Иудейское видение Христа

13.45-46. У прокаженного, на котором эта язва, одежды должны быть разорваны и голова его должна быть не причёсана, и до усов должен он закутаться и кричать: "нечист! нечист!". Во все дни доколе на нем язва, он будет нечист; нечист он, - отдельно должен жить он.

Проказа считается наказанием за злословие. Считается даже, что прокаженные должны жить отдельно не столько из угрозы заразить окружающих, сколько именно для того, чтобы там наедине, где им трудно предаваться привычному пороку, они скорее совершили тшуву, покаялись.

Злословие признается серьезным грехом не только среди иудеев, но и среди приверженцев других религий, между тем грех этот осуждается лишь тогда, когда единоверцы впадают в него в отношении друг друга. Когда же речь идет о соперничающих религиях, в выражениях как правило не стесняются, и злословие тут не грех, а доблесть. Христиане веками злословили евреев, евреи отвечали взаимностью, однако при этом на себя обращает внимание одно обстоятельство: очень много нелестных слов было сказано иудеями в адрес основоположника христианства, т.е. в адрес как раз своего единоверца.

Со слов христиан, почитающих его самим Богом, причем "упразднившим Закон", человек этот признается в иудейском мире нарушителем Торы. И хотя достоверность этих христианских слов уже неоднократно подвергалась сомнению, причем не только независимыми учеными, но и самими христианами, и иудеями, отношение к Иисусу остается в еврейском мире до странного напряженным.

В мире нет религии, которая была бы также предубеждена против "того человека", как иудаизм. Более того, по существу нет в современном мире движения, которое не попыталось бы заручиться авторитетом Евангельского учителя. Своим его считают не только христиане, но и мусульмане, как известно верящие в его воскресение. Более того, многие индуисты возводят его к Гималаям, считают одной из аватар Вишну. Не только Гегель, но даже Маркс и Энгельс считали себя продолжателями дела первохристиан (просто не в "наивной", а "сознательной" форме!). Трудно, действительно трудно отыскать какое-нибудь движение, которое не попыталось бы опереться на галилейского проповедника, не попыталось бы заручиться его авторитетом. Трудно найти в современном мире религиозную систему, которая бы в той или иной мере не пыталась представить себя в качестве евангельской. В мире существует лишь одно исключение из этого правила - и это вера евреев, иудаизм. Тот самый иудаизм, который Иисус исповедовал, он единственный не только не проявляет к этому человеку ни малейшего интереса, но всякий раз вздрагивает, когда его имя произносится. И парадокс этот требует самого серьезного осмысления.

Возможно, все дело в том, что возвращение доброго имени Человеку из Назарета в еврейском мире равнозначно установлению диалогических отношений между Израилем и Церковью, и именно этого иудеи подсознательно страшатся.

Один критик моих "Ликов Торы" писал (в журнале Континент №89): "Можно посмеяться над наивностью человека, который заявляет, что для примирения иудаизма и христианства "достаточно просто талмудически и каббалистически квалифицированно прокомментировать Евангелие, представить Евангелие своеобразной Мишной".

Вероятно, у меня найдется немало столь же смешливых читателей, однако я повторяю, что с иудейской стороны подобная работа является необходимым и достаточным условием для примирения с христианством; даже более того, для вступления с христианством в партнерские отношения.

Если христианство призвано разработать соответствующую теологию, теологию дополнительности Израиля и Церкви, теологию в которой христианство мыслится лишь в сопряжении с независимым от него иудаизмом, то иудаизм со своей стороны призван ответить лишь возвращением доброго имени Человеку из Назарета.

До той поры пока христиане не сделают первый шаг, неприязненное отношение иудеев к Иисусу извинительно и закономерно. Однако поскольку в свой “христианский период” я такую теологию дополнительности в целом наметил, то на страницах этого мидраша мне вполне уместно заняться также и реабилитацией Иисуса в качестве иудея. Впрочем, чтобы сделать более понятным это мое намерение, по-видимому, все же имеет смысл вкратце изложить, в чем заключалась суть моей христианской теологической “реформы”.

