Система символов в Красных цветах

Буду очень признательна тем, кто наберется терпения и прочтет эту статью до конца

по этой ссылке можно приобрести книгу, в которой помещена данная статья и много других работ литературоведческого характера

Lap Lambert Academic Publishing
ISBN:978-620-2-01789-3

Повесть Г.Ибрагимова “Красные цветы” представляет собой четко выраженную картину мира российской действительности конца XIX - начала XX века на примере представителей татар.
С помощью символов автору удается нарисовать схематично, но очень правдиво и объективно, реальную жизнь с действующей философией, мировоззрением того времени. В повести четко отражаются исторические события мирового масштаба.
Использованные символы: красный цвет, красные цветы, семена красных цветов, образ безродного старика, образы главных персонажей символизируют основные социальные слои того времени, а также геометрические фигуры: пятиконечная звезда, квадрат, треугольник, которые живут в этом мире вполне объективно, не являясь порождением человеческой мысли.

Текущий год знаменателен для жителей России – это год столетия Великой Октябрьской революции (1917-2017). Несмотря на то, что дети и молодежь знают о ней очень мало, отзвуки ее продолжают отражаться на нашей сегодняшней жизни. Этот юбилейный год совпал с юбилеем великого татарского писателя, ученого-филолога, крупного общественного и государственного деятеля   Галимджана Ибрагимова (1887-1938). Дань его памяти захотелось отметить анализом знаменитой повести “Красные цветы”, которая отражает события, связанные с революцией.
Свою довольно короткую жизнь художник слова проводит в поисках. Это характеризует его и как общественно-политическую личность и как творца. Обращением к его творчеству в нем можно обнаружить и романтика (рассказы “В море”, “Бездна” , “Вор-мулла ” и др.) и реалиста   (романы “Глубокие корни”, “Молодые сердца”, “Наши дни” и др.), среди его творений есть дань натурализму, например, “Люди”; не чужды этому обладателю разностороннего таланта  и другие направления модернизма.
Среди разнообразных по жанру и творческому методу произведений Г.Ибрагимова повесть “Красные цветы” вызывает особый интерес уже потому, что правдивое изображение жизни само сабой превращает жизнь в систему символов[10].
“Красные цветы” целиком состоят из символических смыслов. Здесь отражаются собственные воззрения автора на описываемые события, степень его приятия революции. Г.Ибрагимов – единственный из татарских писателей, принявший в свое время теорию “искусство для искусства”, на момент создания Красных цветов он был на стадии зрелого коммуниста, по крайней мере, сам в это искренне верил.
 Самый яркий непререкаемый символ в этом произведеннии  – красный цвет. Коммунисты связывают его с цветом пролитой крови во имя революции, это цвет борьбы. Красные  цветы. Цветок в культурах всех народов имеет один и тот же символический смысл. Это  – красота, весна, будущее, в нашем случае прекрасное будущее, а в основе советской идеологии прекрасное будущее возможно только при коммунизме. Семена  красных цветов – по сюжету они передаются Султану, выступившему повествователем событий повести, безродным стариком. Смысл семян красных цветов, разумеется, означает зарождение идеи коммунизма. Сам  старик – оплот мудрости, древности, символ глубокого ума, даже  аналог истории, а его одиночество, безродность – подчеркивает отношение коммунистов к родственным связям. Коммунистическая  идеялогия, как известно, стремилась стереть родственные узы людей, полностью игнорируя их значение для человека. И надо заметить, сама идея коммунизма не имеет “исторических родственников”- это единственный в мире опыт строительства коммунизма.
В произведении, как и в самой реальной жизни, отражены символы геометрических фигур. Возможно, сам автор даже не придал этому значения, но он отразил жизнь настолько конкретно и точно с помощью схематических приемов, что из символических смыслов возникли геометрические фигуры.
