Национальная идея и третий проклятый вопрос ч. 3

ЧАСТЬ3
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
        Какой бы ответ мы ни дали на третий проклятый вопрос, вопросы "что делать" всегда будут на повестке дня. Вопрос обеспечения единства общества является стержневым. Безрассудно говорить о полном единстве на основе тоталитарной идеологии, но и с современным крайне атомизированным обществом не удастся решить глобальных задач. Необходим определённый уровень консолидации общества, обеспечивающий его устойчивость.

        Как это сделать, если люди настолько несовместимо разные, что любые лозунги типа "давайте жить дружно" или "пролетарии всех стран, соединяйтесь" вызовут лишь насмешку и озлобление. Консолидация возможна только вокруг общих целей и общих идеалов, но кто-то должен не только провозгласить новые идеалы, но и показать пример служения им.

        Парадокс, но зарождение единства в огромных людских скоплениях проходит не через сглаживание противоречий, а на первоначальных стадиях через ещё большее обособление некой, выделившейся из основной массы, группы лиц. Её члены демонстрируют неприятие прежнего образа жизни и подгнившей морали. Их поведение – завораживающее, манящее и восхитительное своим нравственным вызовом. Благодаря этому, производится "идеологический захват" всё большей и большей части сторонников, повсеместно возникают центры кристаллизации, которые и обеспечивают фазовый переход. Фактически объединение происходит не механическим скреплением аморфной массы какими-то лозунгами, а вначале резким расколом общества, затем преобразованием отдельных членов, попавших в орбиту влияния, и, наконец, пленением основной массы населения новым взглядом на мир.

        Это вовсе не значит, что такой фокус может пройти у любого сброда маргиналов. Чтобы это случилось, нужно, чтобы проповедуемые идеалы были привлекательны для большинства людей, и следование новым нормам поведения было престижно и возвышало человека в его собственных глазах.

        Наше общество устало от засилья меркантильной потребительской идеологии. Российскому орлу нужен размах, и не только пространственный, но и духовный. Менталитет русского народа не позволяет ему жить тихо и счастливо в рамках Швейцарии. Нам жизненно важны грандиозные задачи, которые требуют мобилизации. Люди всегда уважали тех, кто имел цели, далёкие от корыта со жратвой и удовольствиями. Нас восхищают старик с копьём и в шлеме из медного таза и Павка с кайлом и в шарфе из полотенца, потому что у них цели, выходящие за рамки плотских утех, по меркам нашей жизни – абсурдные. Не во всём мы с ними согласны, но они достойны уважения только за то, что имеют высокую цель, а не являются простыми производителями навоза. Наличие сверхценностей – российская черта и в массовом сознании прочно занял место миф о русской душе. Значит, миф имеет материальную силу и это надо использовать. И не надо нам слушать великих авторитетов, смеющихся над этим. Так В.Соловьев считал, что наша самобытность – пустая претензия и отречься от этой претензии есть условие всякого успеха. Ну и что? Гении тоже ошибаются. Гениальность Толстого неоспорима, но ведь и Шекспира – тоже. Тем не менее, Толстой не признавал произведения великого драматурга гениальными. Не станем же мы повторять ошибку Толстого. Гениев надо слушать с открытым сердцем, но не с открытым ртом.

        Автор не верит в спонтанную самоорганизацию масс для иных целей, кроме разрушительных. Даже если Вы и какие-то Ваши знакомые и хотели бы что-то изменить в России, никакие дебаты или кухонные посиделки со стаканом и огурчиком или без не дадут реального результата. Нужно, чтобы кто-то поднял знамя, тогда под знаменем соберутся миллионы. Но знамя должно быть чистым, а знаменосец – незапятнанным политикой и властью переходных десятилетий.

        Для того, чтобы донести новое слово до широких слоёв населения, нужны собственные средства массовой информации в виде журналов, газет, телевизионных каналов и интернет-сайтов, которые должны быть рупором идей новой жизни. Информация в них должна подвергаться жесточайшей нравственной цензуре. Речь идет не об уничтожении разноголосицы мнений, а об установлении высокой планки этики и культуры. Если же говорить о цензуре, то в основе злобных нападок на цензуру лежит непонимание её природы. Ни одно общество не может жить без цензуры и никогда не живёт.

        Любой объект отражает в своей структуре и состоянии некие следы и отпечатки от соприкосновения с другим объектом. В силу универсальности принципа отражения, объекты или системы любой природы изменяются под внешним воздействием. Эффективное управление предполагает во-первых: такие управляющие воздействия, которые приводят объект в состояние, соответствующее поставленной цели, а во-вторых: установку неких фильтров, которые блокируют негативное воздействие на объект внешних неблагоприятных факторов, разрушающих эффект управления. Отказ от целенаправленного управления вовсе не означает полное отсутствие управления. Если рулевой и капитан ушли с мостика, а штурвал иногда крутят по своим прихотям и целям случайно проходящие мимо, то управление кораблем продолжается. Оно плохое, но оно есть. Даже если корабль покинут, судном правят волны и ветер. Истинное назначение цензуры – блокировать поток разрушительных ударов внешней среды при движении к установленной цели. И как следствие: разные цели – своя цензура.