У нее имелось несколько аспектов. В данном случае я коснусь центрального пункта - христианской идеи боговоплощения, существенно отличающейся от схожих представлений язычников. Например, согласно учению того же индуизма невидимое, бестелесное, без атрибутивное божество, примиряясь с немощами и условностями человеческого существования, нисходит в мир, нисходит во плоти, по меньшей мере в образе вполне атрибутивных существ, и выполняет ту или иную миссию по спасению человечества. Так, известно девять воплощений (аватар) Вишну. В одном из этих воплощений Вишну спас человечество от потопа, в других - еще от иных бедствий, восьмой аватарой Вишну явился Кришна, считающийся главнейшей и наиболее адекватной формой воплощения. Считается, что он научил человечество самым ясным и глубоким истинам индуизма.

Но чем тогда Кришна отличается от церковного Иисуса? Почему, в самом деле, Церковь не идет вслед за теми, кто видит в Иисусе воплощение Вишну? В чем особенность христианства? По-видимому, в том, что для христианства крайне существенным представляется то обстоятельство, что Иисус Христос - это воплощение не "вообще Бога", а именно Бога Израилева, т.е. того единственного известного миру Бога, который принципиально воплощен быть не может. Ведь не будет преувеличением сказать, что запрет на поклонение любому конкретному материальному предмету в качестве Божества является основой основ иудаизма.

Может, правда, показаться, что подобные если не запреты, то по крайней мере представления можно встретить и вне иудаизма. Действительно, уже первые философы критиковали Фалеса за его "все из воды". Единство мира не могло, по их мнению, заключаться в каком-то элементе этого мира. Уже Анаксагор заговорил об уме как таком организующем принципе единства мира, который будучи присущим любой стихии, никогда не является ей самой. Вся античная философия развивалась под знаком противопоставления видимого множественного мира миру идеальному, т.е. Единому как таковому. Однако, само это осуществление (вечного) единства в (текучем) многообразии, само это воплощение вечных идей в конечные материальные тела, по сути мало отличалось от мифологического (т.е. непосредственно религиозно переживаемого) воплощения всего мира в каком-либо из его элементов. Между Водой Фалеса и Единым Плотина не пролегает действительной пропасти. Воплощение Единого во многом - это "явление" того же ряда, что и воплощение во многом чего-то одного из всего этого многого, например, той же Воды. Иными словами, эманации неоплатонизма вполне можно представить лишь как рационализированные, формализованные истории, связанные с именами тех или иных богов, в данном случае с именем Посейдона.

В иудаизме же все не так. Иудаизм наряду с увековечиванием каждого конечного предмета (т.е. прежде всего человека, чающего воскресения), своим категорическим запретом на поклонение самим этим конечным предметам (в том числе и человеку) утверждает принципиальную внемирность мирового Единства. "Не сотвори себе кумира..." - заповедь эта означает, что истинный Бог, - Бог, сотворивший мир, - ни при каких обстоятельствах сам воплощен в этом мире быть не может. Таким образом, христианство, провозгласившее Воплощение, изначально стоит перед коренным парадоксом, или даже лучше сказать, состоит из коренного парадокса: если воплотился Бог, который по существу может воплощаться, то это никакое не воплощение (во всяком случае смысл слова "воплощение" здесь принципиально другой, а именно индуистский, гностический смысл). Однако, если воплотился Тот, кто по существу не может воплощаться, то какой же Он тогда Невоплотимый?

Христианская мысль всегда уклонялась от решения этого парадокса. Сами догматы были сформулированы безупречно. “Не полезно... признавать во Христе Иисусе или только Бога без человека, или лишь человека без Бога” - говорилось в послании папы Льва I, послужившего основой для решений Халкидонского собора. На этом соборе Иисус Христос был провозглашен одновременно и истинным Богом (Израиля) и истинным Человеком, т.е. буквально так же, как в квантовой механике электрон признается и истинной волной и истинной частицей.

Однако сформулированный таким образом принцип дополнительности в христианской теологии в дальнейшем совершенно не разрабатывался. Обыденная христианская мысль опасливо перетолковывала эту догматическую антиномию в духе своеобразного монофизитства, т.е. сползала к интерпретации - только “истинный Бог” (в современной теологии подход этот получил наименование "христологии сверху”). Парадокс воплощения всегда был лишен той своей истинной остроты и напряженности, которыми в нашем веке оказались отмечены иные сферы теоретического поиска. Иными словами, на протяжении веков воплощение представлялось не головокружительным парадоксом, а вполне естественным и давно ожидаемым "ветхозаветными пророками" сверхисторическим событием, событием, которое ослепленные и самовлюбленные иудеи не желали вопреки очевидности принять. Отрицание послехрамового иудаизма, сведение вечного завета к мимолетной исторической фазе, объявление самоценного служения, которому пламенно предавался сам Иисус, "детоводителем" к Нему - все это на протяжении столетий оглупляло Церковь и в какой-то мере перерождало в христианских душах истинного Отца их Учителя в некое подобие Вишну.

