Оружие бога Главы 17-18

                Глава 17


        – Вам не нужно ехать к канцлеру, – сказал мне невысокий, но крепкий на вид мужчина лет тридцати, представившийся кавалером Талем Бартоком. – Я привёз всё, что нужно.
        – Вы не из свиты прежнего посланника зака Орена Бруза? – спросил я.
        – Да, я приехал с заком из Алура, – подтвердил он. – Отвезу вас, светлый, и помогу, пока не освоитесь. Потом найдёте кого-нибудь другого. При дворе короля Борна многие знают наш язык, но вам всё-таки нужно...
        Я попросил жену записать мне из памяти кавалера язык королевства Дашнар, и он застыл, не окончив фразу. Жена слиплась с нами обоими, и через десять минут я уже умел говорить по-дашнарски не хуже Таля.
        – Выучу, – сказал я. – Прислали только вас? Я думал, что будет хоть один гонец.
        – Я нанял двоих, – ответил Таль, – просто не стал сюда вести. Какая у вас свита?
        – Только двое охранников и один нанятый мной гонец, – ответил я. – Были ещё слуги, но их сегодня рассчитали.
        – В Зарбе безопасно, а в Дашнаре можно нарваться на разбойников, – сказал кавалер. – Но дополнительную охрану лучше нанять в последнем нашем городе на тракте – Морее. Проводят нас до Алура и вернутся. Возьмите эти бумаги.
        – Что здесь? – спросил я, взяв в руки большой пакет.
        – Ваша грамота посланника и письмо канцлера, – ответил он. – Ещё есть описание окружения короля Борна, составленное Ореном Брузом. Золото в этой сумке. Здесь только две тысячи, но вам дали бумагу на пять в купеческий дом Бертов. Наши посланники пользуются гостеприимством короля Борна, поэтому вам не придётся тратиться на покупку дома. Когда мы выедем? Обед не скоро, поэтому лучше его не ждать, а поесть в одном из трактиров на тракте. Их много поблизости от столицы.
        – Подождите нас возле конюшни, – сказал я. – Заодно предупредите конюха, чтобы подготовил лошадей для нас и для слуг. Мы простимся с заком, это не займёт много времени.
        Вещи были собраны, а мы уже переоделись в дорожную одежду, поэтому быстро простились с Барком и его дочерью и в сопровождении несущих сумки слуг вышли во двор. Бар со Стелой закрепили свои дорожные сумки на лошадях и занялись нашими. Присланный Логаром гонец уже сидел на своём жеребце. Это был рослый, уже немолодой мужчина с меченным шрамом лицом. Вчера он представился как Ольг Дабер. Когда закончили с нашими вещами, направились к воротам.
        – Где ваши гонцы? – спросил я кавалера.
        – Они присоединятся позже, – ответил он. – Вы меня удивили, светлый. Не думал, что княгиня отправится в такой дальний путь в седле! Было бы намного проще взять карету.
        – Посмотрим, – отозвался я, – может, ещё и возьмём. Сколько городов будет на нашем пути? Я спрашиваю только о городах Зарбы.
        – Шесть, – после небольшой заминки ответил Таль, – и три города Дашнара.
        Скачек по столице не устраивали и через полчаса выехали из неё на северный тракт. Возле первого встреченного трактира к нам присоединились два всадника. Они были в потёртой кожаной одежде, но хорошо вооружены, да и кони не сильно уступали нашим. Когда остановились обедать, я узнал, что одного из них зовут Валь Кам, а другого – Борд Маррой. Оба зарабатывали наёмничеством и имели рекомендации столичной гильдии, поэтому им можно было доверять.
        Наше путешествие до пограничного Морея было донельзя скучным. Останавливались только для еды и сна в придорожных трактирах, а остальное время ехали рысью, время от времени переводя лошадей на шаг. Я предложил Лере взять карету, но она отказалась. Погода стояла тёплая, без дождей, поэтому я не стал настаивать.
        Морей оказался небольшим городком с одним-единственным трактиром.
        – Пообедаем, а потом я узнаю у хозяина, есть ли наёмники, – сказал мне Таль. – Обычно они снимают жильё у горожан, а сюда приходят пить брагу и ждать нанимателей.
        В застольной никого не было, и нас быстро обслужили. Готовили здесь посредственно, поэтому мы не засиделись с обедом.
        – Наёмников сейчас нет, – с досадой сказал вернувшийся от трактирщика кавалер. – Были трое, но их вчера кто-то нанял. Возможно, удастся договориться с постояльцами трактира. Хозяин сказал, что это нерцы. Экономят на всём и вчера продали заводных лошадей, поэтому он считает, что они на мели.
        – Сколько их? – спросил я.
        – Трое. Для охраны вполне достаточно, а брать больше опасно. Если это беглецы с Неру, да ещё без средств, они могут не ограничиться нашей оплатой.
        – Может, тогда не связываться? – предложил я. – Нас семеро, не считая моей жены, которая неплохо управляется с луком. На месте разбойников я не стал бы рисковать.
        «Тебе мало одного раза? – рассердилась Лера. – Если их будет больше десятка и ударят стрелами... А нерцев я проверю, только это нужно делать здесь, а не в седле».
        – Предпочитаю не рисковать, – сказал Таль. – Давайте я с ними поговорю, а потом, если примут предложение, приведу сюда. Тогда и решим.
        Я согласился, и он в сопровождении трактирщика поднялся на второй этаж, к комнатам постояльцев. Минут через десять они вернулись в застольную уже в компании трёх молодых мужчин. Может, эти нерцы и сидели без денег, но я не увидел на их лицах радости из-за возможности заработать, скорее, на них было недовольство.
        – Они требуют по сто золотых, – зло сказал кавалер. – За меньшую плату не наймутся. Обычно за такую охрану платили в три раза меньше!
        – И с чем связана такая цена? – проигнорировав удивление Таля, спросил я у нерцев на языке королевства Дашнар. – До Алура ехать только два дня, и мы оплачиваем ваши расходы. На обратную дорогу потратите ерунду, а разбойники наверняка не нападут на такой отряд.
        – Мы не для того уехали из Дашнара, чтобы в него возвращаться! – ответил нерец со шрамом на лбу. – И потом это на вас не нападут, а на нас, когда поедем обратно?
        «Они боятся, – слиплась со мной жена. – Уверены, что Дашнар скоро постигнет участь королевства Неру. Но эти не предадут, так что можно безбоязненно нанимать. Предложи им по пятьдесят золотых. Я сделаю так, что они согласятся».
        – Моё последнее слово – полсотни золотых! – сказал я, сделав паузу, чтобы дать Лере время для работы. – Если вас это не устраивает, наймём кого-нибудь другого.
