Старая сказка под новым взглядом

СТАРАЯ, СТАРАЯ, СТАРАЯ СКАЗКА.
Фильм 1969г

«Старая, старая сказка» просмотрена в детстве, никаких особых впечатлений и воспоминаний не оставила.
Пришлось посмотреть снова, чтобы написать рецензию.
Стоит ли писать рецензию на старый фильм? Для меня стоит, так как это фильм моего детства. Так как я смотрела его в детстве, то могу сказать, что он мне не особо запомнился, не помню чтобы его обсуждали дети или взрослые. Так как сказка всё же посмотрена, то хочется ещё раз уяснить, что нам в детстве показывали, чему учили, как сохраняли нашу нравственность.
Что же можно сказать о фильме. Многое можно сказать.
Сначала о хорошем. В сказке есть любовь. Сложная неоднозначная, но всё-таки она присутствует.
Ещё в сказке присутсвует некоторое предостережение, что кутежи и попойки не помогут найти настоящих друзей.
К сожалению, в сказке нет положительных героев. Как так, а вот так. Роль положительного героя можно было бы отвести солдату, но все его поступки нельзя оценить, как однозначно положительные. Принцесса героиня скорее отрицательная, король, её отец, тоже к положительным героям не относится. Вот такая сказка без положительных персонажей. Зачем детям сказка без положительных героев непонятно.
Так же я обратила внимание на полное отсутствие матерей главных героев. Отцы, надо заметить, присутствуют. Матери отсутствуют, как класс. Лично мне такая особенность многих наших сказок, и в частности этой, неприятна. Ведь сказки девочки и женщины тоже смотрят. Ведь когда это постоянно повторяется, то уже сложно это не заметить.
Фильм этот сказка в сказке. Начинается с того, что в неком трактире заезжий кукольник- сказочник показывает импровизированное представление с куклами. Заезжего кукольника играет Олег Даль. В игре этого актёра присутствует какое-то не то чтобы напряжение, а усталость что ли. В его игре не было ни особой радости, ни живости. Он вообще актёр довольно меланхоличный, такое впечатление, иногда, что играет через силу.
По сюжету дочь трактирщика питает какие-то романтические чувства к кукольнику и должна с ним сбежать. Матери у неё, естественно для нашего кинематографа, нет.
Трактирщик накормил и напоил кукольника и тот всю ночь сочиняет сказку в которой он, дочь трактирщика и трактирщик- главные герои. Практически он хочет похитить дочь у отца-трактирщика, не просит, как порядочный жених, её руки. Получается, что отца девушки этот жених-кукольник не уважает. Он хочет совершить бесчестный поступок.
Кукольник всю ночь не спит, он сочиняет сказку. Совесть то нечиста, вот и не спится. Сочиняет всю ночь напраслину на трактирщика и его дочь. Трактирщик и его дочь представлены мимолётно, но всё- таки не производят отталкивающее впечатление. А в сказке же они отрицательные герои.
Кукольник представляет себя в роли отставного солдата, дочь трактирщика в роли капризной и взбалмашной принцессы, а её отец представляется ему в роли жадного короля. Это очень странновато, так как дочь трактирщика по поведению не похожа на выдуманный образ принцессы, но кукольнику представляет её в своей сказке именно так. В сказке, которую он придумывает, нет доброты к выдуманным персонажам, скорее раздражение против всех. которое передаётся зрителю.
Отставной солдат с Даля никакой, долговязая фигура и довольно истероидная внешность никак не вяжется с бравой ролью, но да ладно, может и такие солдаты бывают в чьём-то воображении.
Солдат двигает по дороге куда-то. То что он идёт домой не озвучивается, просто куда-то идёт. Солдат за кого-то воевал и куда-то идёт… ладно, может патриотизм это для сказки несколько тяжеловато.
В общем, идёт солдат и видит приличную женщину лет 50-60 в приличном чистеньком белом платье, в светлой шляпке. Такая милая по внешности, обычная средне-статистическая женщина встречается на пути солдата. Но тут юный зритель, с некоторым изумлением, должен узнать, что эта милая дама оказывается ведьма. Такая вот обычная, чуть полноватая, чистенько одетая женщина –ведьма. Уж никак по внешности такую женщину нельзя было заподозрить, что она ведьма, причём злая, жестокая, жадная, коварная. Но у автора фильма своё видение на представителей нечистой силы, они должны быть, как минимум, похожи на матерей, бабушек, учительниц, тётей, соседок юных зрителей.
«Милая» ведьма спускает солдата в колодец, он там добывает для неё золотые монеты, она его нагло обманывает, оставляет в колодце и крадёт золото.
У солдата, который идёт с войны, есть пистолет. Довольно странно, что оружие оставлено ему в мирной жизни. Из пистолета стреляет в цепь, она падает и солдат по этой цепи поднимается из колодца.