Истина, однако, состоит в том, что христианство становится самим собой только в момент признания принципиальной самодостаточности иудаизма, т.е. в момент признания полной законности коренного неприятия им христианства. Христианство, безусловно, имеет право на свою трактовку природы Иисуса; однако, обретает оно это свое право исключительно при предоставлении аналогичного права также и трактовке иудейской (по меньшей мере “эвионейской”). Иными словами, Иисус может восприниматься в качестве Бога неевреями только в том единственном случае, если Он будет оставаться в глазах евреев не Богом, а рядовым служителем Торы. Такого рода диалогизм конгениален общим тенденциям современного христианства, в центре внимания которого (по словам католического теолога Сесбуэ) “прежде всего Иисус - “истинный человек” и лишь затем Иисус - “истинный Бог”, что говорит о полном перевороте в классической проблематике, к которой многие ныне относятся критически, так как видят в ней практическое монофизитство”. Или, как еще более определенно выразился другой католический теолог, Иоган Баптист Мец, «христология должна найти свое выражение в иудейском образе веры».

Классическое христианство, приписывающее Иисусу божественность на основании общего теологического прозрения, до сих пор всегда соответствовало так называемой христологии “сверху”, что же касается христологии “снизу”, строящейся на одном евангельском повествовании и не способной убедительно эту божественность показать, то она, очевидно, соответствует “эвионейской” версии христианства, т.е. в своей основе иудейскому видению.

Вот в каких словах формулирует этот парадокс католический теолог В.Каспер: “Центральной христологической проблемой по-прежнему остается единство Бога и человека в Иисусе Христе, а если выражаться более конкретно - вопрос в том, кто есть Иисус Христос. На этот вопрос не может ответить большинство христологий “сверху”, так как свойственное им учение об анипостазии и энипостазии как бы умаляет человеческую природу Иисуса. Не может ответить на это и большинство христологий “снизу”, так как они способны учить лишь о явлении Бога в Иисусе Христе и не в состоянии показать, что Иисус Христос есть Сын Божий”.

Очевидно, что “внутрихристианская” проблема диалектики “христологий” целиком сводится к “межрелигиозной” диалектике взаимоотношения иудаизма и христианства, соответствует ей. Таким образом, для последовательного (продуктивного) раскрытия парадокса воплощения христиане нуждаются в иудаизме, нуждаются в нем не как в историческом этапе, не как в пророчествах, доживших до своего исполнения, но как в суверенном и вечно живом оппоненте, нуждаются в нем как в необходимом истоке собственной позиции, собственной парадоксальности. Иудаизм в этой ситуации оказывается не просто необходимым условием формулировки парадокса, но тем единственным смысловым контекстом, в котором парадокс этот вообще способен обитать. Таким образом иудаизм, т.е. живое свидетельство Израиля, - это вечный элемент самого христианства, та основа, без которой оно немыслимо, но вместе с тем основа по отношению к нему принципиально внешняя.

Как же конкретно может выглядеть эта теология "дополнительности"?

Прежде всего необходимо признать, что халкидонская формула: “истинный Бог и истинный человек” - может иметь двойную трактовку.

Согласно классическому церковному взгляду Иисус-Бог ни в чем “не подыгрывал” Иисусу-Человеку и “будучи образом Божиим, ... уничижил себя самого, ... и по виду став человек, смирил себя, быв послушным даже до смерти” (Фил. 2.6.). Между тем, согласно этому же подходу, Иисус воскрес именно потому, что Бог в нем оказался непобедим, потому что Бог в нем не умер. В послании папы Льва I по этому поводу сказано следующее: “О Сыне Божием говорится, что распят и погребен, тогда как Он потерпел сие не Божеством, по которому Единородный совечен и единосущен Отцу, а немощным человеческим естеством”. Иными словами, дерзновенно провозглашая “смерть Бога” в лице Иисуса, христианская теология подразумевает при этом смерть лишь его “человеческой составляющей”, что неизбежно занижает и ослабляет общий парадокс.

