Рецензия на книгу Генрика Сенкевича Quo vadis

Падение императора Нерона

Признаюсь откровенно, что не люблю исторические романы. Читала их великое множество – я из тех людей, которым надо составить действительное впечатление о любом вопросе, а не поверхностное, - кроме того, я не уважаю любые проявления человеческой лени и заставляю мозг и личное мнение работать и меняться, - но Генрик Сенкевич впервые показал мне историю, в реальность которой удивительным образом вплетается фантазия, что роман значительно приукрашивает и ставит на более высокую ступень отношения к жанру. В отличие от других книг, эту хочется не просто читать, чтобы прослыть образованным и всезнающим человеком, а изучать, представлять прочитанное и хотеть что-то изменить и даже подумать о совершении подобного подвига, что сделал для своего племянника Марка Виниция Петроний, арбитр изящества – ох, даже должность приглашает помечтать! – Италия даже такие простые имена, как Петя, превращает в романтичные!
Главный герой мне совершенно не понравился. Я равнодушна к военным, форме и сильному, но негибкому, солдафонскому характеру. Кроме всех прочих неинтересных черт, он пугает с первой минуты, влюбляясь в Лигию. Марк Виниций немедленно начинает строить на нее не просто собственнические, а дико страшные планы со сценами пыток, заковывания в кандалы, порками (которые я ненавижу! меня заковывают во внутреннюю броню даже разговоры на эту тему) при несогласии быть любовницей… Генрик Сенкевич рисует характер нервный, психопатический, с припадками и резкими перепадами настроения, полубезумный и всегосподствующий (тут я придумала новое слово – это не стихи даже, но позор и горе мне! такими изменениями имеют право заниматься только гении, признанные после смерти)…
Конечно, не смею сбрасывать со счетов подвиг Марка Виниция, совершенный ради любимой: ради нее он изменил себя, свое мировоззрение и свои принципы и приоритеты. Это стоит очень дорого, но, к сожалению, окупается только в сказках, подобных прочитанной. Мой опыт говорит, что такие метаморфозы существуют только в кино и романах. Жестокость, самолюбие, порывистость и импульсивность никуда не могут исчезнуть – так или иначе, они проявляются в словах, а главное, в поступках, когда человек успокаивается и получает и желаемое. Да, Марк Виниций красив, богат, популярен, активен и смел, но можно ли жить с таким человеком? Такие качества годятся для завоевания приза, но вряд ли разумны в обычном существовании бок о бок.
Так и предполагала, что однажды Марк Виниций доиграется со своими порками розгами. Хилон отомстил ему метко, ударив в самое сердце, предав не только Лигию, но и всех тех, кто ей дорог. Злые и подлые люди действуют исподтишка, когда меньше всего ожидаешь подвоха и предотвратить мстительное чувство не способны часто все деньги мира. Это другое, это душа требует сатисфакции. Впрочем, нельзя не признать, что и подлость, мерзость, поддакивание бывает красивым и стильным. Когда затаивается.
И тут красиво и умно констатирует факт Петроний, мой любимый герой романа: «Все это прекрасно, философ, лишь в одном ты сделал ошибку: боги создали тебя мелким воришкой, а ты лезешь в демоны, и этого тебе не выдержать!» Как ни отрицал старик Хилон свой смертный приговор, через некоторое время он был приведен в исполнение, несмотря на принятие христианской веры и покаяние. Просто потому Хилон так поступил, что мелкие пакостники не могут не мечтать о покорении мира.
Яркая, красивая, умная и практически совершенная фигура Петрония украшает собой метафорический, богобоязненный, мифический, сказочный и временами чувственный и неприятно-жестокий роман. Единственным недостатком Петрония является отвращение к черни, плебсам, то есть плебеям древнего Рима.
Служа императору Нерону, убившему собственную мать, жен и брата ради сохранения престола и укрепления своего могущества, Петроний играет, ведет политику, рассчитанную на откладывание собственной смерти, неизбежность которой ощущает и зрит интуитивно. Нерон будто бы говорит некогда любимому арбитру комплименты, а сам планирует его уничтожить. Тут и зависть, и ненависть к уму, изяществу, знаниям поэзии и песнопения, через которые так мечтал выделиться и запомниться потомкам тщеславный  и кровожадный Нерон, его спокойствию и размеренности, а часто лени. Но однажды любая лень и тишина наскучивает, потому что жизнь одна и хочется жить сейчас, пусть и недолго, зато невероятно и пламенно. Петроний и тут проявил мужество: убил себя сам, но прежде позаботился о любимой Эвнике (вторая любимая героиня), обеспечив прежнюю верную и страстно любящую наложницу своими богатствами. Тут я оговорюсь, потому что сочувствую женщинам больше, как своему полу, что мне не нравится изначальное отношение Петрония к любви Эвники, то, как он приказал ее бить, не разбираясь в причинах отказа его покинуть. Я так категорична, что не простила Петронию даже то, что Эвника приняла одинаковую смерть с любимым. Я против такого женского служения мужчине. Петроний достоин уважения, легкой влюбленности, но не великой любви, ради которой ничего не сделал – внешность дала ему природа.
