Варвара-краса, длинная коса

СКАЗКИ МОЕГО ДЕТСТВА.
ВАРВАРА-КРАСА, ДЛИННАЯ КОСА.
Рецензия на фильм 1969г

Фильм сказку ” Варвара-краса, длинная коса” в детстве очень любила, наверно, за яркие краски и необыкновенно сказочную атмосфере, но, пересмотрев её недавно, сильно разочаровалась. Хотелось вернуть несколько минут радостного детства, но, вдруг, увидела в этой сказке совсем не то, что ожидала увидеть по своим воспоминаниям.
Из плюсов следует отметить, что в фильме представлен хорошо выраженный положительный герой, Андрей, рыбацкий сын, он наделён такими качествами, как смелость, благородство, воспитанность, доброта, трудолюбие, ум, человеческая благородная красота. Его избранница “с того света”, тоже очень красива, естественной человеческой красотой,скромно одета, жаль только, что Варвара, при таком наборе положительных качеств, в простонародном понимании ведьма, а в современном, что-то типа зомби.
При внимательном просмотре увидела в фильме некоторые деструктивные тенденции и несоответствие современному политическому моменту.
Начало сказки, до титров, милая старушка-сказочница повествует о некотором царстве. Очень сказочно показано царство. Много нарядных весёлых людей, ощущение праздника.
Царь Еремей, озабочен подсчётом своих богатств. Он даже забавно хочет подсчитать ступеньки на высоком крыльце. Для этого с крыльца сталкивается не молодой слуга. Тот проезжает “на пятой точке” по лестнице, крупно показано его лицо, ему больно. Все кругом заливисто и долго смеются, особенно подробно показывают смех многочисленных детей. Вывод для ребёнка – оскорбить и унизить пожилого человека это смешно и забавно. Далее царь долго и прилюдно ссорится со своей женой царицей. Все опять смеются. Вывод для ребенка- прилюдные семейные ссоры это приемлемо и нормально, даже царь с царицей сорятся.
Далее идут титры. В титрах царь в самом начале, царица в самом конце. Мелочь вроде, но почему в титрах не поставить их рядом?
Далее…царь в течении года подсчитывает свои богатства. Когда он пытается попить воду из лесного колодца в бороду ему вцепляется представитель нечистой силы-водяной. Царь, в обмен за освобождение, даёт ему царское слово отдать то, что он в своём царстве не знает. Знает он всё, кроме того, что у царицы, в его отсутствие??? в течении года, родился сын. Он бросил беременную жену, по сюжету он вроде как о беременности жены не знал, но все-таки в сознании мальчиков, которые смотрят фильм, отложится, что в период беременности жену можно и бросить, а так же, что женщины могут быть неверны. Царь и царица не показаны, как семья. Между ними не показано ни каких душевных, тёплых, семейных отношений. Ни одного взгляда, ни одного слова любви между царём и царицей. Показано их неуважение друг к другу, что для ребёнка видеть вредно.
Далее…по наущению священнослужителя,крайне внешне и морально неприятного, царь решает подменить ребёнка, чтобы отдать нечистой силе чужого, а своего??? утаить. Все эти подмены новорожденных в царской семье, конечно, вызовут подсознательном недоверие к власти и священнослужителям. Допустим, что это тогда было в русле политики партии, но сейчас уже такая постановка вопроса не кажется правильной.
В подмене ребёнка участвует жена священнослужителя, тоесть недоверие к работникам религии усиливается. У неё есть немного совести, но совсем немного. Внешне служители религии неприятные. В конце фильма, когда Варвара, гладко причёсанная и красивая вылезла “с того света”, попадья жутко всклоченная и ужасная имеет с ней явное противопоставление.
Подмена не удалась, но царь этого не знает. Считается сына не своим, воспитанием его не занимается. Воспитанием царевича занимается мать. Она воспитывает в царевиче все отрицательные качества, которые только могут быть в мужчине. Он избалованный, изнеженный, лживый, грубый, трусливый….всего не перечислить. Мать не заложила в сыне ни одного положительного качества. Полная дискриминация материнского воспитания.
Отец больше занимается рыбацком сыном, которого он считает своим. Этот юноша полностью положительный герой. Полное противопоставление материнского и отцовского воспитания, которые должны дополнять друг друга, а не противопоставляться.