Между тем не менее правомочным выглядит и другой подход, для которого подход классический представляется своеобразным теологическим докетизмом. Согласно этому альтернативному взгляду, на высоте своего воплощения (приходящейся не на Рождество, а на Пасху) Бог в Иисусе также должен был умереть. А это значит, что в момент своего воплощения Невоплотимый Бог действительно перестал быть Богом, и стал истинным человеком, т.е. только человеком, и соответственно триединый Бог христиан превратился в единого Бога Израиля.

Итак, в проекции на обыденную логическую плоскость формула “истинный Бог и истинный человек” порождает два возможных понимания: или человек приводится к божественной природе, или божество к человеческой. “Бог стал человеком, для того чтобы человек мог стать Богом” - учили отцы церкви. Но не менее правомерно и противоположное утверждение: Бог стал человеком, для того чтобы перестать быть Богом!

Таким образом теология дополнительности провозглашает, что сформулированный на Халкидонском соборе парадокс воплощения может быть представлен только антиномически. Утверждения, что Бог в Иисусе не умирал, и что Бог в Иисусе умирал - равно правомерны и равно закономерны. В противном случае халкидонская формула “истинный Бог и истинный человек” теряет свое истинное содержание.

Итак, последовательно парадоксальный подход предполагает, что церковный тезис о “неумертвляемости” Бога в человеке Иисусе, должен быть дополнен “жидовствующим” антитезисом говорящем о смерти так же и его “божественной составляющей”, т.е. ипостаси Сына. А это как раз и означает, что на вершине воплощения (смерти Сына) триединый Бог трансформируется в Бога единого!

В плоскости этого антитезиса мы вправе считать, что дело искупления совершалось Им исключительно средствами иудаизма, т.е. исключительно верностью Праведника заповедям Торы. Интуиция этого "только" блестяще выражена следующими словами Бориса Пастернака:

Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства
И стал теперь как смертные, как мы.

Ведь тут резонно задаться вопросом: если он стал действительно таким же смертным, какими являемся и все мы, и не обладал отныне преимуществами своей божественной природы, то не тем же ли самым явилось бы простое доверие дела искупления кому-то из самих нас смертных, т.е. кому-то и без того никаким всемогуществом не наделенному? Да и можно ли в такой ортодоксально-христианской формулировке вообще отличить "бывшего", т.е. воплотившегося, Бога от природного смертного?

Иными словами, в антиномически понятом халкидонском парадоксе христианская догматика трансформируется в догматику иудейскую, а христианское прочтение Евангелия становится мыслимым только при условии одновременного прочтения Евангелия иудейскими глазами. Таким образом, теология дополнительности гласит, что ортодоксально-христианское понимание тайны Воплощения и Искупления вступает в силу исключительно при условии разработанности чисто иудейской трактовки искупления, таковое воплощение на корню отрицающей. Или говоря другими словами, христианская ортодоксия (христология “сверху”) начинает по настоящему работать только в тот момент, когда ее запускает иудаизм (христология “снизу”). Иисус Церкви снова может считаться христианами Богом, а Троица вновь сущей только после того, как миссия Иисуса будет понята евреями как исключительно человеческое служение.

Таковы были мои христианские идеи, которые побудили меня в свое время (в силу моего еврейства) отказаться от христианства, но благодаря которым, став иудеем, я счел себя обязанным “вернуть долг” и предложить свое иудейское видение Иисуса, призванное вернуть ему доброе имя внутри Израиля.

Что же касается моего христолюбивого читателя, то он, разумеется, вправе воспринять это мое исследование не как “соблазн малых сих”, а даже, напротив, как “запуск христианской ортодоксии”. Но для меня самого это уже “побочный продукт”.

Арье Барац


Рецензии
1. В книге Михея указывается на правителя, пришедшего из вечности:

Но ты, Вифлеем Ефрафа, хотя ты и мал среди клана Иуды, для Меня выйдет из тебя Тот, Кто станет правителем Израиля. Его начало уходит в древность, ко дням вечности. (Михей 5:2)
2. «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Пс: 109: 1-1. Давид явно говорит о другом Боге . Сидеть по правую от Бога имеет только Бог.
3. В книги Захарии в 3 главе , во 2 стихе : И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим!
Здесь важная вещь , мы видим как обращается Господь Бог , к Господу Богу чтобы запретил стане... Их много отрывков можно найти , что Бог есть Троица.
4.Кто именно страдал на Кресте? Человек или Бог?
Первая сторона это — соединения двух природ Божественной и человеческой во Христе

Еще в первых веках выковывая богословие в горниле противостояния ересям, христиане, исследуя Слово Божие пришли к выводу что существует четыре термина, посредством которых можно объяснить видимое из Писания соединение двух природ Иисуса Христа. Вот эти термины:

Неслитно (ἀσυγχύτως). В результате соединения Божественной и человеческой природы, они не слились между собою так, чтобы составилась из них новая природа, отличная от исходных. Обе пребывают в Лице Спасителя как две различные природы.

