Ломоносов. Православный? Атеист? Наука или вера?

Это принципиальный вопрос для тех, кто не может представить, как веру можно совместить с наукой?! 
Итак, как же к вере относятся лучшие умы человечества?

Ломоносов – величайший русский учёный мирового значения, поэт, энциклопедист, архитектор и и т.д. Перечисление того, в чём он преуспел, займёт не одну страницу.  Но нас интересует другое -  Как он относился к науке и вере? Был ли он атеистом-материалистом или верующим православным человеком?
Чтобы выяснить это,  достаточно прочитать некоторые высказывания и стихи Ломоносова.

Словно предчувствуя, что через два столетия про него будут писать, что он был "материалистом", Ломоносов слагает такие строки в переложении псалма 26-го:

Услыши, Господи, мой глас, Когда к тебе взываю,
И сохрани на всякий час: К Тебе я прибегаю...
Меня в сей жизни не отдай Душам людей безбожных,
Твоей десницей покрывай От клеветаний ложных...
Ко свету Твоего лица Вперяю взор душевный,
И от Всещедрого Творца Приемлю луч вседневный...

Сколько у Ломоносова таких строк! Его классическая Ода об Иове начинается:
О ты, что в горести напрасно На Бога ропщешь, человек...

Ломоносов считает, что наука только подтверждает Величие БОЖИЕ и БОЖИЮ Премудрость, создавшую наш мир. А  Любовь БОГА к людям явлена тем, что ОН ради их спасения, послал на страдания своего единородного Сына.

Сколь созданных вещей пространно естество,
О сколь велико их создавше Божество!
О сколь велика к нам щедрот Его пучина,
Что на землю послал возлюбленного Сына!
Не погнушался он на малый шар сойти,
Чтобы погибшего страданием спасти.

Ломоносов как учёный восхищается Творением БОЖИИМ:

В безмерном углубля пространстве разум свой,
Из мысли ходим в мысль, из света в свет иной,
Везде Божественну мы мудрость почитаем.
В благоговении весь дух свой погружаем.
Чудимся быстрине, чудимся тишине,
Что Бог устроил нам в безмерной глубине...

А это к неверующим и ложно верующим, не понимающим сути Духовности, Православной веры и Церкви.

О вы, что Божество в пределах чтите тесных...
Вперите мысль, чему Святитель сей учил,
Что ныне нам гласит от лика горних сил.
На милость Вышнего, на истину склонитесь,
И к Матери своей вы Церкви примиритесь...

Ломоносов считал, что вера не противоречит науке и не отрицает её.  Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. 

Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской)пишет: «Только малообразованные люди думают, что наука "противоречит вере в Бога", а вера в Бога "отрицает науку". На самом деле наука и религия, - две разные и одинаково законные области человеческой жизни. Они могут одна другую пересекать, но противоречить друг другу они не могут. Так думал и Ломоносов...
Вот, что он говорит, предвосхищая воззрения многих больших ученых наших дней: "Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга - видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира - физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть тоже, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители».

Ломоносов не просто глубоко верующий человек, но он защитник науки и веры.

В послании к И. И. Шувалову «О пользе стекла» академик обращается к трудам богослова V века блаженного Августина, говоря, что Августин пришел бы в восторг от новых доказательств бытия Божия, добытых наукой. В знаменитой работе «Явление Венеры на Солнце» (1761) Ломоносов использует обширные цитаты из творений отцов Православной Церкви Василия Великого и Иоанна Дамаскина, рассуждая о способах толкования Священного Писания. Здесь он прямо и однозначно выражает свою позицию христианина-ученого: «Христианская вера стоит непреложна. Она Божиему творению не может быть противна, ниж; ей Божие творение, разве тем чинится противность, кои в творения Божия не вникают».