Он догоняет ведьму в белом и… вжик отрубает ей голову.
Так и покатилась голова женщины в белом по дороге, как мячик. Она хватает кочан и начинает его приспосабливать вместо головы. Жуткая сцена из фильма ужасов в «доброй» сказке для детей от «добрых» создателей. И так как эта женщина никак на ведьму не похожа, а похожа на обычную женщину, которых кругом много, то от этого ещё более жутко. Солдат вообще защитник женщин и детей. Но показано, что он обезглавил женщину. Хоть её и представили как ведьму, но всё это слишком зло для детской сказки, тем более, что женщин не ведьм не представлено.
Обезглавив женщину, долговязый солдат завладел золотом и двигается в сторону большого королевства. За ним увязался некий кот-мужчина лет 40. Сначала он служил обезглавленной женщине, но потом пошёл за солдатом, объяснив, что с обезглавленной женщиной он был не по своей воле. Он де добрый волшебник, а она его заколдовала. В, общем, женщина в белом насильно удерживала мужчину-кота возле себя. Непонятно в какой роли этот кот-мужчина был с этой ведьмой и зачем он ей был нужен, но женщина в отношении этого кота-мужчины совершила насилие. Проходит ассоциация насилия в семье женщины над мужчиной.
Кот-мужчина подарил солдату волшебное огниво за спасение от обезглавленной женщины в белом.
Кот-мужчина являлся к солдату, как только тот доставал огниво и закуривал. Что он уж там закуривал непонятно, но кот к нему являлся и исполнял все его желания именно в момент курения трубки. Кот-мужчина весь фильм находился поблизости от солдата, буквально с ним в одной комнате. Такой очень волшебный кот, колдовство которого было непосредственно связано с курением. Можно предположить, что это было за курение, с разного рода фантазиями. То, что кот –мужчина добрый волшебник заявлено, но никак не подтверждено. Ошивался этот мужик около солдата , но ничему хорошему его не учил, доброты к людям не проявлял, скорее презрительное раздражение.
Солдат с котом-мужчиной дошёл до некоторого королевства.
В королевстве они сразу начинают кутежи и попойки, благо денег много. Кутежи и попойки показаны красочно и долго. Случайно на улице солдат останавливает карету, хочет напоить кучера и лошадь шампанским, но тут из кареты высовывается злобная принцесса, которая посылает его куда подальше.
Солдат сражён в самое сердце. Да-да …это любовь, посреди пьяной оргии настигла небравого солдата. В этом фильме любовь сильно напоминает белую горячку. Так сказать допился и докурился солдатик.
Внезапное чувство любви чётко сцеплено с сильным алкогольным опьянением и курением, можно подумать на трезвую голову это чувство прийти не может. Но в принципе, узнав поближе эту принцессу, понимаешь, что любовь к ней это что-то противоестественное и возможна только в состоянии сильного алкогольного опьянения.
Соорудив дерево из золотых монет солдат двигается в сторону дворца, свататься к злобной принцессе.
А во дворце проживает обнищавший царь и его истеричная дочь, явно с большими психическими проблемами. Мать, естественно, скончалась или её вообще не было, не упоминается вообще, лишняя в этом фильме, а может тоже ведьма, как обезглавленная женщина в белом.
Во дворце обнищавшего царя одни мужчины, они даже и танцуют вместе. Нет танцев мужчин с женщинами или песен, или какого-то общения. Женщин, кроме принцессы, во дворце вообще нет, ни одной, при большом обилии мужских персонажей. Обычно во дворце есть всякие служанки, фрейлины и т.д, но в этом дворце одни мужчины. Вроде царю им и платить нечем, но они всё равно не покидают этот дворец. Некоторые покинули, но большинство осталось. В городе тоже мужчины танцуют друг с другом, все женщины и мужчины находятся по отдельности, нет ни одной пары мужчины с женщиной, даже мельком. Мужчины и женщины чётко разграничены. Ну а как им быть вместе, ведь показали же одну ведьму в белом, может в этом королевстве все такие женщины-ведьмы и они в мужской коллектив не допускаются. Детей тоже нет, оно и понятно, откуда им в этом королевстве взяться. Мужчины активно пропивают деньги и кутят за счёт солдата.
Принцесса во дворце показана не просто отталкивающе, а уже за гранью. Рвёт на себе платье, таким образом его укорачивает, ругается постоянно с отцом, посылает подальше, причём очень грубо, женихов, которые отважились зайти вообще в этот дворец. Разговаривает с зеркалом и его разбивает, увидев свой двойник, в котором теплится совесть. В общем молодая девушка показана крайне неприятно. Она весь фильм истерически кричит, что не хочет замуж, а что же она хочет не озвучивается. Учиться или работать она точно не хочет. Вообще непонятно по фильму, что она хочет и к чему стремится. Никто ей никаких добрых советов не даёт и она находится во дворце как в тюрьме, у дверей её постоянно дежурит сыщик-охранник.