Символ пятиконечной  звезды. Современной науке достоверно известно, что в природе такой звезды нет. Пятиконечная красная звезда – надуманный искусственный атрибут. Но, тем не менее, символ пятиконечной звезды бытует очень давно. По данным полной энциклопедии “Символов и знаков”: пятиконечная звезда – образ космического, вселенского человека, часто принимался как знак защиты. В системе иероглифов Древнего Египта она была символом новшеств, нововведений, этот иероглиф был в составе таких слов, как “учитель”, “воспитание”, “образование” и т.д. [3].
И действительно, коммунистическая идеология опирается на принципы дидактики – стремление изменить, искоренить прежнее “буржуазное, мещанское” мышление, исправление несознательного элемента. Если исправить не получалось, такого элемента ждали карательные меры. Утопическая мечта о коммунизме сама по себе – есть великое новшество для мира. А перевернутая красная звезда знак черных сил, использовалась в черной магии в качестве атрибута.
Пятиконечная звезда символически проявляется уже в количестве главных героев повести. Но они символизируют не только пять концов этой звезды – это пять основных социальных слоев дореволюционной России. Автор характеризует их в рамках одной деревни. Концентрирует и описывает все социальные слои в лице мальчиков.
Светловолосый, с гнилыми зубами, хорошо одетый мальчик - Гали – сын Гыйрфан бая, живет в самом лучшем доме, расположенном в живописной части деревни. До революции это был представитель высшего слоя социальной структуры страны. Здесь он представляет устремленный вверх конец звезды. Это подтверждается именем. Гали, как известно, оно соответствует значению “бюек”, “олпат”, “кючле”, “югары” – великий, значительный, сильный, высокий [1,6,7]. 
С продолговатым лицом, с большими сероватыми глазами и тонкими черными бровями – Фазыйл магъзюм, сын Захит хазрета, представляется читателю как очень смышленный, чувствительный, обладающий гибким умом. Его дом расположен неподалеку от дома Гали. Имя Фазыйл означает “югары сыйфатлы”- высококачественный, “сафлык чыганагы”- источник чистоты, непорочности, также ассоциируется с эпитетом источника чистой воды.
По социальному значению равный Фазыйлу, но противопоставленный ему материальностью своей сути, способный стать основой жизни Гыйляжи терпелив, крепок, трудолюбив до абсурда, наделен крепким устойчивым телом. Он поскребыш мастера Зарифа, проживает в хорошей части деревни, но до уровня Гали ему далеко. Представитель класса ремесленников очень высокой квалификации. В звезде они занимают два противоположных верхних крыла. Фазыйл - справа, Гыйляжи - слева. Что касается имени, происходит от слова “гыйлля” - внутренняя недостаточность, подоплека[7]. Гыйляжи – самодостаточный, сверх меры любит трудиться, ради такого удовольствия готов сдаться в плен, и в этом кроется его чуждость, странность для социума (подоплека), созданного коммунистами. Во всяком случае, автор пытается обрисовать его человеком сверхнормы. В современной терминологии – он и трудоголик, и обладатель таланта. В целом, это обладатель сверхъестественными качествами.
Два нижних конца звезды представлены двумя мальчиками бедняцкого сословия, но и они не тождественны друг другу. Один из них крестьянский сын, живущий в старенькой лачуге под мостом, куда деревенское население свозило свой мусор – Султан. Хоть и очень скромная, но у него есть ежедневная трапеза. Кусок черствого хлеба и одна картофелина. А самое главное он сын своих родителей, не одинок. Султан – “патша”, “хан” синоним слов царь, хан, государственный правитель. В организованной красными жизни должна была установиться диктатура пролетариата. Именно это олицетворяет образ Султана вместе с его именем.
Нижнее левое крыло звезды представляет Шахбаз – круглый сирота, без рода и племени, без единого куска хлеба, всеми, кому не лень, обижаемый и притесняемый. По идее, это бедняк с самого дна жизни, но в повести он не представляется
безнадежно беззащитным. Шахбаз – одна из разновидностей  птицы из семьи беркутов [6]. Придет время и он, словно беркут, бросится на защиту власти, которая должна стать рабоче-крестьянской, и не щадя себя трагически погибнет на этом нелегком пути. 
