Ангел, живущий по соседству

       -Ну, вот…, повела очередного парня…. Опять до утра гулять будет….  Совести совсем нет…, - услышала Милана за спиной и, повернувшись, показала язык старушкам.
-Ах, гадина-то, какая! – возмутились те. – Не работает, ведёт разгульную жизнь, да ещё не чувствует стыда.  Лучше бы прислушалась к тому, что люди тебе говорят!
-Бла-бла-бла…, ла-ла-ла, - пропела Милана, и, с новым ухажёром, скрылась в подъезде.
      
Двадцатипятилетняя Милана рано осталась без матери, а своего отца - совсем не знала, да и сомневалась, что мать догадывалась, кто именно стал папашей. Сколько себя девушка помнила – мама всегда пила и приводила разных мужиков, и, как-то, уснув в пьяном угаре – уже не проснулась.   Милане на тот момент было почти восемнадцать лет.  Она, уставшая от выходок матери, глубоко в душе, обрадовалась этому событию и облегчённо вздохнула, оставшись  в квартире  одна.  Сначала она рисовала себе радужную жизнь: устроиться на работу, удачно выйти замуж, но…, всё складывалось не так, как ей хотелось, а вернее  - её  жизнь, вообще не складывалась.
Милана остро реагировала на то, что говорят в её адрес и старалась - назло всем, казаться ещё хуже, чем есть на самом деле.  Она слышала много обидных слов  от матери, от мужчин, от соседей, и от работодателей, которых очень часто меняла – от всех, кого она встречала в своей жизни. Ей казалось, что все вокруг презирают её, и она даже не догадывалась, что пара добрейших глаз, с недавних пор наблюдают за ней.
 
   Валентина Михайловна никогда бы не уехала из своей деревни, но, в свои семьдесят пять лет, уже не могла, как раньше управляться с хозяйством, поэтому пришлось продать дом и переехать в квартиру. Так, волею судьбы, Милана стала её соседкой. Старушка частенько не спала ночами из-за шума за стеной, но, несмотря на всё это, ей было жаль девушку. Да, да…, именно – жаль. Она слышала, что о Милане говорят соседи, да и сама многое видела, но всё же - не ходила ругаться, а лишь тихонько молилась, да жалела девушку. Но Милана совсем не замечала эту маленькую, излучающую свет, старушку.