        Малообразованные или лично заинтересованные люди, ратующие за отмену цензуры, не понимают, что цензуру никому и никогда не удавалось отменить. Можно заменить цензора или делать вид, что его нет. Советский цензор стоял на страже с ситом, сотканным из партийных установок и норм кодекса строителя коммунизма. А сегодня хозяин газеты или телеканала отсеивает то, что не приносит финансовый доход, и пропускает любой низкопробный ширпотреб ради личного обогащения. Просто у него – другое сито, а цензура осталась. Вопрос стоит только так: либо цензура на основе каких-то нравственных заповедей, либо цензура на меркантильной основе. Ничего другого не дано.

        Поэтому для целей воспитания новых людей нельзя допускать к трибуне СМИ малообразованных журналистов. Человек, научившийся писать без грубых грамматических и синтаксических ошибок, уже мнит себя журналистом. А спросите его: "Отчего зимой холодно, а летом жарко?" и на простейший вопрос поведает он Вам, с гордостью демонстрируя знание геометрических фигур, что Земля движется по эллиптической орбите и зимой от Солнца далее. А отчего же тогда, как у нас зима, у пингвинов – лето? И от удивления начнёт он корчить умную рожу, но ничего не скажет. Всё, что помнит он из истории Древней Греции, укладывается у него в лаконичную фразу: "Были греки". И о чём такой грамотей с интеллектом фонвизинского Митрофанушки может писать? О всём подряд без разбору, угождая низким вкусам и низменным инстинктам.

        Вы думаете, почему о свободе слова более всех кричат разномастные писаки. Они свихнулись на свободе слова, потому что она кормит их. Заблуждение, будто журналисты защищают собственно свободу слова. На самом деле они защищают свою личную свободу бесконтрольно писать обо всём.

        Писать о высоком и вечном большинство не может. Им не хватает для этого ума и воспитания. Поэтому пресса пестрит заголовками типа: "Певец… признался в своей нетрадиционной ориентации", "Знаменитый композитор – педофил", "Актриса… ушла от четвёртого мужа", "Великая певица неизлечимо больна". Последнее написал откровенный мерзавец. Какое он имеет моральное право вещать на весь мир о мнимой болезни постороннего ему человека? Его мотивы низменны – заработать любой ценой на "жареных" фактах. При этом его мамаша при всяком случае хвастает знакомым, что её сын журналист, а он – просто безмозглый писарь жёлтой газетёнки. И сколько таких дармоедов расплодилось в нашей "свободной" прессе, которые каждый день выливают на нас ушат помоев из событий якобы "мирового масштаба". А везде ли можно писать всем и обо всём? Это не забор. Только допусти писать всех тех, кто пишет на стенах – они такого понапишут! Медики знают – хаотичный поток сознания наносит человеку вред. Хаотичный набор информации, насилующий сознание, наносит ещё больший урон, и к тому же – всему обществу.

        ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ.
        О чём же писать? О том, что возвышает человека. Александр Дюма и Вальтер Скотт жили, а тем более рисовали своих героев в исторические эпохи, в которых по сравнению с современностью было больше дикости, ужасов и нравственной грязи. Из документальных свидетельств, в достоверности которых невозможно сомневаться ввиду их многочисленности, можно выложить мозаику реального облика мушкетёра, очень и очень далёкого от тех героев, которые помимо родителей нас с Вами воспитывали. Моральная чистота и благородство литературных образов возникает не от их реальных прототипов, а из нравственной позиции писателя. Не подумайте, что автор призывает насадить блюстителей нравов во всей нашей жёлтой прессе. Это невозможно и неразумно. Надо создавать свои островки настоящей культуры и терпеливо объяснять, посещение концертов каких "звёзд" недостойно человека. Тогда с нашей сцены постепенно исчезнут Шурики и Борики сомнительной ориентации, а также прочие – обезьяны по интеллекту, которые петь не могут, но любят под незатейливые шумовые эффекты с приплясом пересказывать со сцены свой вчерашний день.

        У тех, кто завопит: "Это идеологическое давление!", позвольте спросить: "А тошнотворный гламур на глянцевых страницах журналов для дур – разве не идеологическое давление?" Выражение лиц, позы и одеяние невесть-что демонстрирующих фактически демонстрируют прелесть легкой и сладкой жизни. Во всём их облике наигранное или естественное желание блуда и прямо "щас". Сравните их похотливые рожи с просветлёнными и одухотворёнными лицами Сикстинской мадонны, девочки с персиками или, возможно, Вашей знакомой.

        Победа достигается не запретами, а соревнованием идеологий. Разврат и порок проиграют чистоте и благородству просто потому, что человек, несмотря ни на какие зигзаги бытия и блуждания сознания, всё-таки стремится к совершенству. Путь, пройденный человечеством от первобытного стада, подтверждает это.

