Странные фильмы моего детства

СНЕГУРОЧКА 1968г

Посмотрела фильм “Снегурочка” 1968г. Смотрела его когда-то давно.Ещё в детстве фильм показался каким-то странноватым, была в нём какая-то сложность и запутанность образов. Сейчас фильм для меня более прозрачен, жаль в своё время не нашёлся человек, который мне бы этот фильм объяснил или хотя бы обсудил некоторые моменты.
Фильм “Снегурочка” смотрела и читала книгу, но при желании написать рецензию пришлось пересмотреть. При пересмотре всё равно несколько затрудняюсь в понимании чему этот фильм учит и учит ли чему-то хорошему.
Какая мораль присутствует в этой сказке сложно понять, но это при условии если искать положительную мораль.
В конечном итоге в сказке остаются и радуются жизни два главных героя Купава и Лель, два других главных героя Снегурочка и Мизгирь погибают. Жизнью и счастьем в сказке обычно награждаются положительные герои, а отрицательные погибают. Значит Купава и Лель представлены, как положительные герои, а Мизгирь и Снегурочка, как отрицательные.
Стоит рассмотреть поглубже, что представлено положительным и отрицательным в этих героях.
Красавчик Лель, пастух, который вообще в фильме не пас стадо, хотя бы ради разнообразия, а в основном пел арии девушкам села.
Он олицетворяет этакого посланца любви, на глубокие чувства не способен.
Своими песнями он будит в девушках чувственность и желание. Лель не олицетворяет собой глубокое духовное чувство, а скорее похоть. Сам он не постоянен, не способен глубоко переживать и бороться за девушку. Именно он в конце фильма остаётся с Купавой. Они, позабыв все свои прошлые чувства, уже готовы к новым. Лелю нравится всеобщее женское внимание, он склонен к самолюбованию. Именно такой нарцистический, ветреный тип представлен в сказке положительно и наделён красивой и богатой невестой Купавой.
Второй мужчина Мизгирь. Он показан, как отрицательный герой, но именно он способен был на глубокое чувство. Мизгирь бросил свою невесту Купаву, которая вела себя не скромно и уже до свадьбы «распустила волосы». Он выбрал Снегурочку, ошибочно приняв её холодность за девичью скромность. Скромность девушки и её стыдливость была для него значимым,важным, а возможно и главным качеством в девушке. Но в этой сказке всё обыграно так, что это плохо, так как по сюжету Мизгирь обидел свою невесту Купаву. Мизгирь погибает после того, как Снегурочка испарилась в лучах солнца. Он не смог без неё жить. Но из уст Берендея звучит порицание Мизгирю. То есть чувство любви, наиболее глубокое и полное, в этом произведении порицается. Так же порицается желание Мизгиря иметь отношения со скромной, стыдливой девушкой. Косвенно порицается скромность, сдержанность, стыдливость, нравственность девушек. Ведь Мизгирь в Снегурочке видел именно эти качества, а он представлен как отрицательный герой, да и Снегурочка недочеловек.
В сказке не представлен образ глубоко чувствующего и глубоко нравственного мужчины. Это мог быть Мизгирь, но он изначально замешан в неблаговидном поступке, бросил невесту. Таким образом, из двух образов мужчины предпочтение отдаётся Лелю – нарцистическому, неверному, самолюбующемуся типу. Получается, что мужчины-зрители должны выбрать идеал для подражания из двух заведомо неприемлемых образов. Полноценный образ мужчины в этом фильме не представлен.
Мизгирь изначально очернён, а как говорится чёрному коту не отмыться до бела.
Две главные героини Снегурочка и Купава тоже противопоставлены друг другу. Купава чувственная, живая, горячая, лишённая девичьей стыдливости и скромности. В конце сказки она осталась жива и счастлива. Поведение Купавы не показано, как особо распущенное, но в подтексте это присутствует. Как и предполагал Мизгирь, она скоро его забыла и счастлива с Лелем.
То есть парочка, не обременённая какими-то особыми нравственными понятиями, готовая отдаться чувственным наслаждениям, представлена как идеал отношений мужчины и женщины.