        – Мы согласны, – переглянувшись со спутниками, ответил меченный шрамом нерец. – Половину заплатите сразу, а остальное – когда подъедем к столице. Меня можете звать Владом, а их – Маром и Ташем. Мы уже обедали, поэтому не задержим.
        Они вернулись в свои комнаты за вещами, а потом взяли у меня золото, рассчитались с трактирщиком и вместе с нами пошли к конюшне. Наши лошади были осёдланы, а своих нерцы седлали сами, не дожидаясь, когда это сделает конюх. После этого выехали со двора трактира и через десять минут были на тракте. Наши новые охранники держались в хвосте кавалькады, пока я не подозвал Влада.
        – Расскажи о вашей войне, – попросил я подъехавшего нерца. – Нам будет интересно послушать, а за разговором и дорога короче. Ты в ней участвовал?
        – Только в мелких стычках, – без охоты ответил он. – В больших сражениях не был, иначе вряд ли выжил бы. Вступил в армию короля, которая должна была защищать столицу, но до нас дело не дошло. Первой пустили в бой панцирную конницу, а когда ракшаны её уничтожили, все бросились бежать. Горцы оказались предусмотрительными и устроили засады на тракте. Из бежавших мало кто ушёл, мне тогда повезло.
        – Что они за люди? – спросил я. – И расскажи, что знаешь, об их колдовстве.
        – Дикари! – с презрением сказал Влад. – Одежду шьют из козьих шкур и никогда не стригутся. Волосы у них длиннее, чем у наших женщин. Нормальных доспехов ни у кого не было, просто нашивали на кожу железные или даже медные пластины. Сейчас-то они будут в броне. Хорошие лучники и неплохо владеют копьями, но мечники из них никудышные. А колдовство... Сам я его не видел, только кое-что слышал. Когда погибла кавалерия, ничего не увидели из-за пыли и самих всадников. Они неслись всесокрушающей лавиной, а потом разом повалились на землю вместе с лошадьми. Не было слышно ни криков, ни конского ржания, а ракшаны стояли слишком далеко, да и пыль ещё не улеглась. А  потом я бежал вместе со всеми и назад уже не смотрел.
        – А что говорят?
        – Разное, – помолчав, ответил он. – Те, кому можно верить, утверждают, что колдун – это вождь ракшанов Парк из клана Мартов. В сражениях он всегда выходил навстречу вражескому войску, оставляя своих воинов за спиной. И когда горцы осаждали города, он один подходил к городским стенам, и защитники сразу же умирали. Если его убить...
        – Почему ты думаешь, что он нападёт на Дашнар? – спросил я. – Вы ведь поэтому оттуда уехали?
        – Нападёт король Борн, – мрачно сказал Влад. – Горцы тоже напали бы, но не сейчас, а когда укрепятся в Неру. Он хочет опередить их и собирает большую армию.
        – А сколько этих горцев? – спросила Лера.
        – В армии было две или три тысячи бойцов, – ответил он, – а сколько их всего, этого вам, госпожа, никто не скажет.
        Нерец ответил на несколько вопросов и присоединился к своим приятелям. У меня испортилось настроение из-за его рассказа, да и у спутников не было желания общаться, поэтому дальше ехали молча. На ночлег остановились в небольшом трактире.
        – У меня не хватит комнат, – сказал его хозяин. – Сегодня вселился господин со слугой и наёмниками, да вас вон сколько! В трактире остались две свободные комнаты для четверых. Можно переночевать на сеновале или уехать в деревню.
        Одну комнату заняли мы с женой, а другую – Таль Барток. Остальные после ужина отправились на сеновал.
        – Зря отказалась от кареты, – сказал я Лере, когда после еды поднялись в свою комнату. – Ты так устаёшь от дороги, что сразу же засыпаешь, стоит только лечь в кровать. А когда ехали в Актанар, не было такой усталости и мы по полночи занимались любовью.
        – Дело не только в усталости, – отозвалась она. – Я боюсь, Сар! Ты принял предложение королевы, а мне чем дальше, тем больше не нравится эта поездка. Я с радостью уехала бы с тобой в какой-нибудь небольшой город. Купили бы в нём дом...
        – И чем мне заниматься, кроме любви? – спросил я. – И потом домик в глуши – это не гарантия безопасности. Чем ниже твоё положение, тем больше найдётся тех, кто захочет тебя использовать. И не всегда помогут деньги. Пойми, что за счастье надо бороться. И не нужно бояться моего назначения. Если дела в Дашнаре пойдут плохо, мы просто оттуда уедем, как уехал прежний посланник.
        – Опять будешь читать записки Орена Бруза?
        – Нет, я уже выучил их наизусть. Лучше сегодня пораньше лечь спать. Интересно, не тот ли дворянин здесь остановился, который перехватил наёмников в Морее?
        Когда утром спустились в застольную, там уже сидел пожилой господин, видимо, тот самый постоялец, о котором говорил трактирщик.
        – Зак Эбер Харт из Форта! – встав из-за стола, представился он.
        Я назвал себя и жену и получил приглашение позавтракать вместе.
        – Садитесь за мой стол, светлые, – сказал Эбер. – поедим, а заодно поговорим. У меня есть к вам предложение.
        Я не стал отказываться, и мы позавтракали втроём, после чего состоялся интересный разговор. Других постояльцев пока не было, поэтому нам никто не мешал.
        – Я узнал у трактирщика, что вы едете в нашу столицу, – сказал зак. – Предлагаю себя в попутчики до Форта. Я две декады был в  Зарбе и не знал о захвате Неру, иначе заранее озаботился бы охраной. Услышал уже в Морее, но смог найти только трёх наёмников. Со мной и слугой нас только пятеро, а этого слишком мало. Вас тоже немного, так что мы не будем лишними.
        – А как безопасность дороги связана с войной в Неру? – не понял я.
        – Разве вам не сказал хозяин? – удивился он. – Мне он долго плакался.
        – Мы поздно приехали и почти не разговаривали, а сегодня его не видели, – сказала Лера. – А что случилось?
        – Вчера, незадолго до нашего приезда, в его трактир завернула компания из десяти вооружённых до зубов мужчин, – начал рассказывать Эбер. – Заказали обед, поели и отказались платить. Мало того, они потребовали наполнить продуктами седельные сумки. Трактирщик попробовал возмутиться, но ему дали по шее и пригрозили ограбить и спалить заведение. Приехавшие были нерцами. Я думаю, что не все солдаты короля Адоя и княжеские дружинники погибли в сражениях. Горцы перекрыли тракты, но границу можно перейти и в других местах. Это тяжело, но сильные мужчины...
        – Мы их не встречали, – озабоченно сказал я.
        – Мы – тоже, поэтому я думаю, что они ушли с тракта или остановились на отдых в лесу. Вряд ли у беглецов много золота, но у них есть оружие. И если таких сейчас много... Они не станут разбойничать в Зарбе, но здесь, на окраинах Дашнара...