        Но человеку надо помочь. Безусловно, будет востребована телепередача, которая показывает образцы культурного поведения, например, через высмеивание хамства. Её так и можно назвать – "Уроки хамства". Сцен хамского поведения, причём по недоумию, в нашей жизни – море.

        Человек по левой стороне эскалатора очень спешит. Мужик стоит, проход занял. Пока его попросишь, пока попререкаешься – пять секунд потерял и поезд ушел. У мужика очень логичное объяснение – он думал, что "никому не надо". Так и хочется сказать: "Мыслитель, думай справа".

        В электричке девушка скромно сидит у окна, но не одна, а вместе с сумкой. Рядом сидящим не хватает места. Просьбы провоцируют словесный понос, от которого нет пилюль, и обнажают убожество её лексикона. У неё очень веский аргумент. Но: "Мальвина с чемоданом, не то важно, что Ваша стройная фигура вместе с поклажей занимает только треть лавки и не более, а то, что Ваше поведение демонстрирует наплевательское отношение к нам".

        Вы идёте и, ничего не замечая, думаете о своём. Вдруг рядом с Вами, откуда ни возмись, огромная собака. И, повиляв хвостом, убежала. А появившаяся дамочка слащавым голоском успокаивает: "Не бойтесь, она не кусается". Дура, я уже испугался. С моей стороны наивно было бы ей говорить, что собака должна быть на поводке и в наморднике, потому что блондинка убеждена, что намордник должен надеть я. Бесспорно, хозяин свою собаку знает и поэтому гарантирует её исключительно добрые намерения. И у нас нет абсолютно никаких оснований не верить его честным собачьим словам. Но тогда и принятие закона, приравнивающего нападение собаки к немотивированному разбойному нападению самого хозяина, никаких возражений у собачника вызывать не должно, ведь он уверен в своём питомце, как в себе. Правильно, тупой собачник? Или что-то ёкнуло?

        Детина за рулём на жёлтый прибавляет газ и успевает проскочить. А, хорошо! Он, по его мнению, почти ничего не нарушил. А что остаётся Вам, если Вы на середине перекрестка ждали возможности левого поворота? Хам вынуждает Вас ехать на красный и собирать ненавистные взгляды пешеходов. Спроси детину и он, если не пошлёт, то скажет: "Ой, не подумал". Уважаемый, а кто мешал… подумать. Или нечем?

        Вы спешили, но остановились вне перехода, пропуская девушку. А она, даже не кивнув в знак благодарности, переходит дорогу не торопясь, как на бульваре. Что у неё в голове? О чём она думает? О кашле и сопельках дочурки? О прошедшей ночи с любовником? Не угадали, её мысли заняты другим. Она вчера по случаю прикупила замечательные джинсы. И сегодня каждый шаг доставляет ей наслаждение от производимого на окружающих эффекта. Ей невдомёк, что у нас могут быть дела важнее созерцания её зада.

        После тяжёлой недели мы выбрались насладиться голосом любимого исполнителя, а рядом экзальтированная фанатка в экстазе подпевает себе под нос и прямо нам в уши. Но мы пришли слушать не её. Непостижимо, почему такая простая мысль не заглядывает в пустую башку уважаемой дуры.

        Можно и дальше вспоминать и вспоминать, что случается с нами каждый день, но лучше попросить зрителей и передача будет завалена реальными случаями из жизни. При этом она утратит нарочитый тон поучения народа, а приобретёт оттенки самоанализа и самовоспитания.

        И что ведь важно: не само хамство нас раздражает. Если в лесу "Хам Медведь" наступил на ногу, глупо предъявлять претензии – спасибо, что не съел. Нас коробит, когда хамство творится свиньёй, надевшей маску приличного человека. А эта маска на свином рыле криво сидит.

        Кроме собственных СМИ нужно и создание особого культурного пространства для отдыха и общения, например в виде элитных кафе и клубов, вход в которые невозможен молодой особе 20-ти годов, подкатившей на "Бентли", или быдлу с огромным кошельком. Успех таких мест "для избранных" гарантирован, потому что туда будут стремиться не за чашкой кофе, а за возможностью приобщения к совершенно новым идеалам и новому кругу. Не спешите с обвинениями в примитивном мышлении. Можно купить заведение, можно и землю купить под ним, но купить духовные ценности невозможно – к ним можно приобщиться или отвергнуть их. А вот купившие себе "пропуск" будут играть уже по нашим правилам. А именно это нам и нужно. Более важно не каков человек сейчас, а куда он идёт и к чему стремится.

        ПОЧЕМУ В РОССИИ НЕ РАБОТАЮТ ЗАКОНЫ.
        Многие, выслушав про цензуру, уроки и прочие воспитательные меры, скажут: "Взрослые в детский сад не ходят и их бесполезно воспитывать. Нечего изобретать, надо строить как в цивилизованном мире гражданско-правовое общество". Правильные слова, только вот бесполезные, потому что никто не спорит, что надо, вопрос – как построить. Демократические рекомендации Запада будут иметь успех только в специфической культурной среде, почти идентичной родине рекомендаций. А если их применять бездумно без учёта многих других национальных факторов, они дискредитируют сами себя.

