О фильме Тимур и его команда. 1976 г

Фильм режиссёров Александра Бланка и Сергея Линкова «Тимур и его команда» (1976 г.) в целом оставил очень хорошее впечатление. Он приключенческий, весьма интересный, точно передаёт атмосферу предвоенных лет, когда уже чувствовалось, что войны с Германией не избежать. Всё там есть: романтика, славный отряд тимуровцев, штаб на чердаке, верная дружба и взаимовыручка.
Однако в кинокартине присутствуют моменты, которые кажутся мне странными. На них-то я и хочу остановиться.

Прежде всего: фильм снят «по мотивам произведений Аркадия Гайдара». Это означает, что создатели киноверсии ушли от одноимённой повести ой, как далеко, нагромоздили столько всего нового, что гайдаровский сюжет просматривается лишь  наполовину. Всё остальное – фантазии кинорежиссёров из 70-х годов 20 века.
Сразу же бросается в глаза то, что и ребята, и взрослые в фильме одеты абсолютно не по моде 1940 года (можно сравнить одежду персонажей с первым, классическим, фильмом, вышедшим как раз в 1940 году). Здесь же у девочки Жени сарафанчик и плащ – явно пошиты по моде 70-х годов! Взрослая молодёжь тоже одета весьма красиво и современно, а совсем не простенько и скромненько, как до войны. Я понимаю: создатели фильма желали, чтобы ребятам-зрителям одежда и внешний вид героев фильма нравились и были близки, но не до такой же степени искажать исторические реалии!

Я обнаружила в фильме очень много моментов подготовки молодёжи к службе в армии и к будущей войне с фашизмом – в частности. Вожак пионерской команды Тимур и его ребята всё время прыгают с парашютной вышки, занимаются стрельбой в тире, разучивают приёмы рукопашного боя, сидят на своём чердаке в противогазах. Все эти увлекательные занятия как-то оттесняют на задний план главное дело тимуровской команды – помощь семьям красноармейцев, престарелым людям, детям. Конечно, сцены тайной и быстрой укладки дров или наполнения бочки с водой сняты очень динамично, весело, захватывающе, но на них всё-таки не делается основной упор. Военные тренировки или драка с «квакинцами» создателям фильма кажутся куда интереснее.
Не впечатлила меня и сцена в саду. В повести Гайдара, а также в старом фильме этот эпизод – один из центральных. А тут всё получилось быстро, мимоходом, да и не совсем честно со стороны тимуровцев. Вместо открытого противостояния компании Мишки Квакина, пришедшей поворовать яблочки, тимуровцами применены «военные хитрости»: переодевание, взятие на испуг, внезапное спрыгивание с деревьев и т.п. Негероично как-то. Разочаровывает…

Нарочито морализаторским кажется мне и явственное сравнение главных дел двух команд. У Тимура ребята заняты полезными и интересными делами, благородной помощью людям, а компания Мишки Квакина в каких-то старинных развалинах  бездельничает, курит, картёжничает,  устраивает дурацкие игры. Им скучно, но почему-то в фильме этих хулиганов-лоботрясов на удивление много. Вроде, и мальчишки-то на вид нормальные, а поди ж ты, связались со шпаной…
Кстати, объективно Мишка Квакин получился очень симпатичным подростком. Даже непонятно, зачем Мишке, такому ироничному, вполне воспитанному и далеко не глупому понадобилось строить из себя хулигана? Мне всё время казалось, что ему и не хочется совершать плохие поступки, но он безобразничает, организует драки и налёты на яблочные сады исключительно в пику Тимуру. Соперничество, как говорится. Ведь организаторские способности у Квакина тоже неплохи.  При этом создатели фильма несколько раз подчёркивают, что Мишка, хоть и хулиган, но всё равно свой, советский паренёк, и «если завтра война», то он встанет на защиту родной земли рядом с Тимуром. Ведь он вместе со всеми смотрит в летнем кинотеатре кинохронику о начале Второй мировой войны в Европе и болеет, конечно же, не за фашистов. А когда они с Тимуром соревнуются в стрельбе, ясно, что ребята на самом деле никакие не враги – им бы действовать вместе…  И даже самый противный гайдаровский персонаж Фигура в фильме не так уж плох: просто туповат, мешковат и наивен.
 
Сам Тимур показался мне недостаточно жёстким по характеру. Есть в нём что-то мягкое, лирическое. Не зря же он к месту и не к месту читает стихи наизусть: то «Вересковый мёд» Стивенсона, то «Мцыри» Лермонтова. К чему это – неясно. Утешает лишь то, что поступки он совершает «гайдаровские». И такой герой очень нравится девчонкам, а мальчишки готовы идти за ним в огонь и в воду – ведь Тимур выдумывает массу необычных, увлекательных, таинственных и ПОЛЕЗНЫХ дел в форме игры, да к тому же, умеет всё это прекрасно организовать.
Кстати, я заметила, что создатели фильма  очень неравнодушны к стихам. Это явное веяние шестидесятых и семидесятых годов, когда поэты Роберт, Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина собирали стадионы почитателей их поэзии… А в фильме Женя рассказывает  стихи о гражданской войне на какой-то семейной вечеринке. Потом её сестра Оля забредает в студенческое общежитие, где ребята-студенты опять же декламируют стихи, ну словно бы в эпоху  физиков и лириков. И гитара присутствует, как основной атрибут авторской песни. Я даже Булата Окуджаву вспомнила.  Словом, не даёт режиссёрам покоя современность и модная в 70-ые годы героическая поэзия о романтике революции и гражданской войны. Это мы сейчас знаем, что было в те дальние годы больше крови и ужаса, чем романтики…

Я уже упоминала, что в фильме очень сильно предчувствие войны. Мы смотрим на лица парней, танцующих в парке с девушками, и щемящая мысль о том, что эти молодые ребята вскоре первыми примут на себя удар фашистской армады и почти все погибнут, не даёт ощутить полную идиллию текущего момента. А кому-то из команды Тимура скоро стукнет 14 и даже 15 лет, и это значит, что они тоже успеют повоевать… Это взгляд из будущего, о котором, конечно же, не мог знать Аркадий Гайдар.
Короче говоря, фильм «Тимур и его команда» нестандартный и непривычный для тех, кто хорошо знаком с повестью Аркадия Петровича Гайдара. Так что я рекомендую его посмотреть и насладиться атмосферой романтики и патриотизма мальчишек и девчонок предвоенного поколения.


Рецензии
Интересно будет посмотреть, я даже про этот фильм не знала.
Усехов в Вашем творчестве.
Наталья

Наталья Умкина   19.10.2017 20:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья! Конечно, посмотрите. Занимательно очень.

Шестакова Елена Аркадьевна   19.10.2017 23:17   Заявить о нарушении
"Неуловимые мстители" 1966 и "Место встречи изменить нельзя"1979, чем отличаются от Тимура и его команды? Тимур и стрела Амура-фантастика того ластика, что начала гостья из будущего, поняв своё прошлое. Нам всем очень облегчили задачу, Елена, так как мы родились в эпоху книг, как чёрно-белое кино ставшее цветным фильмом, зебру превратили в тигра-месть и масть=место.
Нужна лояльная логика того лавирования как учило СССР, раз союз не рушимый и пионер шёл в пути Венеры, поняв путаницу солнца с луной, Сталина и Ленина.

Даша Новая   23.02.2023 09:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.