        – Вы убедили меня, – согласился я. – Конечно же, поедем вместе: это будет безопасней.
        В застольную спустился Таль. Я представил его заку и коротко пересказал кавалеру содержание нашего разговора.
        – У вас договор с наёмниками только до Форта? – спросил он Эбера, получил утвердительный ответ и добавил: – В таком случае мы попробуем нанять их до Алура. Схожу потороплю наших охранников и слуг, позавтракаем и сразу же в дорогу!
        Нас задержал повар трактирщика, который не успел подготовить завтрак для всех постояльцев, поэтому выехать смогли только через два часа. Зак сразу же пустил своего коня рядом с моим. Было видно, что ему хочется поговорить, ну и у меня было такое же желание.
        – Мои новые охранники – беженцы из Неру, – сказал я Эберу. – Они не стали задерживаться в вашем королевстве и нанялись без охоты из-за того, что король Борн вздумал напасть на ракшанов. Слышали об этом?
        – Не слышал, – озабоченно ответил он. – В таком случае нужно торопиться. Если к нам приедут за солдатами, старший сын не будет противиться воле короля и я лишусь дружины. Ещё и сам может уйти.
        – Я слышал, что князь Нор Браг очень умён, – отозвался я о командующем королевской армии. – Он наверняка учтёт печальный опыт соседей.
        В написанном Ореном Брузом письме об этом вельможе было сказано больше, чем обо многих других, и я решил руководствоваться его мнением, пока не сложится своё.
        – Умён, – согласился зак, – но для победы мало одного ума. Все его сражения – это усмирение мятежа в Калуше лет двадцать назад. К тому же князю уже за семьдесят и у короля к нему прохладное отношение. А если он доверит армию старшему сыну...
        – Это было бы неприятно, – согласился я, вспомнив не очень лестную характеристику старшего принца. – Скажите, Эбер, а как воевали бы вы сами?
        – Никаких генеральных сражений! – категорично сказал он. – В первую очередь укрепил бы границу, а потом разбил армию на несколько сильных отрядов и отдал приказ повсюду уничтожать горцев, не брезгуя засадами. Наверное, отправил бы кого-нибудь выжигать их деревни. Парк захватил Неру, поэтому получит поддержку многих кланов. После такого рейда старейшины горцев не будут так единодушны. Конечно, кому-то не повезёт столкнуться с их вождём и испытать на себе его колдовство...
        – А если всё пойдёт не так? – предположил я. – Допустим, что король отдаст армию принцу и тот бездарно её загубит. Как вы думаете, ракшаны перейдут границу?
        – Я не предсказатель, – ответил Эбер. – Если их не трогать, то можно обойтись без войны. Горцы веками собачились с Неру, а мы о них только слышали. Их немного, поэтому уже захваченного хватит на сто лет. Но нападения не простят и ударят в ответ. Может, такой удар последует сразу, но могут ударить и позже. Это будет зависеть от того, как быстро они установят своё управление в Неру. Я думаю, что управятся быстро. Вряд ли в королевстве выбито всё дворянство, и не все уцелевшие пустятся в бега. Многие попробуют служить победителям. Если у Парка хватит ума, он найдёт им дело. Не скажете, по какой надобности в такое время едете в Алур?
        – Я новый посланник королевы Геры, – не стал скрывать я. – Прежний покинул двор короля Борна сразу же, как только пришло известие о поражении ваших соседей.
        – Умный человек, – кивнул зак. – Вы ведь впервые едете в Дашнар? Наверное, вам рассказали о нашем короле и его окружении, только такие рассказы не заменят своего опыта. А ваш предшественник много лет жил в нашей столице, причём в королевском дворце. Его отъезд – это плохой знак. Видимо, он как-то узнал о намерениях короля, испугался и счёл за лучшее вернуться в Зарбу. Если позволите, князь, дам вам совет.
        – Говорите, – разрешил я. – С благодарностью выслушаю совет такого человека, как вы.
        – Не спешите ехать к королю, – понизив голос, сказал Эбер. – Сначала осмотритесь, а потом решите, стоит это делать или нет. Жаль, что я не имею возможности всё бросить и уехать в Зарбу, но у вас-то она есть! Вас ведь послали сообщать королеве обо всём, что творится у нас и в Неру? Вот и сообщайте. При дворе у вас во многом будут связаны руки. И вряд ли получится уехать, потому что теперь за посланником Зарбы будут следить.
        Зак увидел, что я расстроен, прекратил разговор и придержал коня, пропуская нас вперёд. Обдумать его слова помешала жена.
        – Сар, – тихо сказала она, – послушай его совета! Снимем дом и всё узнаем, а потом будешь решать.
        – Посмотрим по обстоятельствам, – ответил я. – Скажи, ты по-прежнему можешь выходить из тела только в доме?
        – С этим ничего не изменилось. А для чего тебе?
        – Нужно узнать язык королевства Неру, – объяснил я. – Вечером приедем в Форт и заночуем на одном из гостевых дворов. Постарайся воспользоваться случаем и прочитать наших новых охранников. Если кто-нибудь из них знает язык ракшанов, выучишь и его, а потом поделишься со мной своими знаниями.
        – Зачем нам это? – не поняла Лера. – Нужно ли забивать голову никчемными знаниями?
        – Я могу не представляться королю Борну, но обязан докладывать в Актанар обо всём важном, что происходит в Дашнаре и в Неру. И как я, по-твоему, это сделаю, если не буду при дворе? Передавать канцлеру столичные сплетни?
        – Наймём людей... – предложила жена.
        – Это не так просто, – возразил я. – Ты не забыла о том, что я загр? И много времени потребуется столичным ищейкам, чтобы узнать, что в их городе обосновался загр, который сорит золотом и нанимает людей для каких-то подозрительных делишек? День-два, может быть, три, а после этого придётся бежать к королю или из Алура. И потом не так легко найти тех, кто будет рисковать жизнью ради золота. Многие его возьмут и помашут нам рукой.
        – И что ты хочешь сделать?
        – Если армия Дашнара пойдёт в Неру, двинемся вслед за ней, – сказал я. – Это будет почти безопасно. Конечно, поеду я с охраной, а тебя оставлю в каком-нибудь надёжном месте. Так мы быстро узнаем, чем закончится война. Если успех будет сопутствовать дашнарцам, вернусь и представлюсь королю, а если их разобьют, уедем подальше от столицы и подождём, чем всё закончится.
        – Может, поступим проще и подождём в одном из трактиров на тракте? – нервно предложила Лера. – Там мы быстро узнаем и о победе, и о поражении, и не нужен этот смертоубийственный поход в Неру. Почему ты решил, что он будет безопасным? Нарвётесь на отряд горцев...