Ломоносов был великим учёным и воцерковлённым  православным, глубоко верующим  человеком. И не он один. Большинство великих учёных верили и верят в БОГА, ибо «Поверхностные знания отвращают от БОГА, глубокие и основательные ведут к НЕМУ». (Философ Ф.Бэкон)

Использованы фрагменты из книги Архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховской)
"Беседы с русским народом»


Рецензии
Ломоносов, вероятно, верил к бога, но к государственной церкви несомненно относился резко критически, поэтому

"...Синод православной христианской церкви обвинил великого русского ученого в распространении в рукописи антиклерикальных произведений по ст.ст. 18 и 149 Воинского Артикула Петра I, предусматривавшим смертную казнь. Представители духовенства требовали сожжения Ломоносова.
Архимандрит Д.Сеченов — духовник императрицы Елизаветы Петровны — был серьезно встревожен падением веры, ослаблением интереса к церкви и религии в русском обществе. Характерно, что именно архимандрит Д.Сеченов в своем пасквиле на Ломоносова, требовал сожжения учёного".

вот такие отношения
так что не надо пристёгивать Ломоносова к официальной религии.

о вере здесь не говорим,
тем более, что в то время невозможно было открыто исповедовать иные взгляды, чем у государственной церкви - могли бы сжечь, как других "еретиков" сжигали тысячами и во время Раскола и ещё раньше.

Артазар   05.12.2020 21:40     Заявить о нарушении
Ув. Артазар, очень вредно бродить по Инетовским помойкам и подбирать чьи-то лживые измышления и домыслы, и выдавать их за документальные факты.

Никогда никто не предлагал сжечь М. Ломоносова. Чушь собачья. ) ) Речь шла о публичном сожжении пасквиля «Гимн бороде», в котором М. Ломоносов допускал неуважительные высказывания о некоторых представителях духовенства. Сожжения пасквиля, а не Ломоносова! Разницу чувствуете?)))

Синод обратился к императрице Елизавете Петровне с докладом «Об уничтожении чрез палача пасквильных стихов», где было требование публично предать их огню, а самого Ломоносова «для увещания и исправления в Синод отослать», то есть разрешить как-то его наказать. Ответа от императрицы не последовало, тем дело и закончилось.
А в стихе «Гимн бороде» по сути ничего особо обидного нет. Об этом: Ломоносов. Гимн бороде. Сатира на что и на кого?
http://proza.ru/2017/10/22/1712

Никаких тысяч еретиков в России не сжигали. Во времена раскола действительно были случаи самосожжения староверов и единичные случаи казни еретиков, но с начала царствования Елизаветы Петровны (с 1741г.) все казни были отменены.
Поэтому Ломоносов верил и был воцерковлённым человеком, то есть регулярно посещал Церковь, не из «страха смерти», как Вы сочиняете, а в силу глубокой веры. О чём он много и замечательно повествует в своих стихах и высказываниях.

Что касается Архимандрита Дмитрия (Сеченова), которого Вы некрасиво оклеветали, то и Архимандрит Дмитрий и Ломоносов всегда боролись за продвижение русских людей Ломоносов - в Академии, и Дмитрий Сеченов - в управлении церковными делами.
Будьте более разборчивы в источниках знаний.

Будь стражем бдительным стремлений и желаний,
разумно выбирай источник вдохновения и знаний -
не издревле манящий пруд с гнилою, мутною водой,
а чистый и живой Родник Святой.

Славен Любомиров   06.12.2020 00:55   Заявить о нарушении
Уважаемый Славен Любомиров 3, у Ваших розовых очков очень толстые стекла )
Не уверен, что есть смысл тратить время на опровержение Вашей благостной картины истории российской госцеркви.

Подумаю.
будет настроение и досуг - подкину инфы.

Артазар   07.12.2020 03:52   Заявить о нарушении
Только не надо ложной инфы.) Нет смысла?) Приведите подтверждённые документами факты, если сможете, или признайте, что Вами сказанное об Арх. Дмитрии и намерении сжечь Ломоносова - клевета. Это будет честно с Вашей стороны.

Славен Любомиров   07.12.2020 16:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.