   Наступила осень. Желтые листья, кружась, падали Валентине Михайловне под ноги. Она неторопливо шла из магазина, временами останавливаясь, чтобы передохнуть и наблюдала, как дети играют в ворохе разноцветных листьев. Ей вдруг захотелось - как в детстве, рассмотреть каждый упавший листочек. Она поставила тяжёлые сумки на лавочку и, вдохнув холодный осенний воздух - улыбнулась. Старушка любила осень, впрочем, как и зиму, и весну и лето – в каждом времени года она находила своё очарование. Она посмотрела на пасмурное небо, где уже нахмурились грозные тучи.
-Эх…, хотела же взять зонт, да забыла,- улыбнулась женщина, когда первые капли упали ей на лицо.- Сегодня, видно, мне суждено промокнуть.
И, тут, увидев Милану, она очень обрадовалась. Девушка почти бежала, громко стуча каблучками и, пробегая мимо Валентины Михайловны, была поймана за руку.
-Милана, извините, что напугала Вас, но мне нужна помощь, - взмолилась старушка.
Милана грубо отдёрнула руку.
-А мы разве с вами знакомы? Откуда вы знаете моё имя? – разозлилась девушка.
-Как откуда? Мы же с Вами живём в соседних квартирах, - добрая улыбка засияла на лице  Валентины Михайловны. – Помогите донести сумки, пожалуйста, а то они очень тяжёлые.
Девушка уже собиралась произнести: « Это Ваши проблемы, нечего было набирать столько много продуктов», но, посмотрев, в добрые глаза – согласилась помочь. Она схватила сумки и, ругая себя, направилась к дому, а Валентина Михайловна, улыбаясь, засеменила следом, в надежде успеть до того, как дождь разгуляется не на шутку.
Но…, поднялся холодный ветер и ливень всей мощью обрушился на землю, покрывая её огромными лужами. Он барабанил по крышам, как сумасшедший, а раскаты грома, пугающе заставляли бежать ещё быстрее.   Старушка понимала, что тягаться с природой у неё не получится и от беспомощности – засмеялась.  Милана же, злясь на саму себя и на соседку, побежала, что было сил, но это не помогло – до ниточки промокли обе. По лестнице они поднимались, уже молча, каждая думая о своём.
- Вот и моя квартира, - сказала Валентина Михайловна. – Спасибо тебе, Миланочка.
-Не за что, - сквозь зубы, ответила девушка и направилась к себе, но в это время старушка открыла свою дверь, и на лестничную площадку вырвался аромат домашних пирожков. Милана ничего не ела со вчерашнего вечера, поэтому невольно сглотнула слюну.
-Миланочка, - услышала, вдруг, девушка. – Можно я тебя отблагодарю чаем с пирожками? Мне больше нечего тебе предложить. Я буду очень рада, если ты примешь моё предложение и зайдёшь в гости.
Девушка злилась на старуху из-за того, что пришлось промокнуть, но запах пирожков заставил согласиться.
-Хорошо, переоденусь и зайду, - буркнула Милана и скрылась за своей дверью.
Уже через полчаса, девушка сидела на  кухне, наблюдая за Валентиной Михайловной, хлопотавшей, накрывая на стол.
-Надо же, - думала Милана, - я считала, что все старухи в грязи живут, а здесь уютно и чисто.
-Меня Валентиной Михайловной зовут, но можешь меня называть просто – баба Валя, - сказала старушка. – У меня обычное имя, а вот твоё – красивое и оно очень тебе подходит. Ты милая, симпатичная девушка.
-Милая? Я – милая? – усмехнулась Милана.
- И ничего ухмыляться. Это правда –  милая, просто сама ты ещё этого не поняла. Когда придёшь домой – посмотри на себя в зеркало, только очень внимательно – как будто в первый раз себя видишь, - улыбнулась старушка, посмотрев добрыми глазами, и девушке на миг показалось, что эти глаза наполнились светом, от которого, вдруг, на душе потеплело.

Милану никто никогда не приглашал в гости – просто угостить чаем, да еще с пирожками. И сидя здесь – в чужой квартире, она чувствовала себя как дома, из которого не хотелось уходить. Она, в каждом слове, сказанным старушкой, искала упрёк в свой адрес – но его не было. В словах была лишь теплота и открытость, которые она никогда ни от кого не видела. Милана не знала своей бабушки - в детстве она, представляла её самой доброй на свете. И только сейчас поняла, какой хотела бы видеть свою бабушку – такой же, как эта соседка.
Они ещё долго разговаривали на кухне, уплетая наивкуснейшие пирожки и разглядывая фотографии Валентины Михайловны. Милана была поражена, увидев, какой красавицей была старушка в молодости.  А ещё её удивило то, какой была жизнь бабы Вали и как та  рассказывала о ней: она ни разу никого не обвинила в своей судьбе, и каждый раз благодарила, лишь в моменты, когда речь шла об уходе её близких людей – чувствовалась грусть.
 
 Баба Валя родилась в разгар войны. Отца забрали на фронт, а мать, пережив войну, тяжело заболела и, вскоре умерла. Маленькую Валю отправили в интернат. Позже она узнала, что отец погиб, и она осталась совсем – одна.
В интернате у неё появилось много друзей, среди которых она и выбрала себе мужа.
Детей у них не было, но, несмотря на это, они прожили короткую, но счастливую жизнь. Валентина Михайловна устроилась в школу и всю себя посвятила чужим детям. Она хотела своих детей, но… - не сложилось.
-Не смотря на это, мы с мужем любили друг друга, - Валентина Михайловна вздохнула. – И, когда он умер от тяжёлой болезни, а ему было всего лишь тридцать пять лет, я больше не смогла никого полюбить, так  одна и живу.

