Очерки истории РПЦ Калужского края Ч. 2 Гл. 1-4

                Часть 2. Калужский край и его святыни
           Глава 1. От Кукши до Святого Амвросия. Оптина пустынь
                §4. Пустынь преподобного Тихона

                "Жизнь-матушка привела, наконец, к тихому пристанищу. Я сделался, но не вдруг, как многие, и не без борьбы, верующим. Мой ум может уживаться с искреннею верою. И я, исповедуя себя весьма часто, не могу не верить себе, что  искренне верую в учение Христа Спасителя. Если я спрошу себя теперь, какого я исповедания? Отвечу на это положительно — православного, того, в котором
я родился и исповедовала вся моя семья. Веру я считаю такою психологическою способностью человека, которая более других отличает его от животного."
                (Пирогов Н.И., великий русский хирург и анатом, основоположник                военно-полевой хирургии)

   Преподобный отец Тихон (†1492г) был прославлен в лике святых вскоре после своей земной кончины. Произошло это событие в XVI веке, в царствование Иоанна Грозного. Как мы знаем, Калужский край оказался в эпицентре Смуты начала следующего за тем XVII века, а год 1610 стал печально известен как год всеобщего опустошения и разорения. Жестоко пострадала в тот год и обитель преподобного Тихона Калужского (храмы и все постройки были сожжены). Постепенное благоустройство монастыря началось после изгнания врагов. Спустя 20 лет обитель вела уже достаточно мощное экономическое хозяйство: храмы, кельи для братии, пекарня, конюшня, мастерские, прочее. Появился и первый каменный храм.

   Однако в XVII веке Тихонова пустынь утрачивает самостоятельность и попадает под управление наместника Московского Донского монастыря. Свои собственные нужды пришлось отложить на долгие годы. Независимое управление обитель обретает лишь в XVIII веке. Новый устав объединил всех иноков обители в одну семью с общей собственностью и общим трудом в пользу монастыря. Своих сил на возобновление монастыря часто не хватало, приходилось обращаться к христианам с просьбами о благотворительности. В XIX веке строителем Тихоновой пустыни был назначен оптинский иеромонах Геронтий, ученик старца Льва, о котором мы говорили в параграфе про Оптину пустынь. Мудрый наставник не только помогал своему ученику советами, но иногда и сам приезжал к ученику, давал указания непосредственно. С помощью прекрасных духовных руководителей обитель рассчиталась со старыми долгами. Тихонова слобода получила "благолепный" храм, умножились доходы, выросло число братии.

   Заступничество преподобного Тихона известно всем христианам Калужского края. Приведём здесь описания трёх чудных явлений, несомненно, связанных с именем калужского чудотворца Тихона.

   В период Отечественной войны 1812 года в окрестностях Калуги свирепствовало моровое поветрие. Не обошла заразная болезнь и Тихонову слободу. Настоятелем монастыря был тогда иеромонах Корнилий. Крестьяне Тихоновой волости обратились к отцу-настоятелю с просьбой о крестном ходе со святыми иконами. Крестный ход был совершён. В числе святых икон был образ преподобного, взятый от раки, изображение лика на доске. Молитва была услышана. Болезнь стала ослабевать и прекратилась. Крестьяне в благодарность за избавление пожертвовали монастырю участок леса.

   Известны многочисленные случаи выздоровления людей, молитвенно прибегающих к помощи святого Тихона Калужского. Расскажем об одном из них.

   Накануне Рождества 1870-1871 года семья помещика Мещовского уезда Николая Фролова прибыла в Тихонову пустынь. Что побудило отправиться сюда отца, мать и дочь из дальнего Мещовска в Калугу, где в это время была эпидемия оспы? Дочка внезапно заболела и так, что не оставалось никакой надежды у отца её (который и свидетельствовал об истине в письме к настоятелю). Лишь духовный наставник семейства, старец Ефрем, укреплял их в скорбях. Неожиданно произошло чудное событие. Отец Тихон явился девочке вскоре после того, как её мать дала ей  чайную ложку воды из святого колодца. Вознеся руки к небу, преподобный сотворил молитву: "Господи, исцели её!" Дал ей испить из маленького сосуда и скрылся. Сама девочка утверждает, что не спала и не забывалась. Вскоре после этого больная выздоровела, никаких следов от оспы на лице её не осталось. Дивны дела Твоя, Господи!

   Интересно, что сам преподобный Амвросий советовал обращаться к заступничеству Тихона Калужского. Так, дочь губернского секретаря А.Д. Корбоньер свидетельствует, что по благословению старца Амвросия в 1876 году месяца июля она
 отправилась в Тихонову пустынь. Со страшными страданьями, не владея языком несколько дней, наконец, прибыла к источнику, где был отслужен молебен преподобному. "Я вышла из воды совершенно здоровою".