        Так, например, для искоренения коррупции со всех трибун десятилетиями предлагаются разными словами одни и те же рецепты: ужесточение законов, наведение порядка в органах юстиции и обеспечение неотвратимости наказания. Почти как в спорте, – мечтаем о победе, уповая на тренеров, арбитров, погоду и поле. А причина в другом: виноваты мы с Вами, ибо в подавляющем своем большинстве не считаем воровство тяжким грехом и прощаем вора.

        Случай из жизни: на крупном заводе на заре перестройки начали выпускать бытовую технику. Начальник отдела воровал миллионами по простой схеме: поставлял чайники и пылесосы подставным фирмам, с которыми делил навар. Сворованные миллионы на фоне миллиардов заводской прибыли заметили не сразу. Когда всё вскрылось, возмущению не было предела, а потом всё стихло. На вопрос – почему не посадили, ответ простой и горький от безысходности. Директор, имея обличающие материалы, не желал выносить сор из избы и не передал их в прокуратуру. О судьбе начальника Вы, конечно, догадались. Правильно – его просто перевели на другое место. Там на него опять впору заводить уголовное дело. Но оно было настолько скандальным, что просто стыдно. Его снова вызвали на ковёр и сказали примерно так: "Мужик, проваливай". Ну не совсем так, мы же в России. Но Вы опять догадались, куда его послали. Это на моём заводе. А на Вашем разве не так?

        А теперь посмеёмся над лозунгами пламенных трибунов, кои вещают об ужесточении, неотвратимости и прочей чепухе. В данном случае эти лекарства не помогут, так как они не затрагивают нравственных основ жизни народа. Закон, начинает работать только в зале суда, да и то, если суд не успели или не дали купить.

        Но даже, если случится чудо, позволяющее сразу применить закон ко всем, по ком тюрьма плачет, исполнение приговора невозможно: половина народа сидит, другая её сторожит, а работать кто будет? Что же делать, чтобы не воровали? Воспитывать нетерпимость к воровству, только не в воровской среде, а в обществе, из которого она пополняется. Другого пути нет. Законы, изложенные на бумаге, но не живущие в душе, все равно, что написанные на заборе. Искоренить преступность невозможно только наказанием и назиданием, нужны примеры иной жизни, исходящие от людей, которым стремятся подражать.

        Чтобы закон торжествовал, нужны не хорошие законы, а хорошие чиновники. И нельзя придумать хорошие законы для стада обезьян, нужны усилия по их очеловечиванию. Не законы диктуют нам правила поведения, а наши нравственные нормы устанавливают нам законы. Не просто провозглашённый, а реально действующий закон – это концентрированное выражение нравственных норм народа. В Древнем Риме юристы это прекрасно понимали: "Факт рождает право". Наши же депутаты пачками измышляют "мудрые" законы, но не хватает им ума понять, что нельзя что-то путное сделать для народа без его участия и что закон является насмешкой, если реализация закона наталкивается на неприятие его народом, а, стало быть, и самими стражами порядка.

        Вы обращаетесь к участковому по вопросу соблюдения тишины соседями сверху. Страж пришёл, понюхал и вынес вердикт: я должен войти в положение – у них маленький ребёнок. Но мне-то всё равно – кто там бегает, – ребёнок, корова или кошка в подковах. За полночь никто не должен стучать палкой по полу или ронять стул. Почему участковый понимает соседа, а меня не хочет понять, предлагая подождать, пока золотое чадо вырастет? Ответ Вы знаете: его доченька также прыгает с дивана на пол, бросает с визгом игрушки (чугунные что ли?), а его это не волнует – ведь он своей квартире. Поэтому закон о тишине, впрочем, как и любой другой, работать не будет, если сами стражи правопорядка на него плюют.

        В мире всё взаимосвязано: нельзя искоренить большую ложь, не замечая маленькую. Не может быть наверху хорошо, если внизу плохо. Большинство людей знает, как гниёт рыба, и поэтому склонны во всех бедах России винить власть имущих, но не себя. Но наверх люди попадают снизу, просто вверх лезет много уже гнилых. Кстати, пословица про рыбу здесь неуместна, так как справедлива только для дохлой рыбы.

        Мы часто слышим слова негодования: "Туда разве попадёшь, там министры своих сынков пристроили". Чем же человек возмущается – что высокий чин пристроил свой ненаглядный приплод на место, на которое больше прав имеет сын рабочего. То есть, по его мнению, мнению простого честного слесаря, какими-то благами или преимущественным правом должны пользоваться более достойные их. Святая истина льётся из его уст. Тогда отчего же он сам, садясь утром в электричку, занимает четыре лавки для своих друзей, ни секунды не думая, что пришедшие чужие, но с билетами, имеют более прав на эти места, чем он и его компания, едущие на халяву. Ответ простой. Он не способен понять или не хочет, что поступки министра и его есть одинаковые по сути, только разного масштаба. И проснись он завтра мэром, он также станет пристраивать на тёплые места "Ваську с Лёхой", которые ну очень достойны, ибо с ними столько выпито.

