Небесная семиотика и законы чудесности

Недавно на одном разборе прозвучал вопрос: есть ли на небе скиния, в которой происходит описанное в послании Евреям и в книге Откровение, или это все только образ?

У меня в связи с этим возникли некоторые размышления, которые не отвечают напрямую на этот вопрос, но косвенно с ним все-таки связаны.

В первом своем университете я изучал семиотику – учение о знаках. Что такое знак? Это то, что в сознании интерпретатора замещает некий предмет, человека или явление.

За каждым знаком стоит его значение. «Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения» (1Кор.14:10).

Встречаясь со знаками, мы действуем как интерпретаторы – занимаемся дешифровкой. Фактически всякое мышление, всякое чтение и общение, всякое погружение в культуру, в тексты и контексты, все операции с привлечением языка и речи – это путешествие сквозь коды.

Знаки не существуют изолированно, и при интерпретации важно обращать внимание на их синтаксис, т.е. на связи и соотнесенность.

Ошибки дешифровки и интерпретации приводят к неточному или неправильному пониманию.

Итак, есть значение слова, а есть буквенное (письменное, графическое) и звуковое выражение этого слова.

Трудно и часто невозможно установить непосредственную связь между значением слова и его знаком, обозначением.

Например, как связано написание слова «стол», состоящего из четырех букв, со значением этого слова, с обозначаемым им предметом? Непосредственной связи нет, об этой связи когда-то условились носители языка, и с тех пор стол называется столом.

Теперь возвратимся к вопросу о скинии. Сначала подумаем, чем была скиния земная. Павел говорит, что это все были образы, т.е. знаки. Еще он называет закон тенью будущих благ:

«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих» (Евр.10:1).

В терминах семиотики «самый образ вещей» можно назвать значением или обозначаемым, а «закон» – обозначающим или знаком.

«Мысль изреченная есть ложь», при всякой коммуникации неизбежны потери, и это хорошо видно на примере скинии и закона.

Как тень дает неполное представление о том, от чего она отбрасывается, так и закон сообщал о будущих благах, но сообщал не так уж много, а самих этих благ не доставлял, давая лишь определенное «предвкушение» авансом. Совершенными приходящих он не делал.

След от сапога кое-что сообщает о сапоге (размер и форма подошвы, вес и походка хозяина сапогов), но, во-первых, он не сообщает множества других данных о сапоге и его владельце, а во-вторых, не доставляет благ сапога – не греет и не защищает ноги.

Когда пришло обозначаемое скинией и ветхозаветным священством (Христос и Его дело спасения) – нам стали доступны сами блага и совершенство, о которых пишет Павел, правда, с рядом ограничений, налагаемых тем, что мы продолжаем жить в нынешнем веке и в прежних телах.

Если представить внешность как знак, говорящий о внутренности (соответствие формы содержанию), то внешность небесных реалий должна соответствовать их сущности.

Вот косвенное подтверждение того, что в небесной семиотике суть соответствует форме: когда Петр увидел Моисея и Илию, те не представились, но он понял, что это они.

Отсюда мотив прозрачности при описании небесных реалий: видя вещь или человека, ты будешь видеть их внутренность, понимать их суть. Более того, будешь видеть и сквозь них, т.е. они не будут затруднять познание остального небесного мира.

«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12). А как познаны мы Богом? Полностью и во всей совокупности нашего естества.

Когда ребенок рождается, он не умеет говорить, и его надо обучать знакам, соединению предметов с их названиями. Библия не говорит об обучении небесному языку. Наверное, овладение им будет напрямую связано с процессом познания. Для всего познанного будут средства выражения, а условный объем лексического запаса будет соответствовать объему познания.

Итак, материальность часто является внешним выражением сущности и функциональности.

О чем говорит престол на земле? О том, что на нем сидит царь, царь облечен властью, и все окружающие его слушаются. Так и небесный престол говорит о всевластии Бога.

Земные тени закона и ветхозаветного священства были знаками небесных реалий, того, что во Христе. При этом для понимания связи и соответствия между знаком и значением требуется библейское откровение.

Иисус в новом теле сначала был не узнан учениками. Потом у них открылись глаза и они узнали Его (Лук.24:31). На новом небе все жители Нового Иерусалима будут ходить «с открытыми глазами».

Небесная телесность – это знаки для небесных сущностей.

Земные языки с частым отсутствием прямой связи между именем и сущностью (вспомним написание и значение слова «стол») умолкнут. Все жители неба будут говорить на одном языке и все будут друг друга понимать.

Слова будут означать точно то, что будут подразумевать говорящие. И называть сущности эти слова будут предельно точно. Вещи будут выглядеть согласно тому, чем они являются.

Представлять ли себе буквально две фигуры на небе, одна из которых ходатайствует перед второй?.. Материальная ли небесная скиния? Можно ли сказать, что материального на небе нет?

Иисус вознесся на небо в теле – в новом теле. Возможно, это новая материальность, небесная телесность:

«Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1Кор.15:44).

На эту новую материальность не распространяются ограничения физических законов нынешней материальности (Иисус мог проходить через стены, появляться и исчезать). Новая материальность управляется законами чудесности.

«В теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает» (2Кор.12:2) – библейский ответ о способности нынешней материальности находиться в пределах неба. Мы не знаем, возможно ли это. И мы знаем, что свойства новых тел будут отличаться от свойств тел нынешних.

Надо избегать крайности представления себе неба в материальных формах, но не надо впадать и в крайность представления себе всего исключительно духовно, абстрактно и образно.

04.10.2017


Рецензии
Стол = 4.
Престол = 7.
Скиния Вечная (Дом Божий), - невидимая, состоит из знаков. Пр.9,1.
Есть Она и на Земле, как на Небе. Рим.1,20.
Спасибо за интересную тему.
С уважением.

Илия Прохожий   07.10.2017 12:41     Заявить о нарушении