На протяжении всего художественного процесса внутри произведения, практически в каждом предложении посредством правдивого изображения жизни в нем проявляются  символические значения. Дружба юношей, принадлежащих разным социальным сословиям также символична, ибо в жизни это практически не встречается. Но звездная дружба должна восприниматься читателем как хороший совет, ибо  коллективная жизнь, объединение сил – хороший путь в борьбк с жизненными неурядицами. Эту же тему и идею содержат  рассказ “Балалар атавы”- “Детский остров” Фатиха Амирхана  и пьеса “Мугаллима” – “Учительница” Гаяза Исхакый [2].
Судя по содержанию Красных цветов, дружба держится благодаря уму, сметливости и чуткости одного из пяти друзей - Фазыйла. По факту принадлежности к духовному сословию он богобоязнен, но наделен глубоким аналитическим умом, по сути, материалист. Милосердность его нутра выявляется и в отношении к Шахбазу. Мудрый не по годам Фазыйл ненавязчиво воздействует на остальных своих товарищей, даже байский сын Гали начинает радоваться маленьким успехам своего обездоленного ровесника. Хорошо изображена автором сцена, когда Шахбаз избавляется от своих обносок и одевает, не новую, но чистую одежду, пожалованную ему отцом Фазыйла. Эта общая радость очень сближает друзей.
Внутри бескорыстной юношеской дружбы каждый имеет свою функцию. Роль Фазыйла нам уже известна, осталось определиться с оставшимися четырьмя. И опять-таки, роль каждого из них соизмерима с их социальной ролью в масштабе всей страны. Общение в образовавшейся необычной группе друг с другом никак не может изменить природу их сути, на протяжении всего повествования они остаются верны своему сословию.   По этой причине во время их дружбы на пике символической звезды находился Фазыйл. Гали, байский сын, и Гыйляжи, сын мастерового обеспечивали этой дружбе материальное наполнение. Один из них, пользуясь трудом других, является владельцем больших материальных благ, другой – владеет созданным им же. Если благодаря Гали, мальчикам перепадает отведать редких для того времени сладостей: конфет, прянников,  Гыйляжи приносит блага с помощью собственных рук и творческой смекалки, защищает при необходимости товарищей своей неуемной физической силой. Султан прекрасный организатор, знаток окрестных лесов и озер. Это качество необходимо ему, чтобы в будущем построить новое государство. Шахбаз отличается подвижностью, обладатель острого сарказма, способный больно ужалить обидчика, легко приспосабливается к возникающим условиям. По-другому и быть не может, ведь ему пришлось расти в ужасных условиях, иначе бы он просто не выжил. Несмотря на это, и он верен дружбе и часто обнаруживает черты характера, необходимые борцу.
 Протяженность художественного времени Красных цветов двадцать-тридцать лет. И это время – исторический момент - полностью соответствует реальному, оно не вымысел автора и сопровождается такими же реальными событиями. Кульминационная точка художественного времени произведения – Первая Мировая война, именно с этого времени жизнь наших героев принимает совсем другой, никем не запрограммированный оборот. Перерастание империалистической войны с Германией в гражданскую, образование страны Советов – все это имеет место быть в художественном мире повествования. Пространство – деревня Зянгяр чишмя-Голубой родник в Башкортстане (возможно, прототип деревни  Балыклы к;л-Рвбное озеро, ведь название деревни, по содержанию, происходит от наличия озера, возможно, Солтанморат-родная деревня автора) Аургазинского  района. Но события не всегда разворачиваются здесь. События, перевернувшие жизнь героев вверх дном, происходят вдалеке от их родной  деревни, но трагедия, освещенная через основные  образы происходит в их деревне.
К моменту освещения основных исторических событий юноши уже становятся носителями того или иного рода деятельности, ориентированы на продолжение дела своих предков и здесь ничего сверхъестественного не наблюдается.
