Жулики от тестирования или растление интеллекта

Жулики от тестирования или растление интеллекта

ЕГЭ придумали не вчера, поэтому сейчас многие знают такую форму экзамена, как тесты.
(Которая сейчас, как плесень, распространилась не только на среднюю школу, но и на начальную и даже высшую.)
Это ряд вопросов, на каждый из которых испытуемому предлагается ряд ответов (как правило, их 4)
Эта система, похоже, является американизмом, поскольку тут присутствуют два фактора: во-первых, попытка помочь сдающему экзамен (предлагаются варианты ответов), но также и попытка завалить экзаменующегся, ибо правильных вариантов ответов только 1. Следовательно попытка помочь здесь якобы попытка помочь, так как неправильных ответов – 3, то есть игра идёт 3 против одного. Так зачем, спрашивается, давать варианты ответа?
А отсюда вывод – такие экзамены на знания являются скрытым обманом экзаменующегося, вследствие чего позволяют почти 100%-но «завалить» экзаменующегося.
Ибо зачем его провоцировать на ошибку 3-мя якобы правильными ответами?
А затем, что это, видимо, стиль америкосов: помоги, но и подосри.
Но увы, наши российские педагоги не замечают в системе тестирования этого принципа. (3 «правильных» против одного правильного)
При этом я не имею в виду российские тесты на ЕГЭ и ОГЭ по точным наукам. (то есть по всему естествознанию. Ибо не  исключено, что обществознание, по уже сложившейся традиции, этим всё-таки грешит) Ибо, несмотря на наличие в них вариантов ответов, вопросы, поставленнные в них – точны и существует алгоритм получения точного ответа на эти вопросы.

И беда в том, что сейчас этот принцип не только распространён на школьные экзмены по точным наукам, но активно распространяется также в системе подготовки кадров для точных профессий. Например, по такой системе фирма 1С сертифицирует программистов.
А именно, задавая такие вопросы, на которые точно ответить невозможно (потому что в них в них фигурирует некая переменная, значение которой не задано в вопросе) А также и в вариантах ответа есть такие переменные.
Для иллюстрации этих выводов разбёрём несколько таких тестов. Вот некоторые тесты из дистанционного экзамена одного из вузов России (по дисциплине Управление качеством образования):
1)» Дистрактор – это …
Выберите один ответ:
 качество, характеризующее дифференцирующую способность
Вопрос: дифференцирующую способность чего? Видимо, теста. (судя по предмету экзамена)
Тогда вопрос: что такое дифференцирующую способность теста?
По идее, ответ на этот вопрос должен содержаться в учебнике или методичке, притом являющихся стандартом для данного вуза. (потому что сейчас что не учебник, то новый ответ, на тот же вопрос) Но в том-то и дело, что сейчас в вузах в порядке вещей отсутствие как 1-ых, так и 2-ых.
Поэтому что делать? Ищем ответ в интернете.
И вот, например, находим:
«Дифференцирующая способность задания - числовая характеристика, показывающая насколько успешно задание отделяет «знающих предмет» от «незнающих». Подобную характеристику можно посчитать многими способами, одним из которых является подсчет коэффициента корреляции ответов испытуемых на задание (в номинальной шкале или шкале порядка) с суммарным баллом испытуемых (линейная шкала или шкала порядка) по фактору теста, на который это задание должно работать.»

Вы что-нибудь поняли? Лично я – нет. Потому что к этому тексту у меня масса вопросов. Причём как действительных  (то есть связанных с отсутствием у меня определения некоторого понятия, как-то: что такое фактор теста, на который данное задание нацелено?),
так и мнимых (то есть связанных с конфликтом формулировки задания с уже имеющимися понятиями, как-то: «коэффициент корреляции ответов испытуемых на задание (в номинальной шкале или шкале порядка) с суммарным баллом испытуемых»
Ибо коээфициент корреляции имеет место для одной случайной величины относительно другой. Но ответы испытуемых – это не величина. А величина, скорее всего – это количество ответов. (мелочь, а приятно: всего одно слово (в формулировке задания) пропущено, а зато какой эффект, по завалу экзаменующихся!) Но вот вопрос на засыпку: может ли быть сочтён ответом существующий (то есть галочку поставили, типа проголосовали. А если вдруг не проголосовали, то что делать с таким «бюллетенем»?), но неправильный ответ?).
Да, и разве тест – это не то же самое, что и задание?