Когда стемнело, Милана засобиралась домой, и тогда  баба Валя попросила её положить альбом с фотографиями на антресоль. Там девушка обнаружила стопку писем и, не удержавшись, взяла их. Ей захотелось ещё больше узнать о жизни старушки.
Придя домой, она некоторое время, боялась к ним прикоснуться – чувствовала, что чужие письма читать нельзя, но, уже лёжа в кровати не удержалась и – прочла.
Все эти письма – письма благодарности: от учеников, разлетевшихся по всему миру; от родителей, благодарных за достижения детей; от одиноких матерей, которым она всегда помогала, отдавая почти всю свою зарплату. Милана узнала, что вечерами баба Валя дежурила в больнице, ухаживая за тяжелобольными людьми. И даже будучи на пенсии, продолжала помогать людям.
Девушке стало стыдно за свою жизнь: она всегда в своих неудачах обвиняла других, и никому никогда не помогала.
-Как я всё это время жила? – прошептала она сквозь слёзы. – А баба Валя ни на кого не пожаловалась и даже не похвасталась всеми добрыми делами, сделанными за всю её долгую жизнь.

 Прошло несколько дней. Всё это время Милана старалась избегать встречи с Валентиной Михайловной. Она чувствовала себя какой-то «грязной» и недостойной общения с этой милой старушкой. И в тоже время, ей так хотелось заглянуть, ещё раз в гости и извиниться за похищенные письма.
И всё же, пришло время, когда им суждено было столкнуться – они, одновременно, вышли из своих квартир.
-Миланочка, почему ты меня избегаешь? – спросила старушка. – Я тебя чем-то обидела?
Милана покраснела и опустила глаза.
-Что Вы…, - прошептала она. – Мне просто стыдно…
-За что, милая? – удивилась старушка.
-За многое, - ответила Милана. – А ещё я у Вас, без спроса, взяла почитать письма.
И девушка разрыдалась.
- Милая, девочка, - Валентина Михайловна обняла соседку. – Ничего страшного в этом нет. Пойдём ко мне, и ты всё расскажешь.
Милана рассказала всё: о матери; о своих обидах; о том, что о ней говорят соседи; о том, что не может найти работу; найти хорошего парня и много ещё о чём.
- И мне так стыдно, - рыдая, сказала Милана. – Вы всю свою жизнь посвятили  людям, а я лишь только ждала от других добра, а сама ничего хорошего в жизни не сделала…. Даже обрадовалась тому, что моя мать умерла….
Валентина Михайловна с нежностью посмотрела на девушку.
-Девочка, досталось же тебе…, - посочувствовала она. – Ты не слушай, что другие говорят. Осуждают те, кто не нашёл в жизни счастья. Счастливый человек замечает только хорошее, запомни это. А письма…, может оно и к лучшему…, ведь что-то в тебе перевернулось…, и, надеюсь, в тебе открылась  доброта, которую ты глубоко ото всех прятала. Всё в твоей жизни наладится, поверь…. Ты, девушка симпатичная, встретишь ещё свою судьбу и работу найдёшь. Я верю в то, что у тебя всё получится - просто всему своё время. Тебе только немножечко в себе кое-что надо исправить - и всё наладится.
- Мне всю себя менять нужно, - Милана закрыла руками лицо. – Всё во мне – поменять!
-Ты уже начала себя менять, - улыбнулась старушка. – И остальное тебе по силам. Ты – хорошая, добрая девочка, так и делись своей добротой. Будешь делиться – станешь ещё добрее.
-Я не добрая, я – злая, - сказала Милана. – Я всегда недовольная всем.
-Была, - поправила старушка. – А сейчас для тебя многое открылось. В каждом человеке есть доброта, но, к сожалению, многие не знают, как ей пользоваться.
Милана удивилась. Она ожидала, что баба Валя будет её ругать, а она всё твердит: « ты – хорошая». И ей так захотелось стать, на самом деле, хорошей и сделать много добрых поступков.
Слушая тёплый голос Валентины Михайловны, она успокоилась, и жизнь теперь казалась не такой уж и плохой, только чуть – чуть исправить…, и всё будет хорошо.
С этого дня они стали почти родными людьми. Милана часто бывала в гостях у старушки. 
А как-то вечером, вернувшись домой, она подошла к зеркалу.
« Только посмотри внимательно, как будто в первый раз себя видишь» - вспомнилось наставление бабы Вали.
И она посмотрела. Разглядывала каждую черточку в себе, как будто смотрела не на себя, а на незнакомку. Посмотрев на глубокое декольте и короткую юбку, ей почему-то стало стыдно за свой наряд. Она удивилась этому, ведь раньше ей нравилось так одеваться, а сейчас….
-Да уж…, - загрустила Милана. – Теперь я понимаю, почему все ко мне так относятся…
Она открыла шифоньер и удивилась тому, что одежды приличной – нет. И купить её – не на что.