Неизменно, или непреложно (ἀτρέπτως). В результате соединения ни Божественная природа не изменилась в человеческую, ни человеческая не преложилась в Божескую, но и та и другая остались целыми в Лице Иисуса. Христос не стал после воплощения только человеком, но и не был Богом которому было совсем нетрудно переносить земные и крестные страдания. Каждое из естеств сохранило тождественность своих качественных определений.

Нераздельно (ἀδιαρέτως) . Хотя две природы во Христе пребывают совершенно целыми и различными по своим свойствам, они тем не менее не существуют отдельно, не образуют двух соединенных только нравственно особых лиц, а соединены в единой Ипостаси Бога.

Неразлучно (ἀχωρίστως ). Соединившись в единую Ипостась с момента зачатия Спасителя в утробе Марии, два естества никогда не разлучались, их соединение было непрерывно.

Вторая сторона — это следствие соединения двух природ в Иисусе Христе

В следствии соединения двух природ в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому одно и то же Лицо воплотившегося Бога может именоваться и Богом и Человеком и один и тот же Иисус Христос был в одно и тоже время и совершенным Богом, и совершенным человеком:

Человеческие свойства могут приписываться Христу как Богу. Например: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2:9); Распяли Господа славы (1 Кор.2: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян.20:28); Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба (1 Кор.15:47); Мы примирились с Богом смертью Сына Его (Рим.5:10).

И наоборот, свойства Божественные приписываются Христу как Человеку. Например: «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр 2:17). Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин.3:13).

Одним из первых о взаимозаменяемости имен во Христе начал говорить известный богослов 3 века Григорий Нисский: «По причине совершенного единения воспринятой плоти и восприемлющего Божества имена взаимно заменяются, так что и человеческое называется Божеским и Божеское — человеческим. Вследствие ипостасного соединения две природы во Христе находятся «в сорастворении», являются «соединенными и взаимно друг друга проникающими. А потому со растворяются как естества, так и наименования и переходят одно в другое по закону теснейшего соединения. Таков способ взаимного сообщения (свойств), когда каждое из обоих естества передает другому свои свойства, по причине тождества ипостаси и взаимного проникновения естеств»

Очень хорошо так же выразил словами состояние соединения двух естеств во Христе во время смерти Иисуса на кресте другой раннехристианский мыслитель -Иоанн Дамаскин

«Итак, хотя Христос и умер как человек, и святая Его душа была разделена от непорочного тела, но Божество осталось неотделенным от той и другого, то есть души и тела, и даже при таких обстоятельствах единая Ипостась не разделилась на две ипостаси, ибо и тело, и душа в одно и то же время – с начала возымели бытие в Ипостаси Слова, и хотя во время смерти были разделены друг от друга, однако каждое из них осталось, имея единую Ипостась»

Мы видим что расторжения и разъединения двух естеств не было даже во время крестных страданий и самой смерти Иисуса. Когда после смерти душа Спасителя сошла в ад, а тело Его находилось во гробе, Божество не было отделено ни от души, ни от тела. И тело, и душа в этот период времени не переставали быть «включенными» в единую Ипостась Бога.

Смерть — это разделение. В этом смысле разделилась человеческая природа. Но поскольку Божественная природа не покинула даже разделённые душу и тело, мы вправе сказать, что Бог умер . Какая потрясающая истина! Бог пролил кровь Свою и приобрёл Церковь Кровью Своею.

И наконец третяя сторона – что было бы если бы за нас умер не Богочеловек а просто человек.

Не произошло бы наше искупление. Именно посредством того что умер Бог мы смогли быть искуплены от клятвы закона. Апостол Павел говорит в своем послании : «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою… Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему» (Гал 3:13,15). Закон Божий не может отменить никто, но когда умирает установивший закон, то сам закон теряет силу. Таким образом, чтобы утвердить завет и дать возможность грешнику жить вопреки закону, Сам Законодатель и Завещатель должен был умереть. Законодателем же и Завещателем был сам Бог!