Образ Снегурочки сложен. С одной стороны в её поведении присутсвует нежность, покладистость, скромность, стыдливость, но эти качества не представлены как что-то положительное, так Снегурочка, по замыслу автора, так себя ведёт просто из-за своей неполноценности (она не способна чувствовать любви-аутист по современным представлениям) и поэтому не отдаётся чувственным утехам и наслаждению. Её сдержанность (по фильму) – это признак её неполноценности. Таким образом, такие качества, как стыдливость, скромность, покладистость, нежность представлены как что-то неполноценное, то, что нужно исправлять. В конце фильма в ней проснулась любовь (скорее страсть) она стала очень чувственно обращаться с Мизгирем, но не долго.
То есть Купаве почему-то дозволено по этой сказке быть чувственной, в Снегурочке нет. Таким образом, через образ Снегурочки, для девушек показана опасность любви, любовь может привести к смерти. В фильме показаны две крайности в поведении девушки -либо она «распускает волосы» до свадьбы, либо она скромная и стыдливая, ничего не позволяет мужчине, но только по тому, что она бесчувственный истукан. Среднее и приближенное к идеалу не показано. Не показано, что глубоко чувствующие девушки, могут быть скромными и стыдливыми. Они глубоко нравственны, но не бесчувственны, как Снегурочка.
То есть, из двух образов девушки , НЕТ ни одного подходящего для гармоничного развития личности. Нужно делать выбор из двух вариантов заведомо неполноценных.
Зрителям, которые смотрят фильм, предложено на выбор два образа девушки и оба неполноценные. Полноценного образа глубоко чувствующей и при этом глубоко нравственной девушки не показано. Так как Купава в конце фильма осталась жить и счастлива, то как бы намекается , что «Купавой» быть лучше, чем «Снегурочкой». Даже если девушка и позволит парню что-то большее и он её бросит после этого, то всё равно найдётся для неё новый ухажёр. Просто это даже Ярило гарантирует)
То есть этот фильм толкает девушек к облегчённому поведению.
Рассмотри , что представляет собой выдуманная Берендеевка и её обитатели, для лучшего понимания картины.
Берендеевка довольно странное место.
В произведении есть два статусных не молодых мужчины-это собственно царь Берендей и богатый отец Купавы.
Берендей живёт без семьи, имеет какие-то эзотерические отношения с Ярилой(солнцем), говорит от имени солнца, черпает энергию из этого общения. Переодически его голова помещается на фоне картины солнца и он в таком состоянии вещает от имени солнца. Видать этого ему вполне достаточно, жена и дети ему не нужны. Не имея личной семейной жизни он, как ни странно, много размышляет об отношениях мужчин и женщин и принимает законы по их семейной жизни. Так сказать «сапожник без сапог». Для того чтобы Берендей не разговаривал сам с собой ( а то уж вообще бы это выглядело ку-ку), ему выдан в этом фильме помощник, довольно внешне неприятный тип, который раболепно выслушивает его пафосные речи.
Когда к Берендею прибежала обиженная и брошенная Купава, то он отнёсся к ней очень положительно, ничуть не упрекнул её за распущенное поведение. Зато когда Мизгирь сказал, что бросил Купаву за распущенное поведение этот Берендей просто взбесился. Видать какие-то очень значимые для этой Берендеевки принципы Мизгирь нарушил. Ишь ты захотел скромности от девушки. Гнать его в шею, постановил Берендей, от имени эзотерического начальника Ярилы.
Но ладно бы царь Берендей, но и отец Купавы куда свою жену подевал?
Вначале фильма он стоит рядом с дочерью на празднике по сжиганию соломенного чучела, ни она мать, ни он жену за весь фильм так и не вспомнили. Купава ни разу не вспомнила мать, хотя перед свадьбой даже мысленно обращаются за помощью и советом к матери. Но в Берендеевке матерей вспоминать не принято.
Похоже, что в этой Берендеевке вообще куда-то жён подевали, так как в качестве фона не показано ни одной семейной пары, кроме Бобыля с Бобылихой. Вообще одно из толкований Бобыль и Бобылиха одинокие, не женатые люди, так что парочка этих жадных старичков тоже весьма сомнительна в качестве семейной пары. Бобыль и Бобылиха – это, так сказать, новые родственники Снегурочки. Эти пожилые люди показаны, как безнравственные, жадные, корыстные, пьющие – в общем мерзкие. Положительных стариков в фильме не представлено.Интересно знать почему? Что трудно было в качестве фона показать парочку положительных пожилых людей?