Валентина Михайловна желая помочь «бедной» девочке, вспомнила, что в магазин, в котором она частенько бывала, требуется продавец.  Но, когда там узнали за кого она хлопочет – сразу отказали.
-Знаем мы её, - сказала заведующая. – Работать не хочет, ругается как « сапожник». Не надо нам таких  работников.
Но,  старушка, умоляла дать девушке ещё один шанс, объясняя тем, что  Милана изменилась в лучшую сторону.  И обещала, что они не пожалеют, если возьмут её. В магазине Валентине Михайловне всегда были рады – она каждому скажет доброе слово, от которого становилось теплее - как будто знала, что творится у других на сердце. Конечно, странным было, что она поручилась за девушку, зарекомендовавшую себя с самой худшей стороны, но видно были на то причины. Поэтому, посовещавшись, решили  дать Милане ещё один шанс, чем несказанно порадовали старушку. И она поспешила к Милане. 

-Я сейчас видела объявление о том, что в наш магазин требуется продавец, - сказала она сразу, как открылась дверь. - Это очень хорошая работа и коллектив там хороший. Тебе надо попробовать туда устроится.
-Меня туда не возьмут, - вздохнула девушка. – Я у них работала, но меня выгнали. Тогда я на них была очень зла, а сейчас понимаю, что во всём виновата сама.
-Значит надо попытаться ещё раз, чтобы исправить свои ошибки, -  баба Валя умолчала о том, что поручилась за неё. – Тогда ты была другой, а сейчас, поверь мне на слово, тебя возьмут, вот увидишь. Ты стала вежливой и отзывчивой. Там обязательно, это в тебе заметят, поверь мне.
 И Милана поверила. Она с благодарностью посмотрела на старушку и, обняв, вдруг загрустила.

-Боюсь, вот только  мой внешний вид их испугает, - пряча глаза, прошептала она. – Я выгляжу так вульгарно…, что самой противно.

Валентина Михайловна улыбнулась - она давно ждала этого момента. Не хотелось ей указывать  на то, что приличные девушки так не одеваются. Баба Валя знала, что людей встречают по одёжке, но терпеливо ждала, когда Милана прозреет сама. И вот – это время пришло.
-Значит надо поменять твой гардероб, - улыбнулась старушка.
-Надо, - загрустила девушка. – Да вот не на что.
-Ну, это не причина отказываться от  работы. Денег на одежду я тебе дам, а ты, когда заработаешь, отдашь.
Милана засияла от счастья, и они отправились в магазин.

