Аменхотеп - Амон доволен

Введение

Когда встречаешь в литературе по египтологии имена богов и фараонов, то невольно приходит мысль, что это всё надуманные имена, проистекающие из перевода египетских иероглифов.
В переводе с древнеегипетского Аменхотеп означает «Амон доволен» [1] или «Амон умиротворён» [ВП], но возникает вопрос: чем доволен Амон ? Может быть Аменхотепом ? Тогда возникает тавтология типа «Сказки про белого бычка» или «У попа была собака, поп ее любил, она съела кусок мяса, поп ее убил, и в землю закопал и надпись написал: У попа была собака...».
Имя Аменхотеп состоит из двух групп иероглифов imn - «Амон» и Htp – «хотеп»- быть довольным, быть счастливым, быть милостивым, прощать, быть мирным (др.-егип.).

Амон

«Амон — древнеегипетский бог чёрного небесного пространства, воздуха. Позже, при Новом царстве — бог солнца (Амон-Ра). Считался покровителем Фив [1].» [ВП]
В древнеегипетском словаре есть группа иероглифов, обозначающая бога Амона.
   
метёлка-счёты-водная поверхность-сокол на помосте- imn – Амон (др.-егип.). - M17-Y5-N35-G7 > PiSchn > po schetnj Hrn Grt - по счёту хрону жертвовать (слав.)
Комментарий:
Но это не Амон. Это жертвоприношение хрону (могиле), которое отождествляется с Соколом (Хор – хрон).
Тем более, что основная группа «метёлка-счёты-поверхность воды» имеют другие значения.
   
метёлка-счёты-водная поверхность- imn – создать (др.-егип.). - M17-Y5-N35 > PiSchn > bit schetnj – быть счётный (слав.)
Комментарий:
Основной иероглиф в группе – «счёты» - Scht вокруг которого формируются другие смыслы.
    
метёлка-счёты-водная поверхность-хлеб-богиня- imnt – Амаунет (др.-егип.). - M17-Y5-N35-X1-B1 > bit Shtnj  - быть счётной богиней (слав.)
   
метёлка-счёты-водная поверхность-молящийся человек- imn - секрет, скрытый, скрыть, спрятать (др.-егип.). - M17-Y5-N35-A4C > PiShn > bit skrtnj – быть скрытный, сакральный (слав.)
Есть ещё множество значений иероглифа «счёты», которые не рассматриваются в рамках этой статьи.
Следует обратить внимание на то, что Амон – пернатый бог. Именно поэтому он ассоциируется с воздухом, перьями страуса, гусём, бараном (не в прямом смысле).
«Амон в мифологии Египта — сокрытый бог небес. Баран и гусь (символы мудрости) — это священные животные Амона. С эпохи Среднего царства его изображали в антропоморфном облике и перьями шути на головном уборе, заимствованные у бога плодородия Мина (Коптос).» [ВП]

Шути

 

Рис. 1. бог Амон с перьями на голове

«Шути (также известная как «корона Амона») — древнеегипетская корона корона. Шути состоит из двух высоких страусиных перьев у основания которых находится солнечный диск. Перья закреплены на красной платформе «модиусе».
В изображениях бога Амона, от короны шути отходит длинная толстая верёвка (трос), спускающаяся до пола.
В эпоху Нового царства, корона шути, стала головным убором цариц. В этом случае, под короной располагался «золотой стервятник», сделанный из чеканного золота, который ассоциировался с богиней Нехбет и Мут.
Корону шути носили такие боги как бог солнца Амон, бог плодородия Мин и бог войны Монту.
До наших времён не дошло ни одного сохранившегося экземпляра короны шути.» [ВП]
Корона Шути – это и есть «перья» в славянской трактовке.
перо-хлеб-2 косые- 2 пера-2 пера – Шути (др.-егип.) > Prt-jj  (PrPr) > pernatjj – пернатые (слав.)
Кто такие пернатые ?
Древние египтяне мыслили образами, которые укладываются в славянскую трактовку, например, воздух легковесный как перо.
Священными животными Амона являются птицы.
баран – Brn > pernatj > пернатый (слав.)(редукция p/b)
гусь – Gs/Plsg > belj gus – белый гусь (слав.)
страус > Strs > stranj – странный/странник (слав.)
Не исключено, что птичьи короны на головах вождей ацтеков и майя на противоположном континенте Мезоамерики, являются аналогом короны Шути.

Подношение

 
Иероглиф «Подношение»

Вторая часть имени Аменхотеп – «хотеп» означает по-древнеегипетски «подношение», «приношение» или «быть довольным, быть счастливым, быть милостивым, прощать, быть мирным», отсюда трактовка египтологами слова «хотеп» как «доволен». Но это ошибочное толкование, поскольку иероглиф Htp  имеет только один смысл «подношение», «жертвоприношение», например:
 
стол или поднос для подношения- 1 черта – Htp – алтарь (др.-егип.) - R4-Z1 > Stl-j > стольный (слав.)
 