У водяного, с которым повстречался царь, тем временем подрастает дочь. Девушка-колдунья, дочь нечистой силы, необыкновенно красива и приятна. Её воспитанием занимается старушка-утопленница. Да, именно утопленница, покончившая жизнь суицидом, представлена как наилучшая воспитательница и наставница молодой девушки. Старушка так приятна, что и суицид станет для ребёнка, который смотрит этот фильм, вполне приемлемым явлением. Ну покончила с собой, утопилась, но вот всё-таки не плохо устроилась, даже лучше чем при жизни. Дожила до старости в царском подводном дворце и в поступке своём не раскаялась.
Старушка учит Варвару вязать, у девушки ничего не получается, но с помощью колдовства она легко создаёт большой и красивый ковёр. Варвара вроде как и хочет научиться вязать, но колдовство все-таки удаётся ей намного лучше, а старушка её колдовство хвалит, неодобрительно отзывается о живых людях на земле, которые колдовства не любят. Старушка-утопленница вспоминает только своего Василька, о родственниках, друзьях, подругах, которым ее поступок нанес сильную душевную боль ни слова. Таким образом, зрителю показана несколько однобокая картина мира, где приоритетны только межполовые отношения, а все многообразие человеческих отношений не имеет цены, понятие греха самоубийства не рассматривается. Даже вернее сказать – это грехом не представлено.
У Варвары нет матери и она даже не упоминается. Конечно, представить её, так называемого папашу, с какой-то женщиной трудно, но все-таки она ведь заявлена, в этом фильме, как дочь.
Конечно, возникает вопрос где мать Варвары, можно предположить, что она тоже утопленница, раз все кругом утопленники. Бррр….
Варвара создаёт ковер для утопленников-пиратов, которые на службе у её мохнатого папаши. Пираты представлены очень забавно, они поют и танцуют. Они показаны так, что их разбойные дела не осуждаются, а представлены забавно и весело.. Разбойникам, очень красивая девушка Варвара, дарит ковёр, таким образом преступления поощряются.
Варвара, по внешности очень похожа на панночку из фильма Вий, но в отличии от панночки, она просто хочет любви живого человека. Хочет вырваться к людям с того света. И ей это удаётся. Обставлено это все очень романтично, но по сути жутковато.
Она встречается с главным положительным героем, сыном рыбака и он мгновенно влюбляется в колдунью. Она превращается то в мышку, то в белку, то в птиц с человеческим лицом, но это все юношу не пугает. Молодой человек влюбляется в девушку ” с того света” и это представлено очень романтично. За что он её полюбил непонятно, выходит за то, что она представительница потусторонних тёмных сил.
Белые березки, распускающиеся цветы, цветастые сарафаны, народные песни, милые старушки, красивые актеры, захватывающий сюжет-все это позволило проглотить горькую пилюлю в сладкой обёртке.
Могу сказать, что эта Варвара самое трогательное зомби нашего кинематографа и выход нечистой силы к людям обставлен очень романтично и душевно.
Для, ребёнка в этом фильме смешивается понятие жизнь и смерть. Его учат не боятся смерти, а в образе девушки “с того света” смерть даже полюбить.
В фильме показано полное неуважение детей к родителям (Андрей, царский сын, Варвара, дочь водяного). Дети не слушают родителей. Водяной все время называет Варвару “непокорная дочь”, а толстый царевич, ждёт не дождется смерти царя.
Все взрослые персонажи, за исключением Андрея, рыбацкого сына-отрицательные. Рыбак,отец Андрея не показан, мать представлена мельком. Можно предположить, что они положительные персонажи, но только предположить.
Помню как этот фильм показывали в кинотеатре, во времена моего детства, зал был переполнен. Некоторые дети, и я в том числе, ходили на него по нескольку раз. Бедные наши детские головки, как они это все вынесли. И как это вынесут современные детишки? И чему этот фильм их научит?
-Про что фильм, спрашивала меня бабушка. А когда я ей рассказывала, то она крестилась). Тогда я ее не понимала, а теперь очень даже понимаю.
Родится у этой Варвары ребеночек, а ну как будет он походить на её папашу).