Так у Миланы появилась новая работа. Ей, конечно же, сообщили, кто за неё поручился и девушка, в очередной раз, удивилась доброте старушки. Ведь, та не сказала, что похлопотала за неё, а только поддержала, уверив её в том, что она стала другой. И Милана, с ещё  большим рвением, захотела стать другой – намного лучше той, какой она была раньше.
  Со временем Милана освоилась на новой работе. Она старалась добросовестно выполнять свои обязанности, и каждый раз, когда её хвалили, радовалась как маленькая девочка, а потом хвасталась старушке.  Валентина Михайловна радовалась вместе с ней, говоря: « Вот видишь…,  я всегда в тебя верила».
Эти моменты были очень важны для Миланы, и она продолжала стремиться стать ещё лучше.

   Шло время. Многое изменилось в жизни Миланы: у неё появились друзья, да и соседи стали с уважением к ней относиться, удивляясь переменам, произошедшим с ней. Она по-прежнему, каждый вечер, забегала проведать бабу Валю, ставшую самым родным человеком на земле. Они пили чай с пирожками и подолгу болтали,  ничего не скрывая друг от друга. Милана была счастлива и расцветала с каждым днём, а Валентина Михайловна, любуясь своей соседкой, частенько подумывала над тем, как устроить её личную жизнь.
 Однажды зайдя в домоуправление, она обратила внимание на симпатичного парня. Узнав, что он работает там слесарем, и что он - холостой, она придумала план, который  решила сразу воплотить в жизнь.  Придя домой,   сорвала кран на кухне и срочно вызвала мастера.  Вода хлынула на пол, брызгая на стены, но баба Валя знала, на что идёт и, позвав на помощь Милану, стала, с расстроенным видом, собирать воду с пола. Она переживала лишь за соседей внизу и надеялась, что они не пострадают от её проделки. Милана подоспела вовремя, да и слесарь быстро пришёл и всё починил. И когда пол был вытерт насухо, Валентина Михайловна предложила молодому человеку выпить чаю с пирожками. Алексей, так звали мастера, с удовольствием согласился. Ему так не хотелось уходить, не пообщавшись с милой девушкой, которую он принял за внучку хозяйки. Старушка успела всё: и воду убрать, и пирожками угостить и заметить, как Милана каждый раз покрывалась лёгким румянцем от пристального взгляда Алексея.
Так начался новый этап в жизни Миланы, который сделал её ещё счастливей.
А на следующий год, с наступлением лета, сыграли скромную свадьбу.
И теперь, на кухне Валентины Михайловны, каждый вечер слышался смех трёх счастливых людей.
 
Пришла осень. И месяц октябрь, своей волшебной кистью превратил каждый дворик в сказку, покрыв всё вокруг рыжим золотом. Листопад заметал тихие улочки города, стеля яркие ковры и заполняя воздух ароматом опавших листьев. Природа готовилась к зиме, и хотя временами светило яркое солнце, но в воздухе уже чувствовалось, что всё вокруг засыпает.

Валентина Михайловна, налив себе чашку горячего чаю, устроилась на своей кухоньке у окна. Она улыбалась, любуясь, как кружатся листья, и вспоминала знакомство с Миланой.
-Как хорошо Ты всё устроил, - прошептала она, глядя в небеса. – Случайность…, нет, конечно – это не случайность, и я так благодарна этому.

Вечером Милана пришла одна. Старушка удивилась и уже подумала, что она поругалась с мужем, но видя, как девушка сияет от радости, успокоилась.
-Валентина Михайловна, - торжественно начала Милана. – Хочу Вам сообщить новость: « Вы скоро станете прабабушкой!»
Баба Валя сначала отрыла рот от радости, а потом плюхнулась на стул и расплылась в улыбке.
-Прабабушкой…, - со слезами на глазах, прошептала она. – Какое же это счастье! Миланочка, родная моя девочка, как же я рада!
Милана обняла старушку и, присев рядом, взяла её за руки.
-Баба Валя, никакими словами невозможно описать то, как я Вам благодарна. Какое же чудо, что два года назад Вы меня схватили за руку, ведь я бы, не встретив вас, промчалась мимо своего счастья.  Вы – самый настоящий Ангел, таких  как Вы, больше не встретишь на земле. Вы ни разу меня не осудили, не попрекнули. Вы устроили всю мою жизнь. И мне страшно представить – если бы нас судьба тогда не свела, чтобы было со мной? Кем бы я была? Вы изменили всю мою жизнь и сделали меня самой счастливой на свете. Хоть мы с Вами неродные по крови, но я хочу, чтобы вы считали меня своей внучкой, - слёзы потекли по щекам, и Милана поцеловала морщинистые, но самые дорогие на свете руки.
- И ты меня сделала самой счастливой, внученька моя, очень счастливой. Ты отдала мне себя, и я обрела внучку, о которой даже и не мечтала, – приговаривала Валентина Михайловна, вытирая слёзы. - А теперь ещё и правнука или правнучку. Дай Бог бы дожить…
-Вам некуда деваться – доживёте…. Кто же мне помогать будет? - засмеялась Милана и крепко обняла старушку.