Очень понравилось прощальное письмо, написанное Петронием для Нерона: то, как он унизил его, достойно восхищения. Терпеть не могу  зарывающихся людей, уверенных в своих талантах, которые существуют лишь в их собственном воображении. Нерон не смог даже умереть достойно – пришлось принять неожиданную помощь друга (сарказм – одна из моих любимых тем). И в минуту смерти Нерон не изменил себялюбию и себе: «Какой артист погибает!» Сжег целый прекрасный город, уничтожил невинных христиан, убил мать, жен, брата, а все, что его волновало перед смертью – невозможность более притворяться и играть на публику. Боже, что за человек!..
 Поразила сцена игр, устроенных Нероном ради спасения собственной шкуры. Ну да, просто забить палками насмерть ни в чем не повинных христиан было бы не столь зрелищно, недостойно императора. Описывается не просто сцена разрыва плоти зверями, а что-то жуткое, за гранью моего понимания. Видимо, я не страдаю манией величия, мне непонятны муки самолюбия, а гораздо ближе совесть, мораль, жалость  и хорошее отношение к людям, кем бы они ни были.
Самого большого уважения заслуживает Урс, который ради любимой Лигии рисковал жизнью бессчетное число раз, даже не являясь ее рабом. Мир определенно спасет любовь и добровольная помощь ближнему, если еще есть надежда. Подвиг победы над тупостью и артистизмом императора не смог повторить даже Марк Виниций, сделавший гораздо больше для любимой, чем ничего. У меня есть роман «Любовь не терпит сослагательного наклонения» (у кого-то – история, у меня – любовь), где один из героев тоже принял веру в бога ради любимой женщины, но мне, разумеется, не повторить таланта Генрика Сенкевича – у меня все проще и доступнее, я не способна утомлять разум читателей бесконечными прилагательными, метафорами и аллегориями (Сенкевич рискнул и получил Нобелевскую премию, а я рисковать не умею), а читатель пошел ленивый и ничем не интересующийся.
Эта книга о великой и могущественной, всепоглощающей страсти, переходящей в бессмертное обожание и заканчивающейся настоящей любовью. Если любовь побеждает, место ей в книгах – подвигах.
Эта книга о жизни и правлении сумасшедшего императора Нерона, который вовремя не смог остановиться, устраивая кровопролития. Всякий сумасшедший стремится к власти, умеет зомбировать людей на свою личность, представив ее великой и необыкновенной, употребляет для этого все средства, не считаясь с моралью.
Эта книга о безграничной, может быть, утопической и слепой вере, о мечтах бедных и несправедливо обиженных этим миром людей, которые после смерти надеются, что попадут в сказочное блаженство и искупят свои вольные и невольные грехи. Легендарными и слегка сказочными персонажами выступают апостолы Петр и Павел, проповедующие учение Христа. Убивая апостола Павла, император Нерон перешел грань цинизма и вседозволенности. Он сам свершил свое падение, убил себя руками любящего и религиозно преданного ему народа.
Я же верю в бога более закрыто, глубоко и тайно. Все точно предопределено и всеми нашими решениями руководит бог, а не мы сами. Но с одним я категорически не согласна: есть люди, которых не спасет и ничему не научит прощение, они грешат до смерти, причем чем больше их прощаешь, тем изощреннее и отвратительнее они вредят тебе, но и в последний час оглядываются, а произвели ли они впечатление, а считают ли их ангелами. Как бы удивительно ни было, всякий подлец воображает и хочет казаться мучеником и добрым самаритянином.
Роман, безусловно, станет одним из любимых – тут, как человек благодарный и помнящий хорошее, поблагодарю интернет – магазин «Мой мир» за великолепную рекламу своей продукции и книг в достойном оформлении – из тех, что периодически вспоминаешь и перечитываешь, окунаясь в воспоминания прошлого, былых ощущений и впечатлений, чтобы все это повторить, ведь невозможно помнить длительное время столь изящные, трогательные, жестокие порой метафоры, мрачные реалии и сны, порожденные в романе желанием и фантазией автора, которого бы множество поколений ругали, хвалили, но не проходили мимо.


Рецензии