        – Предлагаешь ограничиться слухами и сплетнями? – спросил я. – Думаешь, канцлер или королева не поймут, на основании чего я составляю донесения? Конечно, может повезти, и мы услышим что-нибудь действительно важное, но я на это не рассчитывал бы. Двигаясь вслед за армией, быстро узнаем по-настоящему важные новости, а не чьи-то выдумки. И потом я хочу захватить кого-нибудь из ракшанов и больше узнать об их колдовстве. Опасность не только в самих горцах. Представь, что случится, если такая сила попадёт в руки короля Борна. Я тогда уехал бы из Зарбы как можно дальше.
        – Ты мужчина – тебе и решать, – согласилась жена, – только не будет никакого надёжного места. Я еду с тобой, и это не обсуждается.
        Мы немного поспорили, но она настояла на своём. До обеда в придорожном трактире ехали молча, а когда поели и пошли к лошадям, увидели въезжавших во двор всадников. Если судить по одежде, все пятеро были жителями Дашнара.
        – Кавалер Бар Залгай, – представился нам спешившийся первым мужчина. – Приветствую вас, господа! Хотел спросить, куда вы направляетесь. Если в Зарбу, мы могли бы ехать вместе. Дорога стала опасной, поэтому чем больше спутников, тем лучше.
        – Я еду в Форт, – отозвался назвавший себя Эбер, – а князь Саркар дек Кард с женой направляется в нашу столицу. Дорога действительно опасна, но мы ничем вам не поможем. Если не спешите, подождите попутчиков в трактире. Кавалер, не расскажете коротко, что с войной? Я уже давно не был в королевстве и вынужден довольствоваться слухами.
        – Если коротко, то король продолжает собирать армию, – ответил Бар и отдал повод коня одному из приехавших с ним юношей. – Три дня назад я узнал об отставке князя Брага и о том, что армию поведёт в бой принц Дей. Не знаю, о чём думал король, принимая такое решение, но не собираюсь во всём этом участвовать. Меня ничего не держит в королевстве, поэтому решил перебраться к соседям. Помяните моё слово, зак, всё это закончится очень печально. Я много общался с бежавшими из Неру дворянами и наслушался такого...
        Рассказ кавалера не сильно испортил и без того плохое настроение. Я только уверился в том, что нужно последовать совету зака и не спешить в королевский дворец. Вот Эбер после услышанного сделался совсем мрачным. Это я мог в любой момент повернуть коня и убраться из Дашнара, а у него не было такой возможности. Если потребуется спасать жизнь, он бросится в бега, забрав с собой казну, семью и часть дружины, но как же ему будет тяжело! Когда-то я уже прошёл через такое.
        Мы разговаривали громко, поэтому новости слышали все, и кое-кто сделал для себя выводы. Когда начало темнеть и вдали показались башни Форта, наёмники из Морея потребовали расчёт.
        – Ничего не имею против, но почему такая спешка? – удивился расплатившийся Эбер. – Переночевали бы в городе, а утром поехали обратно. А теперь придётся ночевать на обочине. И потом вам хотели предложить работу до столицы.
        – Мы возвращаемся, – ответил один из них. – Вы уже добрались до Форта, а в столицу мы не поедем. Еда есть, так что переночуем в лесу, не впервой.
        – Непонятно, чего они так испугались, – сказала жена, когда продолжили путь. – Если будет война, то только через несколько дней, а возможные неприятности – ещё позже, а мы через два дня приедем в столицу.
        – Могут перекрыть дороги, – услышав её слова, объяснил зак, – особенно вблизи столицы. Дворян пропустят, а прочих насильно отправят в армию. Это уже делали во время мятежа северных князей. Так что у них есть причины для опасения.
        Форт был окружён невысокой стеной, а тракт упирался в открытые ворота. Ещё не стемнело, поэтому охранявшие их стражники обходились без фонарей. Эбера узнали, а нас приняли за его свиту, поэтому за въезд не платили. Я вызвал удивление, но они промолчали. Если бы загр приехал днём и без покровительства зака, наверняка встретили бы по-другому. Эбер проводил нас до большого гостевого дома, простился и уехал в свой городской особняк. Там были дружинники, вместе с которыми он собирался добраться до расположенного за городом замка.
        В заведении было много свободных комнат, и я решил не экономить на ночлеге, поэтому обошлись без сеновала. Расщедрился из-за того, что жена собиралась слипаться с нерцами, а за ужином для этого не было условий. После вкусной и обильной еды разошлись отдыхать по своим комнатам.
        – Не сейчас, – отозвалась Лера на мой вопрос, когда она займётся языками. – Давай подождём, пока они заснут. Так будет намного проще работать. Ты жаловался на отсутствие любви...
        – Какая любовь с таким брюхом? – сказал я, погладив живот. – Предупредила бы до ужина, чтобы я так не наедался. Займёмся, но позже. Пока просто полежи и отдохни, только не вздумай заснуть.
        – Сар, ты уже решил? – спросила она, снимая дорожный костюм.
        – Кое-что решил, – ответил я, занимаясь тем же самым, – а всё решу, когда буду больше знать. Жаль, что ты так боишься выходить из тела на открытом пространстве, это могло бы сильно помочь. Может, попробуешь? В походе всякое может случиться. Если нужно будет воспользоваться твоим даром...
        – Возьмём палатку, – перебила жена, – мне этого хватит. Извини, но если я смогу ходить в таком виде под открытым небом, это будет не скоро. Слишком страшно.
        Разговор прекратился, и мы молча лежали каждый в своей кровати, пока Лера не сказала, что нерцы легли спать:
        – Я время от времени заглядывала в их комнату, сейчас они потушили лампу. А теперь не мешай.
        Жена замолчала и неподвижно лежала с полчаса, после чего заворочалась и села на кровати.
        – Выучила оба языка, – сообщила она результаты своей работы. – Язык ракшанов знает один Мар, который жил на границе и нанимался к торговавшим с горцами купцам. Знает плохо, но вряд ли мы найдём лучшего знатока. Записывать в твою память?
        – Только язык Неру, – ответил я. – Язык горцев запишешь, когда поймаем кого-нибудь из них. Кажется, у меня уже спал живот. Ты собралась спать?
        – Вот ещё! – рассмеялась жена. – Сейчас получишь язык и сдвигай кровати!


                Глава 18


        – Светлый князь, у меня для вас поручение, – обратился ко мне хозяин заведения, когда мы спустились в застольную для завтрака. – Ваши спутники просили передать, что они отработали заплаченные деньги и уезжают.
        – Какие спутники? – не понял я.
        – Трое господ из Неру, для которых вы сняли комнату, – объяснил он. – Они очень рано встали, отказались от завтрака и уехали.