стол для подношения - Htp – алтарь (др.-егип.) - R4-R3P - Stl > stol – стол (слав.)
И это совершенно очевидно !
   
стол или поднос для подношения-хлеб-половик- Htp – алтарь (др.-егип.) - R4-X1-Q3 > Stlt > стольный (слав.), где «половик»- стол для подношений.
   
стол или поднос для подношения-торт-кувшин- http - приношение, жертвоприношение (др.-егип.) - R4-X2-W22 > StlTrtKvshn – стольные торт, кувшин (слав.) > offerings - приношение, жертвоприношение  (англ.) > poklonj – поклонное (слав.)
   
стол или поднос для подношения-ограда- 3 черты вертикальные- http - приношение, жертвоприношение (др.-егип.) - R4-Z8-Z3 > StlPrd-triVrx stolnj podarki verxj-стольные подарки верхие (слав.)
      
топор- стол или поднос для подношения-хлеб-коврик-виток-ограда- 3 черты- Htpw nTr - подношения богам, подношения богиням (др.-егип.) - R8-R4-X1-Q3-Z7-Z8-Z2 > TprStltwPrd-tri > turnj stolnj podarki – старейшине стольные подарки (слав.)
      
хлеб-коврик-топор-торт-кувшин-ограда- Htp nTr - подношения богам, подношения богиням (др.-егип.) - X1-Q3-R8-X2-W22-Z8 > tStlTprTrtKvshnPrd > stolnj turj tort kuvshn podarok – стольный старейшим торт, кувшин подарок (слав.)
   
стол или поднос для подношения-двор-стол с подношениями- Http - придворные подношения (др.-егип.) - R4-O13D-R3Q > StlDvr > stolodvornj – столодворные (дары) (слав.)
      
стол или поднос для подношения-хлеб-коврик-торт-ограда- 3 черты- (др.-егип.) - R4-X1-Q3-X1-Z8-Z2 > StltptPrd-tri > stolnj bit podarki – стольные быть подарки (слав.)
 
стол или поднос для подношения- Htp - дар, подношение (др.-егип.) - R4 > Stl > stolnj – стольный (слав.)
   
ситовник-хлеб- стол или поднос для подношения-дар- Htp di nsw - подношение, которое дает король (др.-егип.) - M23-X1-R4-X8 > StvtStl Dr > sidnj stolnj dar – сиднему стольный дар (слав.), где «сидний» - умерший.
 
подношение фараона- Htp di nsw - подношение, которое дает король (др.-егип.) - A57 > StvtStl Dr > sidnj stolnj dar – сиднему стольный дар (слав.)
   
стол или поднос для подношения-хлеб-коврик- Htp - быть довольным, быть счастливым, быть милостивым, прощать, быть мирным (др.-егип.) - R4-X1-Q3 > Stlt > стольный (слав.)
Комментарий:
Значение группы иероглифов- «стольный», а не иначе. Предыдущий иероглиф представляет собой иероглиф-лигатуру, где совмещены два иероглифа «фараон» и «подношение». Именно это имеется в виду в имени Аменхотепа во второй его части !
Таким образом, имя Аменхотеп (совершенно вымышленное) переводится в славянской трактовке как «счётные подношения от фараона».
Это подтверждает и другое сдвоенное имя солнечного бога «Амон-Ра».
 
метёлка-счёты-поверхность воды-солнце-1черта- бог, солнце – Амон-Ра(др.-егип.) > PimnJr-j BgJr > bit schetnj bog-Jar – быть счётные богу Яру (слав.), иначе, подношения солнечному богу (слав.)

Выводы

Подношения или жертвоприношения солнечному богу Яру (а не Ра) являются определяющими в солнечном культе Древнего Египта, как впрочем, и в религиях других народов, поддерживающих солярный культ. Эти подношения основаны на сакрально-учётных записях, характерных для культа мёртвых у многих древних народов.
Имя Аменхотеп XVIII династии фараонов, при  которой произошёл расцвет культуры Древнего Египта, на поверку оказалось вымышленным.

 
Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЭ - Энциклопедия Брокгауза и Эфрона
БСЭ - большая советская энциклопедия
СК – этимологический словарь Крылова

Ссылки

1. Аменхотеп I, http://egyptopedia.info/a/1532-amenkhotep-i
2. Аменхотеп III, http://egyptopedia.info/a/1549-amenkhotep-iii
3. Амон, http://egyptopedia.info/a/1181-amon
4. Русско-египетский и англо-египетский словарь иероглифов, http://drevlit.ru/egypt_dictionary.html#
5. В. Н. Тимофеев, статья «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm


Рецензии