Гали, говоря современным языком, идет в бизнес, он же сын  бая, и мечта его сводится к верховенству над другими, хочет вызывать зависть у всего окружения. Он нацелен на то, чтобы жить в самых красивых домах, расположенных на самых элитных улицах  уже города, самая лучшая девушка должна украшать его дом в качестве жены. По стереотипам того времени, он не намерен утруждать себя полезной для общества деятельностью. Друга Гыйляжи он намерен использовать для достижения своих целей, нанять для строительства лучших домов. Но Гыйляжи, успевший стать к тому моменту классным специвлистом и сколотить капитал своими силами (нам известно, что чуть позже данный социальный слой общества будет практически изъят из страны) вовсе не собирается покидать родную деревню. Заветная мечта – совершенствовать себя в мастерстве, а жена его должна быть еще прилежней его самого. Гыйляжи – мастер в самом высоком смысле, он не довольствуется достигнутым и стремится усовершенствовать свои знания и навыки. Мастерство не мешает ему быть ремесленником, но труд для него не есть лишь зарабатывание денег, он искренне любит свое дело, и является патриотом, но патриотизм его ограничивается рамками родной деревни.
Фазыйл получает глубокое религиозно-философское образование. Личность этого персонажа окружена тайной. Это представитель  интеллигенции, но далек от желания устраивать жизнь народа, как положено истинному интиллегенту. Свой интеллект он использует только для своего личного благополучия.
На этом отрезке повествования звезда вновь возвращается на свою прежнюю позицию, как в начале пути, в детстве: Гали на верхнем крыле, два верхних крыла заняты   Фазыйлом и Гыйляжи. Тип Фазыйла – самый ценный слуга для типа Гали, он нуждается в уме Фазыйла. Гыйляжи кормит их своим трудом, практическими идеями и их воплощением.
Сын бедняка Султан тоже не лишен мечты. Повинуясь желанию уйти из дома на мусорке в более элитную часть деревни, уходит на зароботки. Благодаря честному упорному труду на шахте, строит новый дом на улице, где живет Зариф мастер. По материальному положению приближается к сословию середняков.
 Шахбаз, которого в доме Захит хазрета вновь постигла несправедливость, уходит в чувашскую деревню и нанимается свинопасом. Мечта его остается покрытой тайной для закадычных друзей. Но судьба Шахбаза ничуть не удивляет Фазыйла. Такой поворот в его судьбе выглядит очень логично и естественно.
Свирепый и кровожадный 1914 год опрокидывает, выворачивает наизнанку жизнь наших героев. Лишенный всякой защиты сирота Шахбаз уже в самый первый призыв оказывается в рядах царской армии. Султан видит, как другие калечат себя ради того, чтобы освободиться от военной службы, но это ему претит, он с достоинством честного человека уходит на войну. Гыйляжи тоже отправляется на защиту царского правительства, но в глубине души своей таит надежду, попасть в плен и вернуться из Германии, научившись там новому, усовершенствовать свое мастерство, что касается работы и обучения этой работе он выказывает алчность. Фазыйл не спешит проливать кровь за царя и отечество, становится соглядатаем, проще говоря, надзирателем над подневольными лашманцами. Гали так богат, откупиться ему ничего не стоит и он навсегда освобождает себя от службы в армии.
Изображение сновидений в художественном произведении – один из самых излюбленных приемов художников слова. В снах всегда раскрывается закодированная в символических смыслах реальность. Приход эпохи шахбазов автор обрисовывает с помощью ночного бреда Султана в процессе борьбы с болезнью, находясь в госпитали в Петрограде. Его навещает Шахбаз, оставляет для него записку, чем крайне изумляет друга. И когда он научился писать! Научился, ведь с самого рождения ему приходится бороться за жизнь, а без этого он и выжить бы не смог. Через сон мы видим символический образ Борьбы, основной субъект борьбы - Шахбаз. В этот момент наша воображаемая звезда меняется, вернее друзья меняют свои места. На верхнем конце звезды торжественно восседает прокладывающий путь к свету красный командир Шахбаз. Герои, способные оказать ему мощное сопротивление– Фазыйл, Гали, так как их сословие боролось против советов, оказываются на двух нижних концах звезды.
