Судьба

                СУДЬБА
   Шли мы с братом по степи кубанской. Ширь неоглядная! Под ногами разнотравье. Цветочки всякие цветут. Запах!! Куда шли? – не помню. Да и какая разница? В небе жаворонки поют, на земле перепёлки то и дело вылетают, когда близко от их гнезда проходим. Зайчишка дал стрекача метрах в двадцати от нас. Пчёлы гудят. Особенно басовито, когда стартуют тяжело гружёные.
   Задумавшись, брат вдруг запел:
                Вышел в степь донецкую парень молодой
                Там на шахте угольно паренька приметили 
                Руку дружбы подали, повели с собой
                Девушки пригожие тихой песней встретили
                И в забой отправился парень молодой
       Я удивился. Первый раз слышу, чтобы он пел. Причём, так задушевно и тембр голоса приятный.   

         Пришло время нашему “артисту” идти в армию. Был выбор: или армия или в шахту. Он выбрал армию. Из нашего села в тот год взяли троих. Попали все в Белоруссию г. Борисов, но в разные части. Брат, как трудолюбивый инициативный, быстро стал прибавлять лычки на погонах.
           Однажды случилось ЧП. Зимой, в плохо укрытых буртах, помёрзла картошка. Солдат кормить нечем. Что будет? Оргвыводы. Брат предложил начальству: дайте в моё распоряжение грузовик и мы снова заготовим картошку. Дали. Он стал предлагать сельским жителям: кому дрова привезти, кому другие транспортные услуги. Если тяжело грузить, например, старикам, то солдаты помогут. Расплата картошкой. Жители с удовольствием платили такой валютой. А летом посадит в машину ребятишек с лукошками и в лес грибы собирать. Солдаты стали есть картошку с грибами. Командиры тоже сделали оргвыводы. Стал мой брат старшиной отдельного разветбата.
         По делам службы, он мог свободно выходить за пределы своей части. Навещал земляков в других частях. Один с удовольствием общался, а другой ни разу не вышел к проходной, когда его вызывали. Не мог простить – как это рядовой колхозник стал старшиной, а он, сын председателя колхоза, рядовой. Думал – как в старину – все, кто панского роду, автоматически становились офицерами.
          Предлагали остаться на сверхсрочную  службу но, как в гостях ни хорошо, а дома лучше.
Демобилизовавшись, поработал кочегаром на паровозе. Понравилось кидать уголь, но масштаб не тот – размахнуться негде. Размахнулся напоследок так, что уголь улетел вместе с лопатой. Решил поработать в шахте. А что? Стаж по специальности есть, а в шахте раздолье – бери больше кидай дальше.
          Круг замкнулся. Отслужил в армии три года, потом всё равно полез в шахту в городе Шахты Ростовской области.
               Сбылось  предначертание судьбы:
                Вышел в степь донецкую парень молодой.

         Поступил на шахту имени Красина. Это та шахта, где фашисты сбрасывали людей живыми в ствол. Также, как молодогвардейцев в Краснодоне. Да, наверное, и в других местах.  После войны этот ствол шахты замуровали и поставили над ним памятник. Новый ствол сделали в другом месте
         Посёлок Красина стал разрастаться. Построили свои магазины, кинотеатр, поликлинику. Но главная достопримечательность – кафе “ Бабьи слёзы”. В день получки, посёлок гудел, как пчелиный рой. Разница в том, что пчёлы несут добычу домой, а весёлая  братва норовит проскочить мимо дома и успеть добежать до кафе пока жена не ограбила. Некоторые жёны в такое время дежурили у входа в кафе, и тогда благоверный делился не в свою пользу.
         Будучи в гостях у брата, я изъявил желание посмотреть, как выглядит шахта изнутри, как добывают “хлеб” для промышленности. Он согласился. Техника безопасности в шахте соблюдается строго, это не место для туристов. Но начальник хозяин на своём участке. (В то время он уже был начальником участка). Под свою ответственность и со своим сопровождением, он сам себе разрешил. Одел меня в шахтёрскую робу, и мы поехали вглубь Земли. Лифт опускался долго, хотя и быстро. Лифт хороший, но есть недостаток – в нём нет зеркала, где бы можно было увидеть – не сбледнул ли я? Вышли из лифта, а что? Довольно просторно. Но, когда пришли в забой, там совсем другое дело. Пласт угля сантиметров 80, в лучшем случае, а бывает гораздо меньше. “Пол” состоит из острых кусков породы (гранит?), потолок – из торчащих обломков той же породы. Мы опустились на колени и локти и поползли в узкую щель. Научаю незнаек – ползти нужно не на брюхе, как я поначалу, а на четвереньках, то есть, на коленях и локтях. Все четыре конечности снабжены своеобразной  “обувью” из прочного материала. Наколенники называются.
Вдруг впереди послышался какой то шум. Брат говорит: там что-то  случилось, ползи потихоньку за мной и скрылся за какой-то скалой. При таком свете – лампочка на лбу горит, можно получить ещё фонарь под глазом. Да и скалы все одна на одну похожи. Это местные все их знают в лицо, а я? Вот я и пополз не туда. Сначала всё было нормально, а потом щель становилась всё уже и уже. Наконец, голова моя – не проходит. Стал отползать задним ходом, но роба на мне задралась и заклинила. Я ни вперёд, ни назад. Лежу и думаю: пока меня найдут, а вдруг сверху на земле, какой ни будь грузовик тяжёлый проедет да ещё подпрыгнет на ухабах или ещё что и щель станет уже. И без этого грунт постоянно садится. Треснет моя головушка, как грецкий орех вместе с каской. Не буду дальше живописать мои страдания. Скромно умолчу о том, что мне захотелось одновременно и по малому и по большому. Я не успел это сделать, на моё счастье, не далеко проходил? Проползал? Шахтёр. Увидел такое представление взял меня за робу и вытащил. Я, от чуйств, даже забыл поблагодарить своего спасителя.
В другой раз другой родственник захотел побывать в шахте.
--- Не боишься?
--- Тогда поехали.
 Наученный горьким опытом (см. выше), его уже в забой не повёл, как меня, а повёл туда, где просторнее – наклонная выработка, где установлен конвейер для транспортировки угля. Оставил экскурсанта и ушёл. Дела. Да здесь ничего и нет опасного. Конвейер в данный момент ремонтировали. Но в помещении довольно темно. Вдруг что-то загромыхало. Это рабочие потащили цепь по металлическому рештаку конвейера. Наш “стажёр”, кстати, начальник нас – экскурсантов представлял шахтёрам стажёрами, так вот, “будущий горный инженер” сначала присел от неожиданности, а потом как рванул вниз под уклон, только пятки сверкали. Точнее лампочка на лбу. Ниже, у конвейера стоял один из ремонтёров. Увидел, что шахтёр бежит и себе дал дёру. И так, кто по пути попадались, соревновались в беге без препятствий. Внизу собралось с десяток спринтеров. Стали спрашивать друг друга: что случилось, почему бежали? Ты почему бежал? Все бежали и я побежал. Всё -таки нашли крайнего от начала. Хохот был такой, что мелкий уголь с потолка сыпался.
   Было что вспомнить при встречах. Особенно те времена,когда шахты закрылись. Шахтёры  "рады"--хорошо! На работу ходить не надо. Только то и делай, что ничего ни делай. Наконец-то дождались сободы!               


Рецензии
Интересно было вас читать - мне есть с чем сравнивать ваши воспоминания. Муж был шахтёром. Забегу ещё. Удачи!

Галина Кадетова 2   08.11.2017 19:03     Заявить о нарушении