Среди людей полноценной семейной пары с детьми не показано (детей вообще в Берендеевке нет, даже в качестве фона не мелькнул ни один ребёнок). В общем, довольно странноватое место изобразил создатель этого фильма. Нет семей, нет положительных стариков, нет детей. Хорошо, что хоть есть молодые парни и девушки, которые интересуются друг другом. Но что потом с ними происходит непонятно-дети не появляются, жёны исчезают, старики глупеют и спиваются.
Если коснуться ИНЫХ сущностей, которые олицетворяют природу и высшие силы, то показана несколько странная пара Дед Мороз и Весна. Именно они, по замыслу автора, произвели на свет Снегурочку. Дед не просто стар, а очень уж древний, а мать Снегурочки, Весна, выглядит моложе дочери. Этакий Набоковский вариант Дед Мороз и Весна. Причём этот дед очень злой и неприятный, своей молодой женой явно не доволен и всё время брюзжит. Это ещё как то можно списать на погодные условия и т.д, не люди всё-таки.
Дочь у них получилась с проблемами, настоящий аутист, не способный к чувствам. На службе у неё всякие страшилища в виде леших и водяных. Есть Снегурочки такие милые, окруженные разными пушистыми зверьками, весёлые и позитивные. Но эта Снегурочка особенная. Она диковато стоит в лесу в полном одиночестве, как привидение, в окружении всяких лесных чудовищ. В конце-концов разновозрастные супруги не смогли пристроить свою дочь к своим колдовским делам и отправили к людям зачем-то. Кстати цели с которыми Снегурочка была отправлена к людям весьма расплывчаты и размыты. Такое впечатление, что её просто было некуда деть. И вот эта Снегурочка, сильно напоминающая приведение, вышла из леса к людям.
Люди в этой Берендеевке ей не очень понравились. Они и автору не очень видать нравились, так что он взгляду Снегурочки придал нужную направленность. Во –первых попала она в семейку не из лучших, во-вторых отношения с девушками у неё не очень складывались, в третьих Лель, ради песен которого она собственно из леса вышла никак не мог разбудить в ней чувство. А уж когда Мизгирь появился и новоявленные родственнички её буквально продавать стали ей и вовсе плохо стало. То есть в отношении Снегурочки люди показали себя не лучшим образом. Автор к людям испытывал заметное раздражение и, показывая их отношения к мистической Снегурочке, просто оторвался по полной.
У Снегурочки есть мать-весна. Жила себе поживала эта Снегурочка, как зомби, но тут мать-весна открыла ей глаза на все краски мира и сердце Снегурочки стало способно испытывать любовь.
Как только мать подарила своей дочери способность любить, Снегурочка сразу погибла, испарилась. То есть мать показана виновной в смерти дочери, то есть по фильму получается , что лучше ей было сидеть со своим престарелым папашей дедом Морозом в лесу и не видеть, и не чувствовать всю красоту мира и не испытывать любовь к мужчине.
Не оставляет покоя мысль-почему же Купаве дозволено было в этой сказке жить и быть счастливой, а Снегурочке нет. Как только Снегурочка стала подобна Купаве она испарилась.
Разница между ними в том, что у Купавы нет матери и она её не вспоминает, а у Снегурочки мать есть и она к ней часто обращается. Неужели в этом причина?
Именно то, что мать-весна согрела сердце дочери, наполнила это сердце любовью и красотой , послужило причиной смерти дочери Снегурочки. Как это понимать вообще? Почему нельзя было превратить эту Снегурочку в любящую женщину или какое-нибудь эфемерное доброе создание полное красоты и света. Почему только дым кремирования предложило Ярило для своей подданной. Вот вопрос без ответа.
Ведь даже если рассуждать логически солнце –это источник света, тепла, жизни. Весна идёт рука об руку с солнцем. Но почему это недоярило уничтожило Снегурочку, дочь Весны? Ведь никакой логики в этом нет. Произвеление лишено логики жизни-вот и всё.
Зачем советовать к просмотру произведение лишённое логики жизни?


Рецензии