Очерки истории РПЦ Калужского края Ч. 2 Гл. 1-3

               
                Часть 2. Калужский край и его святыни
           Глава 1. От Кукши до Святого Амвросия. Оптина пустынь
                §3. Пафнутиев-Боровский монастырь


    Небольшой городок Калужской области — Боровск — приблизительно в 100 километрах от Москвы. Здесь просиял праведной жизнью и иноческими подвигами преподобный Пафнутий (в миру Парфений). Родившийся в 1394 году, в 20 лет он покинул отчий дом ради монашеской жизни. Спустя 30 лет иночества он основал новый монастырь. Освящена обитель была в честь Богородичного праздника — Рождества Пресвятой Богородицы. Монастырь не был строго общежительным. Иноки с благословения старца строили каждый себе отдельную хижину — келью. Церковь же строили вместе. Пафнутий сам с братией возил камни зимой, носил воду.

   Расписывали храм два чудных иконописца — Митрофан и Дионисий. Преподобный благословил Дионисия начать работу, когда болеющий иконописец не мог ещё ходить. Вторично он исцелил Дионисия, когда тот нарушил заповедь старца приносить и есть в монастыре мясную пищу.

   "Самые самодержцы русской земли" дивились благолепию обители.

   В 1545-1547гг. преподобный Пафнутий был причислен к лику святых. В 1573 году царь Иоанн Грозный в послании Кирилло-Белоезерскому монастырю называет преподобного Пафнутия великим светильником наравне с Сергием Радонежским, Кириллом Белоезерским, Варлаамом Хутынским и Дмитрием Прилуцким.

   Из учеников преподобного старца называют преподобного Иосифа Волоцкого (Санина), по смерти отца Пафнутия, наследовавшего игуменство. Ближайшим сподвижником преподобного был старец Иннокентий, описавший последние дни и часы своего учителя. Выдающимся духовным наставником стал Вассиан Рыло, архиепископ Ростовский (родной брат Иосифа Волоцкого). Святитель Макарий, принявший постриг в Пафнутиев-Боровском монастыре, причисленный к лику святых ныне, перед своей кончиной просил прислать ему духовника из обители святого Пафнутия.

   Школа старчества, духовничества, основанная здесь преподобным, распространяла своё влияние далеко за пределы монастыря.

   Глубоко связанный с Боровском, великий князь Иоанн III (его духовником был Вассиан Рыло) и близкие великого князя присылали дары преподобному, узнав о его болезни. Неоднократно справлялись они о здравии настоятеля. По смерти Пафнутия интерес правителей к монастырю не угас. Дарения княжеского (позже — царского двора) способствовали расцвету обители. К началу XVII века монастырь превращается в мощную крепость на юго-западе Московского государства.

    Смутное время принесло тяжёлые испытания. Лжедмитрий II, прозванный тушинским вором, оставив подмосковное село Тушино, обосновался в Калуге, а затем вновь направился в Москву. С ним же шли разбойные войска литовского магната Яна Сапёги. Защитить Москву у границ, здесь в Боровской обители, призваны были воеводы Михаил Волконский, Яков Змеев и Афанасий Челищев. Вначале напавшие ничего не могли сделать. Но, как сказано в "Новом летописце", в 1610г: "Вложи ж враг в воевод мысль злую в Якова Змеева и Офанасья Челищева, и начаша умышлять, како бы им здати чудотворцев дом... Внезапу ж те окаянным повелиша отворити острожные ворота..." Враги прорвались в обитель. Бой продолжался всю ночь и весь день. Князь Михаил Волконский бежал в церковь (собор Пресвятой Богородицы). Сражаясь с ляхами и литовцами, со словами: "Умирать-де мне у гроба Пафнутия-чудотворца", — князь, изнемогая от ран, испустил последний вздох.

    "Предсмертный подвиг князя Волконского", картина художника В. И. Демидова, изображающая верного воеводу, сражающегося у раки преподобного, хранится в Калужском художественном музее.