   С приходом ко власти большевиков Тихонову пустынь, как и большинство религиозных святынь, ждало поругание. Оно началось 22-24 апреля 1918 года (при игумене Платоне). 24 июля 1918 года арестовали заведующего Сретенским скитом иеромонаха о. Илия (Гировко), позже монаха о. Сергия (Свежинцева). 8 октября того же года архимандрит Платон был уведомлен властями о том, что в Никольской церкви будет устроен театр, при этом закрашены образы калужских святых-покровителей Лаврентия, Тихона и Пафнутия, а иконостас разобран. Через два дня разорили Домовую церковь "Всех Скорбящих Радости". Половина братии обители была просто изгнана. А ещё через два дня монастырь был официально ликвидирован. Новой власти требовалось церковное золото, которое они требовали с инока Ионы и иеромонаха Авксентия, оптинского постриженика.

   Когда-то называемая Малоярославецкою, затем Медынскою, потом Калужскою, Тихонова пустынь начала возрождаться совсем недавно. 21 марта 1992 года Владыка Климент, архиепископ Калужский и Боровский, освятил основание храма на Святом колодце. На камень был возлит освященный елей.

   Успенской именовалась обитель преподобного в честь Божией Матери и в память, что один из храмов был освящен во имя Её Божественного Успения.

   Живоносный Источник Божией Матери истекает и поныне.
   Традиционными стали праздники в день памяти святого Тихона (29 июня по новому стилю).

   По случаю 500-летия со дня блаженной кончины преподобного Тихона Калужского торжества в обители возглавлял сам Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. После стольких лет забвения и бездуховного жития многие калужане, да и гости Калужского края, смогли впервые лицезреть образ преподобного Тихона. Святой изображён в одежде схимника, стоящим у дуба, который служил ему келией. Лик его обращён прямо на нас. Правой рукой отец Тихон благословляет всех, с мольбой притекающих к его образу, в левой держит чётки.* И ныне этот образ у храма на святом источнике благословит каждого, жаждущего духовной пищи.

   Широко известен образ святого, который можно увидеть в калужских церквях. Икона эта предположительно была написана мастером XVII-XVIIIвв. Образ Спасителя и неугасимая лампада пред ним, Святое Евангелие. В центре — преподобный Тихон. Полно Божественной энергии дупло-келия знаменитого дуба. Правая рука святого вознесена, в левой отец Тихон держит свиток с молитвенными словами: "Господи, призри (с небесе) и виждь и посети виноград сей, его же насади десница Твоя." На заднем плане с левой стороны нежной дымкой укрыт лес, служивший долгие годы обителью преподобного; справа — дорога к храму: монастырские стены, пятиглавый собор, колокольня.

   В калужских церквях можно увидеть и другие иконы преподобного Тихона. В Лаврентьевском монастыре есть образ калужских заступников, святых нашего края: преподобный Тихон, святой праведный Лаврентий, преподобный Пафнутий и преподобный Амвросий Оптинский. Над праведниками возносится образ Божией Матери Калужской земли Заступницы.
 
   В ризнице калужской церкви "Георгия за верхом" хранится икона преподобного с приписными образами Михаила Архангела, великомученика Георгия, митрополита Петра и святой равноапостольной Марии Магдалины. Искусствовед Василий Пуцко пишет о ней, что выполнена на высоком художественном уровне, в древнерусских традициях.

   Писание образов  — богодохновенное творчество. Тысячи людей преклоняли колени пред святыми образами со слезами и мольбой, взывая о помощи. Нуждаются люди в духовной поддержке. Возрождается обитель святого Тихона Калужского.

   29 июня 1995 года — день особый. Почтить память преподобного Тихона, подвизавшегося в трудах, постах, молитве —  сейчас для многих важно. Сотни верующих в этот день прибегают к источнику за молитвенной помощью преподобного. Радостное, приподнятое настроение. Тёплое летнее утро, необычайно яркие краски, уютный маленький храм на источнике. Молебен с водосвятием. Не толпясь, не суетясь, можно подойти к иконам. Среди приехавших на праздник — монахини Малоярославецкого Николаевского Черноостровского монастыря.. Молебен закончился — святая вода. Долог путь к истинным родникам.

                "Вонми-ж и нашему моленью,
                Угодник Божий, и во всём
                Будь нам защитой, заступленьем
                Перед Владыкою Творцом!"
                (Илия Ливанский, 1892г.
                К 400-летию памяти преподобного Тихона)

*шарики (стеклянные, костяные и др.), служащие для подсчёта молитв и поклонов; чаще простые узелки на верёвке


  фото: преподобный Тихон Калужский
   
   Калуга. сер. 90-х годов ХХ века
 

  Продолжение: http://www.proza.ru/2017/11/05/619


Рецензии