Гыйляжи и Султан поднимаются на два семмитричных верхних конца звезды, но Гыйляжи совсем не интересуется политикой, ему эта революция совершенно не нужна. Его сословие и при царе прекрасно жило. Он не понимает смысла и назначения революции и даже не заморачивается этим. Несмотря на преданность родине, от политики далек, он яркий представитель человека труда, готовый уехать на край земли ради науки, обучения ремеслам, получается, ради научения труду готов даже пожертвовать собой. Фанат труда. Это представитель нейтральной трудовой буржуазии. Поднявшийся до уровня середняка Султан прежнюю жизнь провел в бедности и лишениях, поэтому ему близка идеология коммунистов. Такие, как Султан, помошники Шахбаза. Шахбазы завоевывают счастье для султанов.
Звезду можно просто “перевернуть”, если рассматривать идею коммунизма и страну советов, как зло, но такой подоплеки у Г.Ибрагимова нет и на то время не могло быть, но такой смысл читается между строк, вопреки желанию автора. Это еще раз подтверждает заверения психологов о том, что сознание содержит лишь 5% информации, остальные 95 в подсознании. Этим доказывается и объективный характер символических значений и образов. Их придумали не люди, они возникли и утвердились в человеческой культуре в процессе жизнедеятельности.
Шахбаз – основная сила революции, противопоставленная ему сила – Гали. Соратник Шахбаза – Султан. Гали опирается нп Фазыйла. Гыйляжи остается посередине, потому что в стране Советов это сословие было искоренено. Таким образом образуется квадрат. Квадрат определяется цифрой “4” – это прямота, порядок, однообразность, стабильность, аналог земли. Подразумевается упорядочивание четырех элементов. “4” - это стабильность, правильность, справедливость, символ практического ума. С психологической стороны – крепкая, надежная жизнь. С элементарной - четыре природные стихии: земля, небо, воздух, огонь. С пространственной точки зрения – четыре географических направления – север, юг, запад, восток. С точки зрения времени – четыре времени года. Социально-общественная сторона представлена четырьмя основными сословиями. В космическом смысле –символ порядка [3].
Следовательно, эти герои определяют основу новых порядков, новой жизни, связанной с революцией. Они же явились основной движущей силой гражданской войны. Тип Гыйляжи выпадает из этой геометрической фигуры, так как он не имел своей функции в процессе этой войны, ни к кому не примкнул и был искоренен в дальнейшем. Стране Советов не нужны оригиналы-индивидуалы. Действительно, стандартизация значительно упрощает и управление и направление развития. Все предсказуемо. Продолжение этого (относительно некоторых вопросов) мы видим и сегодня. Только теперь сильные мира сего пользуются неограниченной вседозволенностью. Остатки сословия Гыйляжи продолжают искоренять и по сей день. Честность и порядочность не в моде. Таланты служат не созиданию, они удовлетворяют потребности власть имущих.
К завершению повествования остается всего два конца звезды, т.е., звезда разрушается. Гыйляжи умертвляется в родной деревне другом детства Гали. Шахбаз героически погибает мученической смертью вдали от родной деревни. Гали находит смерть в борьбе за сохранение своих прежних привилегий и материального богатства. Фазыйл остается в живых, но покидает родину. Потому что новая страна Советов для султанов. Для другого сословия здесь нет комфортного проживания. Ша;базам нечего защищать, нечего терять, как в свое время любил говорить В.И.Ленин, поэтому они бесстрашно кидаются на разрушение старого, а создавать они просто не умеют. Во всех войнах и революциях представители этого сословия, простые рабочие  и люмпен-пролетариат,  ценой своих жизней завоевывали победу, благодаря своей беспредецентной борьбе. Буржуи, к коим принадлежит Гали – в новых условиях рождающейся страны – совершенно чуждые элементы. Отвергнуты и те, к коим принадлежит Гыйляжи, потому что они составляли формирующееся еще до советов неокрепшее сословие сил новой буржуазии. Представителям духовенства в стране Советов тоже пришлось несладко.
В эпилоге повести изображена установившаяся мирная жизнь. Из враждовавших в последние годы друзей осталось лишь двое – Султан и Фазыйл, они идут на перемирие. Но  Султан не верит в искренность Фазыйла, думает, что он революцию не принял. Фазыйл прибыл в родную деревню с единственной целью – увезти с собой сестру Гали. Фазыйл, возможно, покидает не только родную деревню, но навсегда выезжает из страны. В жены выбирает девушку, наиболее близкую по происхождению своему сословию, из рода имущих. И это вполне естественно.