        – Благодарю, любезный хозяин, – сказал я, задавив в себе злость. – Распорядитесь, чтобы нас обслужили. Да, не скажете, где в вашем городе можно нанять охрану?
        – В городской гильдии наёмников и в трактире «Щит и меч», – с готовностью ответил он. – Только сейчас вы никого там не найдёте. Свободных бойцов разобрали, когда узнали о грядущей войне с горцами. Я вчера проезжал мимо их гильдии и видел, что на двери висит замок. А насчёт завтрака я сейчас распоряжусь.
        – Подождите, – остановил я его. – У вас есть постояльцы из Неру?
        – Был один дворянин, но он вчера съехал... – хозяин хотел что-то спросить, но замялся.
        Вчера он был удивлён приезду загра, а когда узнал, что я князь и женат на человеческой женщине, впал в изумление. Видимо, причиной его нерешительности было чрезмерное почтение к необычному постояльцу.
        – Что ещё? – спросил я. – Вы хотели что-то сказать?
        – Ваш вопрос, светлый... – ответил толстяк. – Вы хотели набрать охранников из нерцев? Если так, то из этого ничего не выйдет. Со вчерашнего дня их всех, кроме дворян, ловят и отправляют в столицу. Конечно, это касается только молодых мужчин. Как я слышал, у принца Дея сложности с набором в армию.
        Я его отпустил, и мы сели за стол.
        – И как это понимать? – спросил я Леру. – Ты говорила, что им можно верить.
        – Я говорила о том, что они не предадут, – ответила она, – и не ударят в спину. Ты дал им половину платы, и они её отработали. Видимо, вчера услышали новость о нерцах и решили не рисковать. Даже если бы ты защитил их от королевских вербовщиков, как бы они возвращались одни?
        – Какая-то глупость! – с досадой сказал я. – Как можно насильно сгонять в армию? Да при первом же послаблении она вся разбежится!
        – Ты просто злишься, поэтому говоришь ерунду, – возразила жена. – Разбежится, если в ней будут одни нерцы. И будет не так просто и безопасно бежать, когда армия войдёт в Неру и начнёт воевать.
        – Хорошо иметь умную жену. Может, подскажешь, где нам нанять охрану?
        – Можно объехать гостевые дворы, – подумав, предложила Лера. – Если найдём тех, кому нужно в столицу, предложим ехать вместе. Если будут дворяне Неру, можно предложить им службу. Вряд ли у них много золота, а служба князю загров – это честь, а не бесчестье!
        – Поедим, и отправлю Таля, – решил я. – Может, действительно кого-нибудь найдёт. Нерцев с тракта вычистят, но разбойники останутся. Для них наступает золотое время. Грабь всех, кто не может защититься, и не бойся городских властей и дружин заков. Кому сейчас нужны какие-то разбойники!
        Спустившийся завтракать кавалер, узнав об отъезде нерцев, пришёл в ярость.
        – Завтрак подождёт, – сказал он, выслушав моё предложение. – Если я задержусь, постояльцы могут уехать. Сейчас узнаю у хозяина обо всех заведениях и быстро их объеду.
        Форт был небольшим городом с тремя гостевыми дворами и десятком трактиров, которые Барток объехал за час. Вернулся он с одним нерским дворянином.
        – Был зак с охраной, но он уже уехал, – отчитался Таль, – а других попутчиков нет. Нашёл только этого господина.
        – Кавалер Зерт Ордай, – представился дворянин. – Готов служить, если устроит цена.
        Зерт был крепким мужчиной с приятным, располагающим к себе лицом. Кроме обычного для дворянина меча, у него был лук, который меня удивил и обрадовал. Дворяне очень редко пользовались луком, в основном на охоте. Мне он понравился, несмотря на возраст, который, если судить по седине и морщинам, был существенно больше пятидесяти лет.
        – Чем занимались в Неру? – спросил я.
        – Командовал одним из пограничных отрядов, которые гоняли горцев, – ответил Зерт. – Я видел, с каким удивлением вы, светлый, посмотрели на лук. Дело в том, что без лука на границе нечего делать. У меня нет семьи и каких-то планов, и безразлично, куда ехать, лишь бы хорошо платили.
        – Пятьдесят золотых в декаду – это хорошая плата? – спросил я. – Можете не отвечать: и так видно, что она вас устраивает. Лошадь есть?
        – Две лошади, – ответил он.
        – Считайте себя нанятым. Выедем, как только позавтракает кавалер Барток. Если вы не успели поесть, можете это сделать вместе с ним. Плату за первую декаду я сейчас выдам.
        По сравнению со вчерашним днём сегодня похолодало, а когда выехали за город, к утренней прохладе добавился сильный ветер. Небо было забито облаками, которые быстро скользили нам навстречу. Вдоль тракта рос редкий сосновый лес без густого подлеска, который просматривался на сотню шагов, поэтому можно было не опасаться неожиданного нападения. Оживлённого движения не было, хотя ездили заметно чаще, чем до Форта. До остановки на обед встретили два купеческих обоза, несколько карет и кавалькаду из трёх всадников. И это не считая крестьянских возов. Когда въехали во двор трактира, увидели в нём воинский отряд в два десятка кавалеристов. Они только что пообедали и сейчас садились на лошадей.
        – Кто такие? – требовательно спросил командовавший ими офицер.
        – Князь Саркар дек Кард и мои люди, – надменно ответил я. – А кто вы?
        – Солдаты короля, – не представляясь, отозвался он. – Какая цель вашей поездки?
        – Она вас не касается! – грубо сказал я. – Ловите нерцов? Вот и занимайтесь тем, что вам приказано. Прочь с дороги!
        – Что вы себе позволяете! – взвился офицер. – Да я...
        – Что хочу, то и позволяю, а с хамами вообще не разговариваю, – оборвал я его. – Если возьмётесь за оружие, все здесь и останетесь! Вы, наверное, никогда не видели, как сражаются загры. В последний раз предлагаю убраться!
        Его поведение было не по чину дерзким, и такое терпеть... Я ничем не рисковал. Достаточно было предъявить грамоту посланника, и мне простили бы и не такое прегрешение, как порубленный отряд вербовщиков. Мало ли что могло случиться в дороге, а слушали бы меня, а не этих... Можно было наплевать, но меня вдруг накрыло бешенство и желание на ком-нибудь отыграться за неудачи и переживания последних месяцев.
        Видимо, офицер это почувствовал, потому что побледнел и поспешил меня объехать. Следом за ним к воротам двинулись солдаты.
        – Что случилось? – взволнованно спросила Лера. – Я ещё не видела тебя таким!