 элемент вычисления дисперсии
Вопрос: дисперсии какой случайной величины?
Что такое элемент вычисления? Такого понятия в математике нет.
 коэффициент, необходимый для пересчета относительных баллов в абсолютные
 неправильный ответ
 качество, характеризующее дискриминативность теста 

Правильный ответ: неправильный ответ.
Да, их, неправильные ответы,  предусматривает тест. Но лучше бы их не было, в этом и отличие тестов от обыкновеннных задач, без вариантов ответов. Ибо именно варианты ответов провоцируют на угадывание ответа (и особенно это хочется делать в таких предметах, как обществоведение. Так в нихнет не только формул, но и даже внятных определений понятий. А поэтому ученику остаётся что, для сдачи экзамена? Только угадывание.) Но разве последнее продуктивно?

2) Диагностика обучения – это …
Выберите один ответ:
Ключевой вопрос: диагностика может быть только для ситуации. Тогда как обучение – это процесс. О какой же тогда сиуации (пусть и в прлцессе обучения) здесь идёт вопрос?
 определение результатов, тенденций и динамики педагогического процесса 
 контроль сформированности их компетенций и творческих способностей.
Вопрос: кого их? Наверно, учащихся.
Но разве это не является результатом обучения?
 механизм слежения за качеством образования
 проверка ЗУНов учащихся

Правильный ответ: контроль сформированности их компетенций и творческих способностей.

3) Ключевым принципом рейтинга является …
Выберите один ответ:
 накопление 
 мониторинг
 ранжирование
 администрирование
Отзыв
Правильный ответ: ранжирование.

Вопрос: что такое ключевой принцип? Но чего? Рейтинга.
Странно, ведь принцип (пусть и ключевой) – это правило. А значит, принцип может быть у действия. (например, получения (-создания) рейтинга) Тогда как рейтинг – это результат (этого) действия. Но что можно однозначно связать с результатом действия? Только цель этого действия. (ибо методы её достижения могут быть разными) А цель … но не рейтинга, а его получения – это именно ранжирование.
Так что же в итоге? Нас опять обманули. Ибо спрашивали не про правило некоторого действия (а отсюда ответ - накопление), а про цель этого действия (в виде его результата - рейтинга)

4) Из нижеперечисленного к видам контроля относятся … Выберите один ответ:

Встречный вопрос: к видам контроля чего? И по какому признаку формируется множество видов?
 собеседование, контрольная работа, опрос, зачёт, экзамен
 устный, письменный, практический 
 тестирование, портфолио, рейтинг, мониторинг
 предварительный, текущий, периодический, итоговый
Правильный ответ: предварительный, текущий, периодический, итоговый.

Но, поскольку на предварительные вопросы не отвечено, данный ответ является жульничеством.

5)Российская концепция портфолио предполагает следующие разделы портфолио:
Выберите один ответ:
 репродуктивный, творческий
 достижений, рефлексивный, проблемно-исследовательский, тематический
 документов, работ, отзывов
 академический, олимпийский, достижений

Правильный ответ: документов, работ, отзывов

Но при этом находим в интернете следующий текст:
 «В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.

Первый тип портфолио - это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости ученика, и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т. п.).
Второй тип - рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика, которые делались в течение определенного срока, например, года (сочинения, изложения, эссэ, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д.).
Третий тип портфолио - проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам  (варианты реферата, доклада или статьи, список литературы для изучения, проблемные области, план исследования, дискуссионные точки зрения, статистика, цитаты, афоризмы, интеграция с другими предметными областями, результаты исследования, прогнозы и перспективы и др.). Сбор и систематизация материала в таких портфолио помогает учащимся не только достойно написать какую-либо научную работу, но и развивает их познавательные интересы.
Четвертый тип портфолио - тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: учитель сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней - защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой. Учащимся в самом начале предъявляются заданий разного уровня сложности, отражающие различные уровни мышления и познания.