Султан, по содержанию повести, смолоду влюблен в сестру Гыйляжи Гайнию, ее образ бережет он в сердце даже в самые критические моменты жизни, вдохновляется ею. Без особых хлопот и традиционных ритуалов они, по обычаю начала советской эпохи, начинают жить вместе. Модно было в то время строить семью без свадьбы, никяха или венчания. Поэтому и эта ситуация выглядит естественно, как само собой разумеющееся, и так же воспринимается социальной средой их обитания.
Таким образом, в стране остается безногий инвалид (Султан потерял ногу в войне), значит, и сил у него на пол человека. Но сословие, к которому принадлежит Гайния, род искусных работников, придает роду инвалидов силу.
Из этих четырех: Фазыйл – сестра Гали, Султан – сестра Гыйляжи образуется геометрическая фигура - еще один квадрат. Символическое значение – основа, материальное благополучие. Надежность. Данный квадрат определяет четыре основных социальных сословия в обществе.
Еще один из символов, представленных в повести – треугольник. Треугольник  – символ плодородия, брачный союз неба и земли. Читается и как символ очага и горы. Также структура, состоящая из трех пунктов: рождение-жизнь-смерть; тело-сознание-душа; небо-земля-подземный мир. Треугольник с острием к небу выявляет женский принцип. Наш треугольник смотрит острием вниз, конец, смотрящий вниз олицетворяет Султана. Основание треугольника наверху. Один конец основания старец-историк, старик без рода и племени, генератор и жертва своей идеи, противоположную точку треугольника представляет приемник идей безродного старика – Шахбаз. Несмотря на то, что семена красных цветов были переданы Султану, павший смертью храбрых за дело красных и приблизивший их праздник – Шахбаз. Треугольник является  символом точности, завершенности [3].
Все символические образы, представленные  в Красных цветах, исключая красный цвет, имеют вселенское, общечеловеческое значение, но с учетом особенностей времени появления этого произведения и важных моментов литературного процесса той эпохи, они воспринимаются как атрибуты Октябрьской революции и Советского правительства, или объективные явления, имеющие место в крупнейших исторических фактах.
Таким манером, в Красных цветах схематически изображены не только крупные исторические события, но и законы бытияя, социальные правила. С помощью символических образов отражаются очень значительные события мирового масштаба. В рамках татарской литературы автору удалось раскрыть символические значения мирового уровня, тем самым очень точно и правдиво изобразить саму жизнь.
К сказанному выше можно привести объективные аргументы. Символизм, как один из творческих методов искусства и литературы, начал распространяться всего лишь 150-200 лет назад, но понятие “символ” и факт использования символов в литературе идет с незапамятных времен. В словаре Ожегова, символ – предмет или действие, служащие условным знаком какого-либо понятия, чего-то отвлеченного. Символизировать – служить символом чего-то [9].
С философской точки зрения символ имеет более широкий смысл и значение, символ – значимый компонент бытия, реальная основа мира явлений, правдивый источник объективно существующего в мире [3].
Общечеловеческие условные понятия или присущие отдельным культурам и существующие на протяжении многих тысячелетий служили и служат средством и способом объяснения и доведения до умов и сердец неких идей, ценной информации. Через них происходит описание, изображение объективных явлений мира, художественное воссоздание картины мира.
События, изображенные Г.Ибрагимовым в Красных цветах, произошли сто лет назад, но символические образы, с помощью которых он описал объективные законы жизни, по-прежнему актуальны. Сами же законы бытия не изменились и не изменятся, только природа социальных слоев порядком исказилась. Теперь их нелегко распознать, потому что и отдельные национальности и общественный строй теряют естественную, богом данную суть свою.