Рецензии
Вообще-то это заурядное брюзжание. Не пишу, что старческое, дабы не обидеть.
Присматривать за собою надобно.
Помните хазановское: "Вдруг из маминой из спальни хромоногий и кривой выбегает... вдруг начальник и бежит к себе домой". Вот и у Вас такой же "Мойдодыр" получился.
С уважением.

Виктор Еремин   02.07.2020 07:48     Заявить о нарушении
Ох уж эти мужчинвы, везде им спальня представляется)

Наталья Умкина   02.07.2020 07:59   Заявить о нарушении
Вы правы! Нечего с умными цитатами к блондинкам лезть.

Виктор Еремин   02.07.2020 12:33   Заявить о нарушении
Виктор, но вы лично как думает, это нормально показывать детям, как, буквально с того света, выходит дочь козла и утопленницы и еще живого мужчину себе находит для любви. Слово коса здесь приобретает уже более интересное значение.
Вот вы считает, что такая сказка позитивная,полезная для детей? Там ещё утопленницу показали в роли воспитательницы, да много чего неоднозначного показали.Сюжет лихо, конечно, закручен. Мне кажется у этого Роу был отец ирландец, на западе вообще всяких ведьм боялись или почитали до такой степени, что даже над ними суды были. Может Роу историю своей страны так рассказывает? Ну не могу я понять откуда в голове у мужчины может родиться такая фантазия.

Наталья Умкина   02.07.2020 17:23   Заявить о нарушении
Уважаемая Наталья!
Вы втягиваете меня в долгий разговор, в то время как я давно уже написал и опубликовал ответ на Ваши вопросы и озабоченности. В Вводном слове (От автора) к книге "100 великих сказочников". М.:Вече, 2018.
С согласия издательства текст я разместил на Прозе.ру.
Так что зайдя на мою страничку, Вы сможете ознакомиться с мои подробным ответом.
Одно только должен добавить: Вы далеко не первая и, думаю, не последняя задаете вопросы о нравственной стороне той или иной сказки. Кратко ответ звучит так: сказки сочинялись не для детей, но исключительно для взрослых. Для детей их стали переделывать, а потом и сочинять только начиная с 18 века.
Не стоит винить киношников за родимые пятна шедевров народного творчества, каковым является сказка "Варвара-краса..."
С уважением

Виктор Еремин   02.07.2020 17:45   Заявить о нарушении
Эта сказка не является народным творчеством, а является творчеством вполне определенного человека и сочинялась она не в 18 веке,а совсем не так давно и оплачивалась эта сказка из налогов советских людей и моих родителей в том числе, поэтому я имею право о ней поразмышлять на досуге.

Наталья Умкина   02.07.2020 17:56   Заявить о нарушении
Главный недостаток фильма - его название. "Длинная коса"! Ни поэзии никакой, ни русской старины. "Долгая коса" - совсем бы другое дело. Извините!

Михаил Струнников   08.06.2021 15:50   Заявить о нарушении
«Длинная коса» очень логична по сюжету. С того света выходят именно с «длинной косой», чем более она длинная тем более качественная. Выкашивает все на большие расстояния.

Наталья Умкина   08.01.2022 10:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.