Для предпрофильной подготовки разработана другая классификация типов портфолио. Предполагается, что портфолио достижений ученика будет складываться из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».
В портфолио документов входят сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения - документы об участии в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях (грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства, вкладыш в аттестат и т. д.). Это дает возможность как количественной, так и качественной оценки материалов портфолио.
Портфолио работ - это собрание творческих, исследовательских и проектных работ ученика, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Портфолио работ оформляется в виде творческой книжки с приложением самих работ (текстов, бумажных или электронных документов, видеозаписей и т.д.). Эта часть портфолио ученика дает качественную оценку по заданным параметрам (полнота, разнообразие, убедительность материалов, ориентированность на выбранный профиль обучения, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов, характер предпрофильной подготовки).
Портфолио отзывов - это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями и др., а также письменный анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензий, отзывы, резюме, рекомендательные письма и прочее). Эта часть портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.»
Но где здесь ссылка именнно на «российскую концепцию портфолио»?
Отсюда вывод: вышеприведённый тест – тоже жульничество (если не сказать афёра), т.к. в его формулировке пропущено очень важное уточнение «портфолио для предпрофильной подготовки»

Что же такие тесты вызывают у экзаменующихся? А тем более, если они особенно «логичны»?
Только психическое раздражение. И, казалось бы, на пустом месте. (ведь это же тесты на знания. А на самом деле?)
Да, понятно, что есть специальные тесты не только на знания, но и на устойчивость психики.
Но нельзя же тесты на знания превращать в тесты явно на устойчивость психики. А кроме того, тесты на устойчивость психики – тесты для других профессий. Например, для профессии продавца. Да и построены они должны быть иначе. А именно так, чтобы на результат каждого задания теста влиял бы не собственно ответ (как в тесте на знания), а скорее психическая реакция на «вопрос», выраженная вербально. (а может, и невербально)

А отсюда вывод: тесты – отбирают правильных идиотов
(то есть правильно соглашающихся с высшей, но земной силой – начальством.(или просто авторитетом)  Или клентом, каким бы идиотом он не был.
(ведь для продавца важно удержать клиента любой ценой, ибо это тот, кто приносит ему деньги. Поэтому продавцу, без преувеличения, нужно придерживаться принципа «хоть ссы в глаза, то божия роса»)
Но по любасам не в его, клиента, целях провоцировать продавца на неадекватное поведение. Во всяком случае, это не характерное поведение покупателя.
А отсюда вопрос: зачем и продавцов так сношать такими психологическими тестами?)

По любасам правильный тест на знания – это не только тот, который в своём списке ответов имеет  правильный ответ (и, возможно, не один), но и алгоритм вычисления этого правильного ответа.(-этих правильных ответов)
Но как такое получить, если в тексте вопроса используются незавершённые (то есть неисчерпавшие, давая значения, список своих аргументов, кроме одного из них) вопросы?
И выше такие версии вопросов были приведены.) Да никак.
И тогда что нам остаётся, при сдаче экзаменов? Правильно, только угадывать правильный ответ. (на, даже несмотря на равносильность некоторых предлагаемых  ответов (например, по единицам измерения или по наименованиям понятий) нам, скорее всего не дадут использовать эту равносильность. (например, что 1 кг = 1000 г) Ибо последнее сейчас – тоже можно сделать базой для взятки.)
Который спрятан, но не за знания науки, а за придумки-лживые ухищрения составителей тестов.
А также за отсутствие публичных определений понятий, используемых в данном тесте-задании.
 


Рецензии
Да,Мир Когнито, суть замечаний справедлива.
Говоря в частности, мне, как учителю, понравилось содержание ЕГЭ по физике. Но проблема в том, что для такого содержания надо было сначала написать совершенно другие учебники по физике и изменить методику преподавания физики, то есть, подготовить учителей.
Иначе говоря, провести серьезную подготовительную работу, минимум в десять лет. Этого сделано не было. Ох, эта неискоренимая бессмысленная вера лентяев в некую панацею. Мол, примем ЕГЭ, и все получится дальше само. А получилось, как всегда.

Анна Гриневская   06.10.2017 07:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Анна, за отзыв.
Как коллега коллеге скажу о ЕГЭ (и ОГЭ) по физике: да, для него придуманы новые типы заданий, которые отсутствуют в классических учебниках и задачниках. Но это допустимо (так как находится в рамках школьной программы) и преодолимо, если репетитор это понимает и в том числе ведёт подготовку по заданиям этих типов.
В своей же статье я обличал преимущественно такие тесты, вопросы (но в основном варианты ответов на них) в которых сформулированы скользко, с целью запутать экзаменующегося. (это, кроме того, повышает уровень субъективности "правильного" ответа. Ведь судьи кто? Авторы этого учебника или того?) Да и вообще непонятно, зачем предлагать варианты ответов? В правильном тесте (а правильнее назвать его экзаменационным заданием, если это "тест на знания) должен присутствовать только вопрос. Как и было во времена СССР.

Мир Когнито   06.10.2017 21:36   Заявить о нарушении