Валентина Михайловна ещё долго сидела на кухне, вспоминая всю свою жизнь, радуясь, что на её пути встречались только хорошие люди, которые делали её счастливей. Спать совсем не хотелось. Баба Валя открыла балкон, и влажный воздух ворвался в комнату. Она накинула шаль на плечи и вышла. Пахло недавним дождём. Город почти спал, лишь было слышно шуршание листьев, да мяуканье кошек. Она посмотрела на небо, затянутое тучами, сквозь которые кое-где проглядывались яркие звёзды. Валентина Михайловна загрустила. Ей очень хотелось подержать на своих руках малыша, помочь Милане поставить его на ноги. Она знала, что девушке достался хороший муж, но ей так хотелось, хоть чуть- чуть поучаствовать в жизни ещё не родившегося, но уже такого родного человечка…. Она вдохнула осенний аромат, и грустно улыбнулась.
 
- Не грусти, - вдруг услышала она за своей спиной, и, нисколько не испугавшись, повернулась. Перед ней стоял Ангел. Его белоснежные крылья искрились в лунном свете.
-Моё время пришло, и ты явился за мной? – тихо спросила она.
Ангел улыбнулся.
-Я пришёл не за тобой, - ответил он. – Я пришёл продлить тебе время. Ты многое сделала в жизни – многих спасла и давно заслуживаешь покоя, но время твоё ещё не пришло. Тебе надо ещё многое в жизни увидеть и многому порадоваться. Я дам тебе силы и ты ещё долгое время сможешь во всём помогать внучке - не важно, что она не родная тебе. Я слышал, как она назвала тебя ангелом, ты и правда –  Ангел. Если бы многие были такими, как ты, то ангелов на земле было бы намного больше….  А ты - знай, что после своей смерти станешь её Ангелом – хранителем, но это будет еще не скоро.

Ангел расправил крылья и взмыл в небо. Валентина Михайловна, не веря своим глазам, ещё долго смотрела ввысь, наблюдая за белоснежной точкой, исчезающей среди звёзд.
 
-Какой же я ангел? Я – обычный человек, который ни от кого ничего не требует. Я просто люблю этот  мир и люблю окружающих меня людей. А меня окружают  удивительные люди, которые делают меня счастливей, - старушка улыбнулась и на мгновение почувствовала крылья за спиной, только – на мгновение, но этого хватило, чтобы ощутить себя Ангелом…
 
               


Рецензии
Здравствуйте,Галина.
Иногда мне кажется,что внутри каждого человека есть свои ангелы и свои демоны. Именно эти существа составляют внутренний мир человека, его сущность.Они, возможно,и подталкивают человека, помогают в совершении различных поступков и являются причиной того, кем представляется человек в обществе.
Спасибо за историю.
С уважением,

Маргарита -Есения   17.02.2019 12:01     Заявить о нарушении
И Вам спасибо,что заглянули на страницу и не смогли пройти мимо. Да,я тоже думаю,что в нас есть и темные,и светлые ангелы. Просто нам решать, к кому обращаться за помощью). Еще раз,спасибо и всего Вам хорошего.

Галина Емельянова 2   17.02.2019 13:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.