Lap Lambert Academic Publishing
ISBN:978-620-2-01789-3


Рецензии
Потрясающе, так всё разложить по полочкам, Дина, честное слово!
Столько сравнений, целая система... Просто и так доходчиво!
Я бы даже собственный роман так не смогла проанализировать! У Вас просто дар и, конечно, образованность на высшем уровне! Примите моё искренние восхищение!

"Символ пятиконечной звезды. Современной науке достоверно известно, что в природе такой звезды нет. Пятиконечная красная звезда – надуманный искусственный атрибут. Но, тем не менее, символ пятиконечной звезды бытует очень давно. По данным полной энциклопедии “Символов и знаков”: пятиконечная звезда – образ космического, вселенского человека, часто принимался как знак защиты. В системе иероглифов Древнего Египта она была символом новшеств, нововведений, этот иероглиф был в составе таких слов, как “учитель”, “воспитание”, “образование” и т.д." - очень интересно, хочу запомнить для себя.

"Из этих четырех: Фазыйл – сестра Гали, Султан – сестра Гыйляжи образуется геометрическая фигура - еще один квадрат. Символическое значение – основа, материальное благополучие. Надежность. Данный квадрат определяет четыре основных социальных сословия в обществе." - Интересно, откуда Вы черпаете такие знания?

"Еще один из символов, представленных в повести – треугольник. Треугольник – символ плодородия, брачный союз неба и земли. Читается и как символ очага и горы. Также структура, состоящая из трех пунктов: рождение-жизнь-смерть; тело-сознание-душа; небо-земля-подземный мир. Треугольник с острием к небу выявляет женский принцип." - Потрясающе!

"Символизм, как один из творческих методов искусства и литературы, начал распространяться всего лишь 150-200(л?)ет назад, но понятие “символ” и факт использования символов в литературе идет с незапамятных времен. В словаре Ожегова, символ – предмет или действие, служащие условным знаком какого-либо понятия, чего-то отвлеченного. Символизировать – служить символом чего-то.
С философской точки зрения символ имеет более широкий смысл и значение, символ – значимый компонент бытия, реальная основа мира явлений, правдивый источник объективно существующего в мире..." - буковка потерялась.

Спасибо, мне очень понравилось!

Натали Бизанс   17.10.2017 16:47     Заявить о нарушении
Познания из хороших книг, из пытливости ума, умения читать между строчками, анализировать. И от Бога, наверное. Но, чем больше узнаю, тем отчётливее осознаю, что знаю ничтожно мало.
Буковка не потерялась: "существующее в мире" здесь синоним существительного "явление".
Очень благодарна Вам за прочтение. Вы тоже весьма пытливый, глубоко думающий человек.
Спасибо Вам огромное!

Дина Норбут   17.10.2017 17:20   Заявить о нарушении
150-200(л?)ет назад... тут нет буковки. :)

Натали Бизанс   17.10.2017 19:15   Заявить о нарушении
Да. действительно. Спасибо Вам за столь внимательное чтение. Сейчас исправлю.

Дина Норбут   18.10.2017 07:41   Заявить о нарушении