Главная задача обнищавшего царя выдать дочь замуж и поправить свои пошатнувшиеся дела.
Такой царь-дебил, который никаким другим образом не может поправить дела в своём королевстве.
О женихах.
Они, в противовес принцессе-грубиянке, даже очень милы. Особенно молодой юноша с розой и соловьём. Романтичный, нежный юноша противопоставлен грубой, истеричной девушке. И как бы ненавязчиво даётся понять насколько этот милый юноша приятней девушки-грубиянки.
Он просто сама нежность и смирение. Он имеет все черты, которыми принято наделять положительные женские персонажи. В конце-концов он оказывает в одной комнате с небравым солдатом и котом-мужчиной и все они мило общаются, покуривая что-то. В этом юноше с розой есть те качества, которые напрочь отсутствуют у принцессы. Это романтизм, смирение, нежность. Но увы, он тоже любит эту истеричную принцессу. Ах какая несправедливость, именно такая мысль может посетить юного зрителя. Потому что любить эту принцессу не за что. Любовь к этой принцессе просто противоестественна, таких девушек не за что любить. Образ истеричной стервы показан, как противоестественно привлекательный для зрителя. Солдат, правда, сражён был этой принцессой в пьяном угаре, это ещё хоть как-то понять можно.
Не хотелось бы, чтобы девочки стали копировать этот образ и приобретать столь отвратительные грубые черты. А ведь копировать будут, так как грубиянка-принцесса показана как предмет обожания многих мужчин и любят её не за богатство, так как она бедна как церковная мышь. Показано, что её противоестественным образом любят за скверный, истеричный и грубый характер, ну может быть ещё за то, что она укорачивает на себе платье. Внешность её весьма посредственна.
Романтическая история принцессы и солдата достигла своего апогея, когда солдат в очередной раз закурил что-то и, с помощью колдовства кота, добился того, что принцесса ночью, прямо в своей кровати, прибыла к нему в ободранную гостиницу(он уже пропил все деньги). Тут принцесса раскрыла ещё скрытые черты своего характера. Перво-наперво попросила покурить, пока папа не видит, хорошо не выпить. Потом прогулка по крышам (экстрим-как без этого), потом игра в снежки.
Во время романтического свидания наряд у принцессы сначала был- полупрозрачный короткий пенюар, потом укороченное платье, потом зимний укороченный наряд, в котором она напоминала всклокоченного чертёнка в белом . В зимнем наряде она то и дело падала, задирая ноги. Так как на крыше в гамаке спал юноша с розой, то она имела возможность получить романтическую ночь сразу с двумя влюблёнными. Хорошо хоть инфантил с розой, склонный к бомжеванию, по сюжету не проснулся, а может просто напугался этой принцессы, глаза то он открывал, но делал вид, что спит и это его спасло.
Принцесса на первое свидание прибыла полуголая в кровати. Зачем такое в детской сказке, да и во взрослой тоже. Но вообще если выпить и что-то покурить, то и не такое может представиться.
Кот-мужчина, который сорганизовал это свидание отговоривал солдата, даже что-то говорил на счёт учёбы которую от ему может предоставить (хоть что-то положительное). Но солдат учёбы не хотел, а хотел ночного свидания и его получил. Но вообще странно, что кот-мужчина отговаривал солдата от свидания с девушкой, сам он этот кот, при первой встрече с солдатом, говорил, что ведьма (обезглавленная женщина в белом) не отпускала его к кошкам даже весной и это его очень расстраивало. Значит уж кому- кому, а этому коту, должно было быть понятно желание солдата. Полное отсутствие логики повествования. В общем свидание состоялось с помощью волшебного кота и курения трубки.
Царь о свидании не знал и утром обнаружил отсутсутсвие принцессы вместе с кроватью.
Отца царя играет В.Этуш. Актёр, конечно, комедийного плана, но и ему не удалось ускользнуть от премерзкой сценки, где его взрослая дочь, прибывшая на кровати с ночного свидания, в полупрозрачной ночной одежде держит перед ним ответ за ночные похождения. Зачем-то актриса упала с кровати, вверх задницей перед своим, так называемым, папашей и засветила трусы. Царица, как я уже писала во дворце отсутствовала и её никто не вспоминал, даже служанок женщин в этом дворце не было.
Намекается, наверно, что все женщины ведьмы и им не место во дворце даже рядом с деградирущими мужчинами.