        Другая картинка. Работяги в цехе и, конечно за пивом, на чём свет клянут начальство. Особенно старается Серёга, которого "безмозглые инженеры тупыми командами ну просто достали". Да, спору нет, мастер – туп-о-о-й. А Серёга ещё тупее, – ведь именно он, даже не сознавая, таких безмозглых чурок сам и выращивает. Уже пятый сезон его Вовочка сдаёт то сопромат, то курсовой за его же деньги. Сынку-то учёба не нужна, а если предкам нужна, пусть они и платят.

        И ещё об одной замечательной расхожей фразе. "Они там наверху только для себя, им до нас дела нет". Насквозь лживые слова. А правдивые будут звучать по-другому: "Нам до других дела нет". Сколько раз бывало, что Вы входили в лифт, а какая-то сволочь, там курила. Что некурящему табачная гарь противна, её не волнует. Сколько раз, выходя из магазина, Вы не могли уехать, потому что кто-то так припарковался, что приходилось только ждать. Что Вы о нём думали? Он точно ни о ком не думал. Просто ему надо. И не правительственный кортеж Вас загородил, а "долбаный Жигуль", на котором ездят такие же, как и мы. А разве не было так, что, умотавшись за день, Вам назавтра опять вставать в пять, а сосед – мастеровитая тварь, в одиннадцать включает дрель. Мы плюём вслед, когда, наконец "членовоз" проехал, а теперь можно и нам. Мы не верим, что его дела важнее и что вообще у него есть на его службе дела. А теперь вспомним себя. Вы уже давно честно ползёте в правом ряду. А "умники" шныряют мимо Вас по обочине или тротуару. Мы их уважаем и не возражаем – пусть спешат к своей цели хоть по обочине, хоть через лес. Но, когда у этих скотов обочина кончается, они нагло требуют пустить их, потому что их дела, по которым они спешат, важнее наших. Определяется это по тупому критерию – раз мы с наглой мордой не лезем вперёд, значит наши дела подождут.

        Начальники всех уровней, которых ругает простой народ, не в своих креслах испортились. Они в детстве вместе со всеми гоняли мяч, торчали весь день на речке, делили с нами прочие забавы и впитали дух нашей жизни. Просто потом капризным ветром случая некоторых занесло в высокие кабинеты. Помните, как Ваш знакомый Андрюха напустил серьёзность, так что морда окостенела, когда его двинули в начальники. Андрей Иванович, ещё до кресла не дошёл, а уже по пути раздулся от важности.

        Если бы с детства мы воспитывались всей окружающей нас жизнью в уважении к рядом живущим, то никакие бы кабинеты нас не испортили. Очень мало людей остаётся людьми при любых обстоятельствах. Большинству же надо постоянно напоминать, что они люди. Или напротив – говорить: "Вы все – свиньи". Конечно, не в такой грубой и примитивной форме. Сказать можно без слов, да так, что и возразить будет нечего. Вы замечали, как в транспорте некоторые фантик от мороженого не под лавку с чистой совестью бросают, а прячут в карман или сумку. Вы думаете, что они – такие уж чистоплюи? А вот и нет. Если кругом нагажено, их бумажка не добавит и не убавит. А прячут они её, не желая уподобляться и из презрения к тем, кто, пожрав и отрыгнув, под ноги смахивает очистки.

        Одной из серьёзных наших болезней, которую надо лечить, является склонность к воровству. Это горько признать, но болезнь носит массовый характер. Многие возмутятся: "Мы все работаем, а крадут наверху чиновники и олигархи – и крадут у нас". А если и есть отдельные случаи: "зайцы на транспорте" или "гвозди с завода", то это просто народ обокрали и довели, в общем – "жизнь такая". Всё правильно. Вот только в построении в России "такой жизни" и в создании самой Великой России не участвовали ни европейцы, ни китайцы, а единственно наш народ. И нам есть чем гордиться, но есть и за что краснеть. Признание своих ошибок – проявление духовного величия нации. К чести немцев они смогли признать, что фашизм есть детище не Гитлера, а немецкого народа.

        Коммунистическая идеология свергнута в России с трона, но Запад по-прежнему настороженно и с предубеждением относится к русским. Всё понимающие тут же объяснят, что это происходит оттого, что наши олигархи, наворовавшие миллионы, ведут себя за границей дико – вызывающе и с бесстыдством сорят деньгами и куролесят в Куршевелях. Это – не вся правда и потому – самообман. В последнее время поток наших туристов за рубеж исчисляется миллионами. И в основном именно по их поведению формируется отношение европейцев к нам. Сами-то мы за хамское поведение ставим общее клеймо не только "понаехавшим", но и тем, кто не приехал и честно у себя на родине выращивает хлопок или виноград. Что же должны думать европейцы, наблюдая, как русские туристы на завтраках воруют яйца и бутерброды? Можно купить путевку "всё включено", но путёвку "только завтрак" выгоднее. И вот дамы приходят на завтрак с дамскими сумочками, с которыми впору ходить на рынок, и первым делом шарят глазами по углам – где найти местечко поукромнее, чтобы неприметно складывать. Явление настолько массовое, что некоторые отели выделяют для русских отдельные залы с выдачей чего-то строго по количеству. Автор лично был свидетелем, как поймали за руку женщину, в сувенирном магазинчике Швеции укравшую календарь. Самым удивительным было то, что женщина была глубоко пенсионного возраста.