        – Это из-за усталости, – ответил я, взяв себя в руки. – Забудь. Этот офицер не доставит неприятностей. У него своё задание и слишком мало солдат. Если займётся чем-нибудь посторонним, с него спустят шкуру. Может, в другое время он и решил бы кого-нибудь отправить в столицу, чтобы о нас доложить, но не сейчас. Вот-вот начнётся война, и его начальство не интересует ничего, кроме рекрутов. Давайте быстрее поедим и продолжим путь. До темноты нужно успеть добраться до Вертины.
        Как мы ни торопились, пришлось задержаться, потому что уехавшие кавалеристы съели всё, что было приготовлено поваром. Трактирщик отправил ему в помощь двух слуг и свою жену, но час мы потеряли, что не прибавило настроения. К Вертине подъехали, когда стражники уже собрались закрывать ворота, а гостевой двор искали впотьмах, ругая городского главу за отсутствие фонарей. Облака не рассеялись, и даже я видел не дальше чем на десять шагов. Горожане заперлись в домах, окна которых были плотно закрыты ставнями и совершенно не освещали безлюдные улицы.
        – Нужно было заплатить кому-нибудь из стражников! – злился Таль. – Взял бы фонарь...
        – Постучи в какой-нибудь дом! – приказал я Ольгу, который говорил по-дашнарски. – Скажи, что я хорошо заплачу, если отведут к одному из гостевых дворов.
        Он спешился и принялся тарабанить в дверь ближайшего дома. В двух домах нам отказали, а в третьем договорились, заплатив хозяину золотой. Его сын взял фонарь и проводил нас к гостиному дому «Лучший в Вертине». Конюх уже спал, поэтому и в дверь конюшни пришлось стучать. Когда избавились от лошадей и вошли в заведение, увидели дремлющего на своём месте хозяина. Его тоже разбудили и через полчаса, поужинав холодным мясом и лепёшками, заселились в комнаты. Даже меня утомила дорога, а Лара заснула, как только села на кровать. Я растормошил её и принялся раздевать.
        – Ехала бы в карете! – сердито выговаривал я жене, стаскивая с неё штаны. – Нет, отказалась! И что в результате? Намёрзлась и так устала, что валишься с ног!
        Она не ответила, потому что уже опять спала. Я запер дверь на засов, проверил запоры на окнах и, раздевшись, лёг спать. Кровать оказалась мала, и пришлось поджать ноги, но к этому уже привык и неплохо выспался. Утром первой проснулась Лара, а меня разбудил звук её шагов. За окнами только начало светать, поэтому я не спешил вставать.
        – Что так рано вскочила? – спросил я одевавшуюся жену.
        – По своим делам, – ответила она. – Я уже успела проверить Зерта. Не посмотрела, куда его вчера поселили, и пришлось осматривать все комнаты. Я и так чувствовала, что ему можно доверять, а теперь в этом убедилась. К тому же он неплохо знает языки горцев, и я позаимствовала его знание.
        – Языки? – удивился я. – Разве их много?
        – Два, которые очень похожи. Сейчас вернусь и поделюсь с тобой.
        Лера вышла в коридор, а я встал и, перед тем как одеться, воспользовался стоявшей под кроватью ночной вазой. Вскоре вернулась жена, которая быстро записала в мою голову языки ракшанов.
        – Можешь пользоваться, – сказала она, когда закончила. – Наше знание языков уже никого не удивит, как удивило Таля, когда ты заговорил по-дашнарски. Для этого я сегодня со всеми поработала. Сар, скажи, ты и дальше будешь бросаться на тех, кто не проявит к тебе почтение? Я вчера испугалась того, что ты порубишь и нагрубившего тебе офицера, и его ни в чём не виноватых солдат.
        – Постараюсь сдерживаться, – ответил я. – Наверное, я сдержался бы и вчера, но на офицера надо было наорать, потому что мы не разошлись бы по-хорошему. А когда я это сделал, почувствовал такое... Ладно, давай закончим разговоры. Ты не проголодалась?
        – Уже давно, – призналась жена. – Вчера поздно ужинали, поэтому я почти не ела. Больше хотелось спать. Давно рассвело, и уже должны приготовить завтрак. Идём?
        Почему-то мы приходили завтракать первыми, и этот раз не стал исключением. Отсутствие в застольной других постояльцев дало возможность говорить без оглядки на посторонних.
        – Я думаю, что тебе нужно поговорить с Зертом, – сказала Лера, когда мы съели мясо с овощами и уже без большого аппетита доедали рыбный пирог. – Такой знающий человек сразу скажет, возможно то, что ты задумал, или нет.
        – Я собирался это сделать, только после твоей проверки. Ему нужно сказать всё, иначе от советов будет мало толку. В Марох приедем к обеду, так что время для разговоров ещё будет.
        – Это третий город, а когда столица? – спросила она. – Успеем добраться до ночи?
        – Не знаю, – ответил я. – Таль сказал, что если не задержимся в Марохе и поторопим лошадей, то успеем, а у меня сомнения в том, нужна ли нам спешка. Может, лучше задержаться в Марохе и больше узнать о столичных делах? Этот город рядом с Алуром, поэтому в нём должны знать новости. Поговорю с Зертом, а потом буду решать.
        Такой разговор состоялся, когда мы выбрались из Форта на тракт. Я подозвал нерца и вместе с ним немного обогнал остальных, чтобы нас никто не слышал. Он узнал обо мне и моих планах и недолго думал, прежде чем по моей просьбе дать им оценку.
        – Может получиться, – сказал Зерт. – Возле границы нет городов и мало деревень. Там холмистая, очень неудобная для жизни местность. Много таких лесов, через которые с трудом пробирается пеший, а коня там не проведёшь. После того как по тракту пройдёт армия, на нём будет почти безопасно. Поблизости могут околачиваться небольшие отряды горцев, но, если соблюдать осторожность, мы там пройдём. Насчёт пленного... Наверное, можно кого-нибудь поймать, только что вы хотите у него узнать? Если о колдовстве Парка, то вряд ли о нём много знают даже в его родном клане Мартов. Если были такие знатоки, Парк давно помог им встретиться с предками. Что-то могут знать те, кто его охраняет, но мы до них не доберёмся.
        – Посмотрим, – сказал я, – что-нибудь да узнаем. Сейчас об этом колдовстве известно только то, что оно убивает тысячи людей. Я боюсь его в руках Парка, но ещё страшней, если оно попадёт к королю Борну.
        – А если оно попадёт в ваши руки? – взглянув мне в глаза, спросил он.
        – Об этом никто никогда не узнает, – ответил я. – Если его можно будет уничтожить, я это сделаю! Людям нельзя давать такую силу.
        – Я вам помогу, – пообещал Зерт, – и не только из-за найма, но и потому, что сам думаю так же. Хотя у меня большое сомнение в том, что у нас что-нибудь получится. Парка охраняет сотня лучших воинов его клана, и он никогда не удаляется от своей армии, а я не верю в то, что у принца Дея получится её разбить. Пустой и скандальный человек, любитель женской натуры и вина – какой из него полководец?