Если бы за нас умер просто человек то не совершилось бы наше спасение. Никакой, даже самый праведный человек не смог бы исцелить нашу пораженную грехом природу. Это мог сделать только Бог! Только Божественная природа соединившись с человеческой могла победить страшный вирус греха. Посредством именно Его воплощения Его ран и смерти на Голгофе произошло наше исцеление и стало возможным обожение и преображение в Его образ!
Примечание: Иудеи отвергают , что грех Адама передается через зачатие к потомкам .Мы прекрасно видим из 50 псалма Давидова , а в иудейской традиции 51 псалом.5 Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя.
В христианском богословии особое место занимают понятия греха и спасения. Грех для христиан — это не просто «беззаконие» (1Ин. 3:4) или «неправда» (1Ин. 5:17), но и само нежелание следовать заповеданному, заведомое прегрешение против истины; а также нечто, противоречащее человеческой природе (ведь человек создан по образу Божиему), порочность человеческого существа, проявление его падшей природы, которую он приобрёл при грехопадении. Но уверовавшим и принявшим крещение прощается их грех, то есть жертвой Иисуса Христа человек освобождается от первородного греха (Мк. 16:16 и Рим. 8:1).

Учение о греховности всех без исключения людей, кроме одного единственного Иисуса Христа, было сформулировано в полемике Христианской церкви с пелагианством. Оно изложено на Карфагенском соборе с 123 по 130 правило и принято как на Востоке: правила Карфагенского собора это Каноны Православной церкви; так и на Западе: каноны Карфагенского собора входят в «Codex Canonum vetus ecclesiae Romanae». Содержание его следующее:

Первый человек — Адам был создан Богом безгрешным и бессмертным. Его смерть была наказанием за его грех.
Все потомки Адама рождаются грешными (несут первородный грех) и поэтому нуждаются в спасении.
Благодать Иисуса Христа не только очищает человека от грехов, но и подаёт человеку духовное знание, любовь, силу и помогает человеку не совершать грехи.
Без благодати невозможно человеку в жизни избавиться от совершения греховных поступков и поступать согласно Божьим заповедям.
Все люди, кроме единородного Иисуса Христа, в том числе самые великие святые, каждый день совершали и совершают греховные поступки, именно по этой причине люди произносят в молитве «Отче наш» следующие слова: «и прости нам грехи наши», в которых каждый человек просит у Бога прощение за совершённые лично им грехи.
В христианстве различают два типа греха:

Первородный грех — повреждённость человеческой природы, возникшая вследствие греха прародителей Адама и Евы .
«Личный грех» — поступок против совести, десяти Ветхозаветных Заповедей, а также Новозаветных заповедей блаженства.

Помни последния (смерть свою ) твоя — никогда не согрешишь.
Греховным может быть действие (или бездействие), слово, мысль, желание, чувство.
таким образом, в соответствии с православным вероучением, грех — это причиняемый себе вред, объективно возникающий вследствие нарушения законов нормального человеческого существования. Совершением греха человек отдаляет себя от Бога и некоторых людей. Исполнение заповедей необходимо не Богу, а человеку. Последствия причиненного себе вреда называют наказанием, а страдание от последствий — воздаянием.

Евгений Мещеряков 7   08.06.2021 10:15     Заявить о нарушении
Г-сподь Израиля говорит о СЕбе в множественом величественном как например царь Всея Руси - Мы , Николай второй и т.д. Устная Тора это объясняет .ВЫ пользуетесь неправильными переводами . На иврите разные слова Б-г - несколько Его имен , и господин - Адон или мой господин - Адони .А по русски получается искажение и их очень много . У еврейских мудрецов надо спрашивать .

Сара Това Кунин   23.12.2022 00:19   Заявить о нарушении
Сесть одесную -это в русском переводе - то есть справа может праведник . например праотец Авраам .
Признать кого то настоящим Б-гом Израиля вместо Всевышнего - просто глупо . Творец сказа евреям -" Я Б-г твой , выведший тебя земли египетской , из дома рабства . Да не будет у тебя иных богов ..."-первая заповедь из 10 ). Исполняя ее , и не признали евреи одного из них новым богом и всякие выборы нового бога или истинного бога Израиля - фантазия . И не объявлял себя исус богом , а только пророком . Сын человеческий - так Творец обращается к пророкам . Сыном Б-жим назван Израиль , но не пророки , ни Давид и ни МОисей не названы сыном Б-жим . Если кто то верит в Б-жественность того еврея , то пусть поверит в Б-жественность всего Израиля .

Сара Това Кунин   23.12.2022 00:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.