        В целом, хамское поведение русских ярко проявляется в полном отсутствии "законопослушания", под которым мы понимаем взаимоотношение с Уголовным кодексом, а европейцы совсем другое – уважение к установленным правилам поведения. Пренебрежение нормами европейского этикета происходит не из желания обидеть, а вследствие того, что пренебрежение к окружающим есть норма российской жизни. У себя дома с хамством мы свыклись: и в поликлинике, и у чиновников, и на дороге – и не замечаем его. И вот "пустили Дуньку в Европу", и на экскурсии по уголку "настоящей сельской Норвегии" она начинает угощаться малиной с куста на обочине, а потом, запив трапезу, культурная Дунька бутылку кладёт в мусорный бак у дома, а не бросает в канаву. А ведь в автобусе экскурсовод говорил, что к проблеме отходов отношение здесь серьёзное – каждый дом немало платит за вывоз своего мусора и превышение месячной нормы приводит к многократному увеличению тарифа. Русский же на это плевал, не нести же ему бутылку к себе в номер. Да и малинку даром тоже хорошо, и нет желания понять, что у малины есть хозяин, но нет забора, потому что – не Россия.

        От недостойного поведения есть очень действенное лекарство – воспитание чувства собственного достоинства. Не верите? Проведите мысленный эксперимент. Представьте, что Вы – не рядовой турист, а лауреат Нобелевской премии, герой России или настоящая принцесса. Чувствуете, как у Вас расправились плечи, изменилась осанка, а взгляд стал спокойно проницательным? В таком состоянии Вы не сможете ни яйца воровать, ни бросить окурок под ноги – самоуважение не позволит. Если эти слова вызывают ухмылку, значит эксперимент не для Вас.

        По поводу недостатка культуры поведения не стоит комплексовать. При осознании и желании исправить культура поведения при наличии нравственной культуры проявляется почти мгновенно. А к европейскому высокомерию нужно относиться с усмешкой. Это сегодня они с чувством превосходства взирают на нас или на выходцев из Малой Азии, а во время Крестовых походов они шокировали культурную Азию откровенным варварством – гадко воняли, потому что месяцами не мылись и не меняли белья, были практически необразованными и даже неграмотными, а главное – были каннибалами. Правда, ели они зажаренных младенцев не христианских народов, а только народов, "захвативших Гроб Господень". Но мусульмане этого никак не могли понять.

        ОЛИГАРХИ.
        В основе любой перестройки общественных отношений лежит идеологическая составляющая, но без материальных ресурсов идеи вырождаются в бесплодные фантазии. Где взять финансовые средства, чтобы хотя бы всколыхнуть наше болото? У олигархов! Однако, даже дурак сообразит не рубить сук, на котором сидит. Будет ли новый русский оплачивать враждебную ему новую идеологию. Здесь не всё так просто. Потому что враждебность преходяща. Для элиты поздней Римской империи христианство было злейшим врагом, оно рушило устои жизни, а в итоге враги Иисуса Христа склонили перед ним колени. Человек, чьё богатство сомнительного происхождения, готов отдать половину, чтобы легализовать остаток. Причём легализация истинная есть процедура не юридическая, а нравственная.

        В основной массе нашего народа живёт убеждение, что если умрёт кузнец, то станет меньше подков и счастья, а если сдохнет спекулянт, то одним дармоедом станет меньше. Нашим новым русским, нагло и одновременно наивно убеждённым в том, что их богатство есть награда за их труд, гениальность и риск, неплохо бы осознать простую истину: самый трудолюбивый и гениальный Робинзон только своим трудом никогда не сможет стать миллионером, для этого ему нужны тысячи Пятниц. Поэтому нужно делиться, но не в форме благотворительных подачек, а в форме пересмотра распределительных отношений. Сокращение необоснованного и противоестественного социально-экономического неравенства окажет на экономический рост влияние, несравнимое по значимости с влиянием других факторов.

        Конечно, у небогатых собственная гордость и многие в диалоге с нуворишами готовы сразу уступить слово Товарищу маузеру или открыть калитку тюремных ворот. К таким принципиальным у меня вопрос. Вы никогда не склонитесь перед новыми русскими и даже не подадите им руки? Честь Вам и хвала! Мы с Вами. Да вот только речь не о нас, воспитанных ещё в советский период, а о наших внуках. Вы уверены, что они с таким же презрением, как и мы, будут относиться к потомкам тех, кто вчера наворовал? Или пойдут к ним в услужение охранниками, дворниками и адвокатами и, заискивая, будут в новых "замках" слушать басни напыщенных тварей о достоинствах их предков, чьи портреты теперь на стене?

