Зимнее утро ваньки-встаньки

ЗИМНЕЕ УТРО ВАНЬКИ-ВСТАНЬКИ
Критика стихотворения «Зимнее утро» Виктора Коврижных

Морозным утром встану рано,
откину резво от ворот
следы вчерашнего бурана. -
Быть урожаю в этот год!

Перед вами образец стихоплетения по принципу Ваньки-встаньки. В чем этот принцип?.. В перебрасывание одного смысла на другой. Только наш герой встал утром, как резиновый мячик заскакал за работой. Надо сказать, что утром весьма сложно «резво» откидывать «следы» бурана. Следы — это снег. Так видит автор. Но в нашем представлении следы это то, что вдавлено, и нам надо напрячь мозг, чтобы переосмыслить этот вдавленный след в навороченные снежные торосы. Но мой мозг отказывается принимать уж очень впечатлительные следы в виде массы снега. Но когда с горем пополам мы поняли мысль поэта, он  тут же нас кидает из снежной зимы в лето, в период урожая. Автор с патетикой обращается к народным повериям и создает образ рачительного хозяина. Но вопрос тут в другом. Мы же не на уроке агро-просвещения, нам нужна поэзия, а не информация, что буран является причиной урожая, хотя и это весьма сомнительно.

Как зубы двухметровой щуки,
что летом выловил в реке,
колючий мрак встревожат звуки
и вмёрзнут эхом вдалеке.

Но не успел читатель вжиться в образ рачительного хозяина, как наш «ванька-встанька» ошарашил двухметровой щукой, мы уже представили монстра с зубами как клещи, но автор понял, что увлекся и может оставить нас в лете и тут же возращает нас в реальность героя, в холодную зиму, чтобы зима не казалась сказкой,  нагнетает «колючий мрак», правда забывает что это утро, что снег кругом, что луна светит вместе со звездами, которые появляются в следующих строках.

Сияет Млечная дорога
и звёзды в божеской дали
горят торжественно и строго,
как при рождении Земли.

Теперь «ванька-встанька» ввергает нас в божественную тему, он придумывает словосочетание «божеские дали»?.. Как на ваше ухо?.. Мое режет… хотя логика есть. Но в чем уж точно нет логики, присутствует ловкая игра слов, так это в том, что «звезды» сияют так же « как при рождении Земли». Если уж авто ударился в божественную тему, то должен в ней хотя бы элементарно разбираться… Звезд не сияли при создании земли, ибо сотворения неба и земли было в первый день, а сотворение светил, той же «млечной дороги» в день четвертый...

Но мне, согревшись от лопаты,
легко на утренней земле,
где, как зажжённые лампады,
курятся домики в селе.

Уж больно мы улетели в звездное небо.. Тпру… куда вы?.. Автор тут же сдергивает нас с небес «лопатой» от которой согрелся. Ну настолько натурализованный образ, что создается впечатление, что согрелся не тем, что копал снег, а тем что сломал черенок и развел костер…  Согреться от лопаты это дубовый образ с примитивным смыслом.

Тропу прочищу до колодца
и наберу воды ведро.
А из окна призывно льётся
уюта жёлтое тепло.

Чего то уж быстро герой захотел уюта. Вроде же согрелся, кровь разыгралась, а тут вдруг и уже замерзнуть успел, что возмечтал об уюте желтого тепла...

Так и живу, где я родился!
Взгляну на месяц над прудом.
И будто Богу помолился
обычным утренним трудом…

И вот уже вдохновленный собственной простой герой лепит народную просту, здесь родился — здесь и живу, любуюсь месяцем над прудом, и заменяю молитву богу утренним трудом. Ванька-встанька успел сразу три поклона отбить в разных темах.

Теперь что есть самое плохое и самое хорошее в стихе на мой взгляд.

колючий мрак встревожат звуки
и вмёрзнут эхом вдалеке.

Логически можно заключить, что шум от лопаты встревожил колючий мрак, который вмерз в эхом вдалеке… Да тут целый эксковатор кинут груду снега, что она дала такой силы звук, что покатился эхом вдалеке… Где такое эхо услышал от простого кидания снега лопатой, который почти беззвучно падает, остается загадкой. А вот это хорошо.. И на этом мы закончим наш разбор.

где, как зажжённые лампады,
курятся домики в селе.


Рецензии