        – Может, король подчинил ему армию формально, а командует кто-нибудь другой? – предположил я. – Не сошёл же он с ума, чтобы отдавать судьбу королевства в руки такому ничтожеству!
        – Королю за шестьдесят, – сказал Зерт. – Младшему принцу только одиннадцать лет, а для замены наследника нужны более серьёзные причины, чем его никчемность. Добавьте к этому, что князья всегда выступали против сильной королевской власти и для большинства из них Дей очень удобный король. Сам Борн никогда не блистал умом и не уделял внимания воспитанию детей. Если бы не мор, Дашнар был бы завоёван Зарбой сто лет назад, но с тех пор у королевства не было сильных врагов, поэтому на троне могли сидеть такие короли. Горцам не нужна война с Дашнаром, но если их вынудят, то будут воевать, а у Парка по-прежнему действует колдовство...
        – Пусть король – ничтожество, – согласился я, – но ведь есть ещё князья, которые могут на него влиять и обладают реальной властью! Неужели они не понимают, чем может кончиться?
        – Я их не знаю, – пожал он плечами. – Кто-то, может, и понимает, а остальные не принимают горцев всерьёз. Мало ли что они разбили войско Адоя! Здесь у всех очень пренебрежительное отношение к нашему королевству. Нерцы для многих ничем не лучше тех же ракшанов. Не удивлюсь, если узнаю, что князья отправили свои дружины с заданием не столько сражаться, сколько поймать Парка и завладеть его секретом. Если в королевстве такой король, почему вы думаете, светлый, что князья должны быть лучше? Не всегда отсутствие врагов идёт на пользу...
        – И что бы вы посоветовали? – спросил я. – Ехать в столицу или остановиться в Марохе?
        – Я мог бы ехать в столицу, а вам лучше остановиться, – ответил Зарб. – Здесь нет других загров, поэтому у вас не выйдет остаться незамеченным. Пусть в Алуре все заняты армией, для вас время найдут. Городские власти Мароха не будут с вами разбираться, по крайней мере, сразу, просто доложат в королевскую канцелярию или службу князя Дарка. В ней развязывают языки врагам трона, выдирая им ногти и снимая кожу. Выгадаете два-три дня, а армия вот-вот должна выступить.
        Закончив разговор, мы остановились, поджидая остальных. Я по-прежнему ехал впереди, но теперь вместе с женой. Пересказал ей то, о чём говорил с Зарбом, а потом молчали до самого Мароха.
        Когда подъезжали к городу, сплошного леса уже не было, только отдельные рощи, которые чередовались с лугами и полями крестьян. Я насчитал почти два десятка деревень, причём в каждой было больше сотни дворов. Марох был намного больше Вертины и Форта и не имел стен. Понятно, что не было и ворот, вот стража была и исправно собирала плату за въезд со всех, кроме крестьян, которые везли продукты на городские рынки. Мы тоже заплатили, и я спросил у старшего, какой гостевой дом у них считается лучшим и как до него добраться. Он почтительно ответил, во все глаза глядя на такое чудо, как загр. Княжеского медальона никто из них не видел, потому что он был прикрыт плащом.
        Улицы Мароха ничем, кроме многолюдства, не отличались от улиц других, виденных нами городов Дашнара, поэтому по сторонам не глазели. Руководствуясь объяснениями стражника, быстро нашли нужное заведение, отдали конюху лошадей и пошли вселяться.
        – Приветствую дорогих гостей! – обратился к нам вставший из-за своего стола низкий и полный хозяин «Гордости Мароха». – Обед, комнаты, девушки?
        – Всё вместе и именно в такой последовательности, – ответил я. – Обед и комнаты для всех, а девушек каждый будет заказывать сам. Если нам у вас понравится, задержимся.
        Толстяк пообещал, что всё будет таким замечательным, что мы от него вообще не уедем. Тут же набежали слуги, которые быстро заставили три стола блюдами и напитками. Мы с удовольствием пообедали, а потом заселились в просторные, обставленные красивой мебелью комнаты. В нашей даже моя кровать была почти подходящих размеров, по крайней мере, не пришлось на ней сильно скрючиваться. Разложив вещи и сменив пропылённую одежду, я спустился на первый этаж поговорить с хозяином.
        – Любезный, – обратился я к толстяку, – не расскажете, что слышно о походе в Неру? Ваш город рядом со столицей, и вы, несомненно, знаете самые последние новости.
        – Армия уже собрана и завтра должна выступить, – охотно ответил хозяин. – Помимо войска, которое поведёт наследник, будут ещё собранные князьями отряды. Многие из них почему-то не захотели действовать сообща. Его величество недоволен, но князья в своём праве.
        – И князь Нор Браг прислал отряд? – спросил я.
        – Бывший командующий сослан в своё имение без права появляться в столице, – понизив голос, ответил он. – Говорят, что он был против этой войны и даже спорил с королём! Это было очень неосторожно...
        – Что ещё интересного? – поинтересовался я. – Меня интересуют только столичные новости.
        – Разговоры крутятся вокруг грядущей войны, – пожав плечами, сказал он. – Мы давно не воевали, а в столице собрана огромная армия. Неру лишилось своих королей, поэтому после изгнания горцев его присоединят к Дашнару. Ни у кого нет сомнений в победе, спорят только о том, сколько продлится поход.
        – И никого не страшит колдовство горцев?
        – Никакое колдовство не сможет победить тридцать тысяч бойцов! – воскликнул он. – Нерцы потерпели поражение от дикарей, потому что распылили силы, да и вообще не умели воевать. Разве их можно сравнить с нами!
        – Конечно, нет, – успокоил я патриотично настроенного хозяина. – Я уверен в том, что наследник не повторит их ошибок.
        Больше он не сказал ничего интересного, поэтому я прервал разговор и вернулся в свою комнату.
        – По словам хозяина, армия должна выступить завтра, – сказал я Лере. – Подождём день и двинемся следом. А пока ждём, нужно поискать ещё кого-нибудь, кроме Зерта. Нас всё-таки слишком мало. Поручим это Бартоку.
        – Лучше поручи Зерту, – посоветовала она. – Здесь тоже наверняка разобрали наёмников, поэтому остаются одни дворяне Неру. Ему будет проще с ними договориться. Тебе ведь нужны не попутчики до столицы, а бойцы для рискованного похода.
        На этот раз никакой срочности в поисках наёмников не было, и ими занялись после завтрака. В Марохе было много трактиров и гостевых дворов, поэтому я отправил в них и Зерта, и Таля. Первым приехал Барток. Нерцев он не нашёл, но договорился с наёмником.