   Кровь 12 тысяч погибших воинов пролилась во святом месте. Главное захоронение их покрывает теперь церковь пророка Илии с больничными палатами, построенная в 1670 году. А башня, ворота которой отворились врагу, получила название башни измены.

   Убранство церквей, ценности, накопленные за 200 с лишним лет, дарственные грамоты и другие документы, библиотека — многое было утрачено в 1610 году.

   Вторая половина XVII века продолжает мрачную страницу истории — начало раскола церкви в связи с церковно-обрядовой реформой, проводимой патриархом Никоном.

   Духовный руководитель старообрядцев протопоп Аввакум (1620 или 1621-1628г.) отказался примириться с официальной церковью. Около 28 лет он провёл в ссылках и монастырских епитимиях. Так и не раскаявшись, он был сожжён на костре.

   В Боровском Пафнутиевом монастыре он был дважды (1666 г.). Его ученицы, приверженцы раскола, родные сёстры Феодосия Прокопьевна Морозова и Евдокия Прокопьевна Урусова, были отправлены в Боровск предположительно в 1673-нач.1674 года, где были посажены в земляную тюрьму. Им было отказано в пище и питье. Осень 1675 года стала для них последней. Точное место захоронения их неизвестно.

   Ныне Старообрядческая Церковь находится в состоянии примирения с РПЦ.

   Печальные события развернулись в Боровске, Пафнутиевом монастыре и округе в 1812 году. Трижды пострадала эта земля в год наполеоновского нашествия: сначала при наступлении на Москву, затем, когда французы отступали к Калуге, и, в третий раз, когда, не выдержав Малоярославецкого сражения и встретив отпор в Тарутине, бежали назад, в Боровск. Сгорели дотла архив и библиотека, почти полностью утрачена фресковая живопись в церкви Рождества Христова, в трапезной. Утрачен третий этаж келейного юго-восточного корпуса и т.д. Об этом пишет А. А. Антипов ( "Живые корни России", Боровск, 1994, с.26)

   В период фашистской оккупации последовало новое осквернение монастыря.  В центральном соборе и нижних этажах ряда зданий оккупанты устроили конюшни.

   След этого нашествия неожиданно обнаружили спустя 30 лет, в 1972 году. При ремонте крыши купола монастырской церкви святого Митрофана, в куче мусора был обнаружен неразорвавшийся снаряд. Сапёры смогли предотвратить взрыв храма. Взрыв прогремел за пределами населённых пунктов.

   В советское время монастырь был закрыт в 1926 году. 1990 год стал для монастыря годом возрождения. Было принято решение о передаче монастыря в пользование Епархии. Вновь затеплились свечки и лампадки в обители преподобного Пафнутия. В 1991 году была освящена церковь пророка Илии, в 1992 году — церковь святого Митрофана. Торжественные службы проходят ежегодно 1(14) мая, на престольный праздник, прославляя основателя обители преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца. 1994 год стал для монастыря особым: сразу 2 юбилея: 600-летие препобного и 550-летие основания обители. Сам святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II вёл юбилейную службу. Проливной дождь 12 июня 1994 года не мог остановить тысячи людей, желающих прикоснуться к древним святыням, а собор Пресвятой Богородицы не мог вместить всех, пришедших поклониться святому; также и тех, кто просто интересуется историей края. Зато в следующем, 1995 году, солнце просияло над Боровском  в день памяти преподобного старца Пафнутия - 1(14) мая. Древняя святыня возрождается.

 " Как верные ратники, башни
   Бойницами смотрят в простор
   И, выстояв в битвах бесстрашных,
   несут неустанно дозор...

   И, дали крестом осеняя,
   Как крепость стоит монастырь.
   Земля от истоков — святая,
   Здесь лёг не один богатырь...".
                ( В. Пухов " У стен Пафнутьева монастыря")


 фото: картина "Предсмертный подвиг князя М. К. Волконского"

 Калуга, сер. 90-х годов

Продолжение: http://www.proza.ru/2017/10/05/896

 

 

 
   
   
   


Рецензии