому Бог — не Отец".

                ***

    Всё рожь кругом, как степь живая,
    Ни замков, ни морей, ни гор...
    Спасибо, сторона родная,
    За твой врачующий простор!
    За дальним Средиземным морем,
    Под небом ярче твоего,
    Искал я примиренья с горем,
    И не нашел я ничего!
    Я там не свой: хандрю, немею,
    Не одолев мою судьбу,
    Я там погнулся перед нею,
    Но ты дохнула — и сумею,
    Быть может, выдержать борьбу!
    Я твой. Пусть ропот укоризны
    За мною по пятам бежал,
    Не небесам чужой отчизны —
    Я песни родине слагал!
    И ныне жадно поверяю
    Мечту любимую мою
    И в умиленье посылаю
    Всему привет... Я узнаю
    Суровость рек, всегда готовых
    С грозою выдержать войну,
    И ровный шум лесов сосновых,
    И деревенек тишину,
    И нив широкие размеры...
    Храм божий на горе мелькнул
    И детски чистым чувством веры
    Внезапно на душу пахнул.
    Нет отрицанья, нет сомненья,
    И шепчет голос неземной:
    Лови минуту умиленья,
    Войди с открытой головой!
    Как ни тепло чужое море,
    Как ни красна чужая даль,
    Не ей поправить наше горе,
    Размыкать русскую печаль!
    Храм воздыханья, храм печали —
    Убогий храм земли твоей:
    Тяжеле стонов не слыхали
    Ни римский Петр, ни Колизей!
    Сюда народ, тобой любимый,
    Своей тоски неодолимой
    Святое бремя приносил —
    И облегченный уходил!
    Войди! Христос наложит руки
    И снимет волею святой
    С души оковы, с сердца муки
    И язвы с совести больной...
    Я внял... я детски умилился...
    И долго я рыдал и бился
    О плиты старые челом,
    Чтобы простил, чтоб заступился,
    Чтоб осенил меня крестом
    Бог угнетенных, бог скорбящих,
    Бог поколений, предстоящих
    Пред этим скудным алтарем!

 (Н. А. Некрасов "Тишина")

  фото: Как восстанавливают фрески


  Калуга, 90-е годы ХХ века

Продолжение: http://www.proza.ru/2017/10/03/1985


Рецензии