        А без портретов им никак не обойтись. Так пусть пишут портреты и измышляют себе чудесные родословные. И глядишь – вчера на пол плевал, а сегодня лорд. Пусть не по сути, а только по претензии. Но и форма влияет на содержание. В конечном итоге это очень полезное занятие, так как человек ведет себя более ответственно под сенью генеалогического древа.

        Деревья, деревья, а что можно возразить денежному мешку, который с наглой и сальной ухмылкой заявляет: "Какие там деревья? Весь сад покупаю!" Излишне возражать. Едва уловимая улыбка Джоконды – лучший ответ. Недотёпа, он не понимает – здесь покупает продавец. Не олигарх купит себе титул и нас за свои "грязные" деньги, а мы купим его богатство и его самого за наши идеи. Мы с помощью наших идей произведём ненасильственную экспроприацию материальных ценностей.

        Нам не нового русского надо уничтожить, а его идеологию, благодаря которой он размножается. Поэтому не надо подменять истинные высокие цели спасения России ложными никчёмными целями уничтожения тех, кто подгнил. Мы все подгнили и других людей у нас нет. Великий Нельсон одерживал победы с откровенным отребьем, которое ему разрешали набирать на свои корабли. Но этим убийцам, разбойникам и бродягам он сумел внушить мысль, что они идут на смерть ради величия Англии, которая их не забудет и что только они смогут защитить её честь. Больше некому. И они верили. Их жизнь и смерть вдруг приобретали смысл.

        Поэтому надо строить новую Россию вместе. Нельзя мириться с враждебной Вам идеологией, а человека прощать надо.

        О РОЛИ ЛИЧНОСТИ.
        В условиях появившейся свободы слова народ с упоением стал ругать властвующих и жесткую вертикаль власти, выстроенную ими. При этом лелеял затаённую надежду, что вдруг придут такие хорошие, что всем будет хорошо. Наивные мечты. Могущество нашего первого лица кажется порой чрезмерным. Но даже он – фигура не полностью самостоятельная. В это трудно поверить, особенно после случая исчезновения в безвестной российской глуши пожарной рынды, которую смог вернуть на место только президент. Кто же правит бал? Персонально – никто. Самый могущественный монарх эпохи абсолютизма – всего лишь солист в хоре, состоящем из околовластной прослойки. При всём таланте он не может перепеть хор и, чтобы блистать, он должен петь в унисон.

        Хористы, сидящие на различных этажах государственной власти, мнят себя возницей "птицы-тройки", а на самом деле бросили вожжи, одурманенные диктатурой денег и вседозволенностью, и стадо свиней увлекает Россию в пропасть. Успокоительные рассуждения о том, что Россия последовательно и неуклонно движется по пути демократии, лживы или говорят о полном непонимании происходящего. Россия движется по своему собственному пути, которым никто никогда не шёл. Да, на этом пути существует боковой демократический дрейф. Но для современности он характерен для любой страны. Вопрос – чего мы на своём пути достигнем ранее: спасительного берега демократии или обрыва, разверзнутого тупой и самодовольной плутократией.

        Никакой правитель, решивший выломиться из этой среды и воплотить идеи справедливости, не сможет победить многоголового змея продажности, вседозволенности и круговой поруки без армии своих подручных, на которых можно опереться. Залог победы не столько в мудрости полководца и привлекательности лозунга на знамени, сколь в числе и вере вставших под его знамя. Эту армию он должен найти или создать, именно в этом проявится его гениальность. Иначе он так и останется самонадеянной марионеткой, замыслившей в одиночку выиграть сражение.

        Так, Иван Грозный был грозен не своей личной доблестью, а силой своих опричников. Пётр I сумел "поднять Россию на дыбы", потому что собрал в своем "гнезде" "птенцов" с новым взглядом на мир. Маленькая горстка большевиков собрала развалившуюся на осколки царскую Россию по историческим меркам мгновенно, потому что местные "пролетарии всех стран" на окраинах империи парализовали сопротивление национальных элит.

        Проведём исторические параллели. Стратегия военной кампании 1812 года была разработана Барклаем де Толли. Сменивший его Кутузов блестяще воплотил план. Как полководец Барклай не совершил ни одной ошибки и по военным талантам не уступал Кутузову. Зачем же было его менять? Михаил Илларионович был выше по своим личностным человеческим качествам и его любили солдаты, хотя и не любили при дворе. И всё же Александр был вынужден прислушаться к мнению страны, так как понял, что победа зависит не только от таланта полководца, но и от тех, кого он посылает в бой.