        – Его вытурили из гильдии за скандальный характер, – рассказывал кавалер. – Хороший боец, но с норовом, из-за чего часто скандалил с нанимателями. Руководству гильдии надоело выслушивать нарекания, и его заставили отдать рекомендацию. Сидел без денег, поэтому согласился на моё предложение. Поговорите с ним, светлый, и решите сами. В другое время я его не брал бы, но сейчас не из кого выбирать. Второй наёмник сразу же отказался, как только услышал, что нужно идти в Неру, ещё и покрутил пальцем у виска. А дворян из Неру не было ни в одном из заведений.
        «Можешь убрать ему буйный нрав?» – мысленно спросил я жену.
        Когда она присутствовала при таких разговорах, обычно слипалась со мной, и можно было мысленно общаться.
        «Конечно, нет, – ответила она. – Могу попробовать сделать так, чтобы твоё слово было для него законом. С другими он останется таким, какой есть».
        – Давайте своего буяна, Таль, – сказал я Бартоку.
        Кавалер вышел из нашей комнаты и тут же вернулся с наёмником. Это был очень сильный мужчина лет тридцати, с грубым лицом и наглыми глазами. Он не понравился и, если бы не магия жены и наша малочисленность, я такого не взял бы. Из оружия у него были два закреплённых за спиной меча и столько же кинжалов на поясе.
        – Серг Моррей, – представился наёмник и поклонился.
        «Я всё сделала, – сообщила жена. – Можешь с ним говорить».
        – Скажите, Серг, почему вы приняли предложение, от которого отказался ваш приятель? – спросил я. – Идти в Неру вслед за армией...
        – Я его не принял, светлый, – ответил он, – но приму, если мне за это хорошо заплатят. Дело, конечно, рискованное, но я бывал и в более тяжёлых переделках. Вы не собираетесь воевать с горцами, к тому же они навалятся на армию, а для нас, если соблюдать осторожность, не будет большой опасности. У меня неприятности с гильдией, а без рекомендации можно наниматься только к купцам. Это скучное занятие, за которое мало платят. Если вам сказали, что я буян, не верьте. Просто не люблю прислуживать придуркам. Если пойду с вами в поход, можете на меня рассчитывать.
        Я договорился с ним на тридцать золотых в декаду, выдал аванс и отпустил до завтрашнего дня. Едва ушёл наёмник, как вернулся Зерт.
     – В заведениях никого не нашёл, – сказал он мне, – но повезло встретить знакомого. Он служил начальником охраны в пограничном городке Берк и не попал под удар колдовства Парка, когда погибли все его подчинённые. Когда горцы перебрались через стену и принялись добивать защитников, ему врезали мечом по голове и сочли убитым. Очнулся ночью, ограбленный и без оружия, но живой, а потом умудрился добраться до Дашнара. Здесь подрабатывал у одного из трактирщиков. Для дворянина это позор, но у него не было выхода. Согласен идти в Неру даже без оплаты, лишь бы дали оружие и коня. Он потерял жену и обоих сыновей и надеется их найти.
        Приведённый Зарбом дворянин был мужчиной лет сорока, внешне ничем не примечательный и одетый в потёртую и грязную одежду.
        – Март Сомер, – представился он. – Извините, светлый, за мой вид, но мне в последнее время очень не везло. Явился в Дашнар без денег и оружия, да ещё рана... Пришлось забыть о гордости и перебиваться случайными заработками. Едва хватало на еду, какая уж тут одежда!
        – Меч я вам дам, – сказал я, – лишний конь тоже есть. Возьмите этот кошель, в нём полсотни золотых. К завтрашнему утру приведите себя в порядок.
        – Нас уже одиннадцать, – сказала жена, когда остались в комнате одни. – Как ты думаешь, этого хватит?
        – Кто сейчас может сказать? – пожал я плечами. – Если не столкнёмся с большим отрядом горцев, должно хватить, но получится ли двигаться скрытно? И я не уверен в Вале и Барде. Они нанимались гонцами, а не для участия в войне. Вот Ольг точно останется. Проверила бы ты их. Только не нужно принуждать, просто узнай, можно на них рассчитывать или нет.
        – Они лежат в кроватях, – закрыв глаза, сказала Лера. – Сейчас проверю.
        Проверка длилась минут десять.
        – Оба не прочь поучаствовать в твоём походе, но за это придётся доплатить, – сказала она, когда закончила. – И лучше предложи сам, а не жди, когда они потребуют надбавки. Когда поедем в столицу?
        – Мы в неё не поедем. Таль говорил, что Алур легко объехать. Если верить тому, что сказал хозяин, армия выступит завтра и наверняка в первой половине дня. Мы уедем после обеда и подождём в одной из деревень. Не боишься?
        – Немного, – ответила жена, прижавшись ко мне. – Когда окажемся в Неру, буду бояться больше, но ты можешь на меня рассчитывать. Уделишь мне внимание? Когда ещё получится уединиться!
        Конечно же, я согласился, и мы долго занимались любовью. Обедали в застольной вместе с Талем, который, когда закончили с едой, преподнёс сюрприз, сказав, что возвращается в Актанар.
        – Я должен был помочь вам освоиться в столице и вернуться, но у вас другие планы, светлый. Я не собираюсь участвовать в этой войне. Сегодня же начну искать попутчиков. В Зарбу едут многие, так что это будет не трудно.
        Он был вправе так поступить, поэтому я не сказал ни слова против. Никто, кроме Таля, не отказался, но наёмникам пришлось доплатить. Золота было много, и я его не жалел.
        На следующий день всё сделали по моему плану, если не считать отъезда нашего кавалера. После обеда я рассчитался с хозяином «Гордости Мароха» и скомандовал отправление. Продуктами не запасались, потому что это было удобней сделать в деревне, а остальное у нас было.
        До Алура добирались около четырёх часов и, не доезжая до заставы городской стражи, свернули на первую же, отходившую от тракта дорогу. По ней вскоре добрались до небольшой деревни в полсотни дворов. О постое сговорились в первом же из них. Хозяин занялся нашими лошадьми, его женщины бросили свои дела и срочно готовили еду, а ночевать решили на сеновале. Там было тесновато для девяти человек и загра, но лучше, чем в тесной и душной крестьянской избе. Пока готовился ужин, все, кроме Леры, разделись и облили друг друга водой из стоявших во дворе бочек.
        – Пожалуйте к столу, – пригласил нас хозяин. – Бабы закончили с готовкой. И харчи вам в дорогу приготовим, можете не сомневаться!
        – Давно был в столице? – спросил я крестьянина. – Что-нибудь слышал о войне?
        – Так сегодня утром и был, – ответил он. – Почитай каждый день езжу на рынок. Без этого нам никуда. О войне ничего не слышно, войско только вчера ушло в поход.


     Главы 19-20    http://www.proza.ru/2017/10/22/314


Рецензии