Исповедное РЗ
– Точнее, разговор двух ДОТОГО – дорогих товарищей – господ. Ну и разговорное зрелище, раз уж на общее обозрение. Пришло время исповедоваться нам друг перед другом. Так думаю. – Перед священником исповедуются, забыл, что ли? – Помню, но исповедь – это не только признание своих грехов перед священником, но и рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах. Мы, вроде бы, образованные люди и возраст у нас солидный, пора нам быть полезными молодым людям, - помочь им разбираться в окружающем лучше. Сам знаешь, не сразу мы «мудрецами» стали. – Не много ли возьмём на себя? Все плывут в потоке информации по – своему: кто по течению, кто – против, кто к истине – на другой берег – берёт наискосок. – Это верно, кто – то сидит на берегу, «подкармливает и ловит рыбку». И всё же наш исповедальный разговор будет полезным. Хотя бы и от противного. – Убедил. – Читал в последнем номере газеты «АиФ» статью «Возможна ли объективная оценка истории?» - Нет, но я без неё знаю, что нет. Истории пишут победители или тайно стремящиеся к победе сообщества людей. – В ней Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сообщил, что история – очень удобная почва для идеологических спекуляций, создания выгодных мифов… Он по должности значимый человек. Он призывает к тому, чтобы верующие в Бога и атеисты, художники и не художники, консерваторы и либералы, - все жили мирно в своей стране и заботились о целостности общества. Призывал не лгать. – А ты о чём хотел сказать? – Мне кажется, что настоящую эпоху можно назвать эпохой неучей – учителей. Что я имею ввиду? Мало образованные люди, не имеющие понятия о предмете ПОЛИТЭКОНОМЯ, учат имеющих это понятие тому, как надо понимать внешнюю и внутреннюю экономику – политику. – Я это давно это заметил, слушая разные ток – шоу, но не решался вслух сказать об этом. Ф. М. Достоевского вспоминал при этом. Его роман «Братья Карамазовы». И постулат: «Практика без теории мертва. Теория без практики – тоже». Короче: интеллигенция и народ. Достоевский на вопрос: «А судьи кто?» отвечал, что суд народа – суд Божий». Народ молчит, но, когда его спрашивают, отвечает по высшей правде. Точной формулировки понятия НАРОДНАЯ ПРАВДА он не давал. Для него это обобщающий символ, включающий в себя и стремление к братству, и веру в Христа, и поиск высших ценностей, и крепость семейных уз, и трудовую заботу о земле, и нравственные устои и принципы в отношениях между людьми, - то есть жажду идеального мироустройства. Народный идеал ещё не осуществлённая реальность, а только как бы социально – психологическая возможность, некая ориентация народного сознания… Народ почти всегда прав в основном начале своих чувств, желаний и стремлений, но дороги его во многом иногда неверные, ошибочны и, что главнее всего, форма народных идеалов часто противоречит тому, к чему народ стремится. – Ну вот, и теперь народ учит интеллигенцию. Это нормально. – Достоевский выделяет прежде всего «страстное стремление к истине, глубокое недовольство действительностью». – Вот откуда современная критика растёт! Народ критикует сам себя сильнее, чем самые злобные диссиденты. – Ответ: «Если Белинский говорил о необходимости для каждого жизнеспособного народа сознания своих недостатков, которое даёт ему новые силы, то Достоевский говорил уже о способности к самоосуждению как факте, имеющемся у русского народа. В кризисные минуты в русском народе возникает некий порыв к просветлению, к проникновению в собственную душу и в душу другого. И это просветление приводит к восстановлению попранных и забытых идеалов: в восстановление своё русский человек уходит с самым огромным и серьёзным усилием, а на отрицательное прошлое движение своё смотрит с презрением к самому себе. Достоевский сознавал, что в руках народа – ключи к будущему и он скажет о нём своё веское слово, правду народную, которая изменит мир». Это я взял из книги «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского». 1982 год издания, 50000 экз. Автора не буду называть, может быть он уже перестроился в отношении к роману. Но скажу, что он литературный критик высшего уровня. И философ, судя по книге. Есть другая, новая проблема: «карамазовщина» нашего времени. Скажу о ней кратко. Становление или восстановление капитализма рождает это явление закономерно. Прочитай роман и эту книгу и после этого поговорим, по существу. Приведу одну цитату: «В условиях антагонистической структуры пореформенной России (время действия романа) эта жажда жизни ведёт – через карамазовское сладострастие и «силу низости карамазовской» - к отрицанию гуманистического начала в человеке и в конечном счёте к отрицанию жизни… Таким образом, карамазовская сила жизни в определённых социальных условиях превращается в «карамазовщину», образ, символизирующий, по мысли писателя, главную опасность для России в её историческом развитии…» - Читал я когда – то этот роман, но тогда у нас был социализм и все эти ужастики мы пропускали мимо ушей. Прочитаю, глядя на суть его с другой точки зрения. – Правильно поступишь. В. Лоб.
Рецензии
Да, историю сначала пишут победители, а потом ее объективно пишут историки, по прошествию поколений. И такая история более менее правдива.
Исповедь - вещь важная, сильная. А в "Братьях Карамазовых" представлен зрелый, состоявшийся Достоевский. Потому, этот роман из его творчества - наиболее сильный.
Владимир, спасибо большое. Интересно написали.
Прекрасной субботы Вам. Удач и успехов.
С уважением,
Игорь Ко Орлов 21.10.2017 14:19
Заявить о нарушении