        Что видим сейчас? Гениальный стратег, первоклассный управленец, крупный специалист, – можно и дальше продолжать, но боюсь, Вы скоро устанете, – А.Чубайс назначается руководителем национального проекта. Нам с Вами не ведомо, может он такой и есть, но в сознании народа отпечатались другие эпитеты. Поэтому ставить его на большое дело, которым он может только рулить, но в одиночку не справится, и при этом надеяться на успех – опрометчиво.

        Предыдущие назначения гражданских лиц военными министрами также имели побочные последствия. Какие бы весомые аргументы ни принимались в расчет, какие бы хвалебные слова при назначении и после, пусть даже весьма справедливые, ни говорились, офицерство России услышало не сказанное, а примерно следующее. А Вы, ребята, как ни служите, всё равно, надо будет – мы и бухгалтера над Вами поставим. Его арифметическим расчётам, – сколько надо танков, самолётов и Вас, – можно вполне доверять, потому что бухгалтер в своей жизни столько всего сложил и вычел, что одним словом – "Школа".

        Россия больна. И вот годами текут лекари к постели больного. Среди этого сброда: академики и шарлатаны, практики и теоретики, с какими-то дипломами и без. И в этой круговерти кто горчичник, кто укол, а кто и пиявку ставит, верно полагая, что мало крови из народа выпито. На первый взгляд, мы, простые люди, никак не можем повлиять на этот шабаш, потому что тоже не знаем, как лечить. Здесь мы делаем трагическую ошибку, потому что вся наша энергия уходит в размышление о лекарствах. Мы уподобляемся тем средневековым учёным, которые исступлённо спорили на тему – сколько ангелов умещается на кончике иглы. При этом колоссальные выбросы энергии спорщиков были бесплодны. А в нашем случае больной пойдёт на поправку, если мы откажемся от попыток оценивать "врачей" по их методам лечения, а просто прогоним от кровати тех, кто ненавидит Россию. И для этого нам не нужно "медицинское" образование.

        Вот цитаты только двух авторов: "…не вижу потенциала в русском народе…", "…нравственных начал, как элементов роста, нет…", "…каждому русскому надо перестать быть этим русским…", "…по капле выдавливать из себя русских…", "…наши московиты … торчали в зоне смешанных лесов… потом …русские стали расползаться как тараканы". Можно и больше привести цитат, но противно и тошно. Эти авторы – граждане России и имеют русские имена, русские отчества и русские фамилии. И таких очень много. Жаль, что их не знает наша молодёжь. Не тихие таджики, метущие наши улицы, и не гордые горцы, танцующие лезгинку на площадях, а эти писарчуки являются нашими настоящими врагами и просто "бесполезным бременем земли". Подобные им сидят на шее у народа, болтают ногами и его же хулят.


Рецензии
Прочитал - и срезонировало. Во многом увидел отзвук своих собственных мыслей. Конечно же, начинать надо с культуры. Сметать всю наносную грязь и прививать настоящее. Это возможно сделать только сверху при наличии достойного лидера со своей командой (как Ли Куан Ю в Сингапуре). Нравы в народе будут меняться при комплексном воздействии на сознание, в том числе и силовом.Это показал даже короткий период правления Андропова. Культура зарождается при переходе от принудительной дисциплины к самодисциплине. Нынешние высокозалезшие хамы вышли из рядов нашего общества. Достаточно послушать высказывания нынешних "политиков" - спортсменов, артистов, шоуменов и пр. Т. е. тех, кого мы когда-то уважали за их мастерство и достижения в выбранном ими поприще. Сколько таких персонажей вокруг нас - тех, кто сегодня ругает власть, но не замечает того, что сам ничуть не лучше.
Написал отзыв в спешке и немного сумбурно.

Геннадий Дорогов   20.10.2019 17:08     Заявить о нарушении
Несмотря на спешку, Вы подметили главное – идеалы, которые исповедует народ, важнее принципов организации экономики. Ценностные идеалы, а не форма собственности на средства производства, оказывают определяющее значение на благоденствие народа. Всем известная аксиома из всем известного документа - «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной…» фактически приводит к оставлению государством идеологического фронта. А если обрабатываемая земля забрасывается, на ней начинают плодоносить сорняки. Да никакая идеология не должна быть обязательной и принуждение здесь крайне непродуктивно и даже опасно. Но самоустранение государства от конкурентной борьбы идеологий может привести к хаосу, если некому провозгласить высокие идеалы – идеалы ЧЕЛОВЕКА, а не идеалы крайне ограниченного и самовлюблённого либерального потребителя.

Вячеслав Новичков   20.10.2019 19:09   Заявить о нарушении
Я думаю, что строки Мандельштама "Мы живём, под собою не чуя страны" гораздо более подходят для нашего времени. Наше огромное поле заросло сорняками. Но государство не совсем самоустранилось. Оно продолжает свой курс. Земля не просто забрасывается. Создаются более благоприятные условия именно для сорняков. В этих зарослях люди теряют правильное направление. Размываются границы дозволенного. Потому не случайно душат в первую очередь культуру и историю. И очень старательно нашим "агрономам" помогает РПЦ.

Геннадий Дорогов   21.10.2019 10:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.