То есть воспитанием принцессы занимались мужчины и воспитали то, что воспитали. Хорошо, что хоть женщин к результатам такого воспитания не приплели, как это любят делать в некоторых сказочках (например в Золушке, где мачеха всегда воспитывает отвратительные черты характера у дочерей). Хотя всё-таки приплели. В последних кадрах принцесса таки заявила, что её заколдовала ведьма. Уже просто полный наговор на женщин. Так как мать не упоминается, то можно предположить что это именно она эта ведьма и есть.
Принцесса, которая уже успела провести романтическую ночь с солдатом, просто кровожадно радуется, что ему должны отрубить голову. Сначала царь был не против, что солдат станет его зятем, но когда узнал, что денег у того нет решил его казнить, под аплодисменты дочери.
Солдат брошен в тюрьму и ждёт казни. Спасает солдата от неминуемой гибели не принцесса, а нежный юноша с розой и соловьём. Опять таки противопоставление мужских и женских отношений и не в пользу женщины. До последней минуты принцесса не замолвила ни одного слова в защиту солдата и то, что его не казнили, её крайне расстроило. Просто принцесса-монстр.
Намеренное искажение женского образа и не в пользу женщины.
Солдат всё-таки, с помощью колдовства добился руки принцессы, произведён в генералы и ждёт свадьбы. Принцесса в бешенстве, она не хочет замуж. Но тут уже и солдат понял, что такая жена ему ни к чему.
Когда солдат уходит, отказавшись жениться (протрезвел), принцесса всё-таки последовала за ним, но это в версии кукольника и придуманной им истории. Никакой логики в том, что принцесса последовала за солдатом нет. Она не спасала его от казни, значит не любила и не ценила.
Когда в каком-то порыве (возможно уязвлённого самолюбия) она бросилась следом за уходящим солдатом, то что-то там сказала, что её заколдовала ведьма и поэтому она такая злая, но в фильме чётко показано, что в её окружении были только мужчины и чего тогда на женщину списывать мерзкий характер этой принцессы. Если в сказке женщин в окружении принцессы не показано, то ответственность за характер этой принцессы по справедливости должны нести мужчины. Но они не хотят это признавать, даже в сказке, нарушая логику сюжета.
Дочь трактирщика, которую кукольник представлял почему то в роли взбалмашной принцессы за ним не последовала и кукольник ушёл вдаль по дороге без девушки. С учётом того как он эту девушку в сказке представлял, наверно, это его не сильно расстроило. В сказке он себя и зрителя уже подготовил к тому, что не сильно то и надо ему жениться, а надо просто убивать ведьм даже если они и похожи на обычных женщин.
Хотя сказка, вроде как, поставлена женщиной, но положительные женские образы не представлены, матери отсутствуют, пожилая женщина, приятной наружности, представлена в роли ведьмы, которой отрубили голову, принцесса лишена женской мягкости, стыдливости, сострадательности, нежности и имеет полностью грубое и неприятное поведение до последних кадров фильма.
Женщина-ведьма и принцесса отрицательные персонажи, им не противопоставлен положительный женский образ.
Женщина ведьма показана дважды. Сначала ей отрубили голову, но из кочана капусты она как-то голову восстановила и показана второй раз в милой кухоньке, где на белой полочке в белых бвночках расставлены её смертоносные приправы. У неё есть летательный аппарат, не ступа, а пылесос. В общем, показана обычная женщина в обычной квартире, но ведьма. Так сказать юный зритель должен знать, что ведьмы они практически рядом. В этом сказочном городе к женщинам вообще относились очень настороженно, мужчины предпочитали держаться поближе друг к другу, наверно, боялись, что их заколдуют).
Мужские персонажи, кстати, тоже вряд ли можно назвать достойными. Сам кукольник-солдат меланхоличный алкаш, склонный к кутежам, он никому ни в чём не помог на протяжении всего фильма. Король врун, который с выгодой хочет спихнуть дочь кому угодно, лишь бы поправить дела во дворце. Присвоил себе золотое дерево, подаренное солдатом, а солдата в итоге хочет казнить. Юноша с розой и соловьём этакий влюблённый инфантил, которому абсолютно всё равно кого любить. Он с лёгкостью отдаёт принцессу солдату и говорит, что будет искать новую любовь. То есть его любовь не глубокое настоящее чувство.
Чему эта сказка должна научить юного зрителя? Что вам в этой сказке нравится и почему вы советуете её к просмотру? Может я что-то пропустила?
Мужчины в этой сказке показаны, как алкаголики, бездумные транжиры, вруны, хапуги, инфантильные мечтатели, не способные ни к любви, ни к воспитанию детей. Царь, как руководитель королевства, вообще никакой.
Последние кадры картины, когда меланхоличный кукольник идёт куда-то вдаль, оставляет грустное чувство.
Вообще у этой сказки очень унылый и НЕ жизнеутверждающий сюжет.


Рецензии