Дочитал книгу Шатрова и Логинова Февраль

Дочитал книгу Шатрова и Логинова Февраль, представляющую из себя литературно обработанную летопись февральской революции 1917 года и составленную из документов, писем, воспоминаний, дневников, газетных заметок… Сильное впечатление осталось от этого произведения. Попытаюсь его выразить конспективно:

• Февральская революция была более масштабна и сильна по воздействию на массы, чем октябрьская, и полностью подготовила трудящийся народ к следующей революции.
• Солдаты, они же крестьяне в серых шинелях, малообразованные, но понимающие, что главное в жизни, это мир и работа на земле, сделали эту революцию.
• Революция не могла не произойти из-за накопившихся проблем и противоречий в обществе и из-за бездарной власти царя и его правительства.
• В начале революции все общество пребывало в эйфории, считая, что впереди им светит счастье: бедные ожидали обретение свобод от эксплуатации и возможности стать хозяевами своей жизни, богатым надоело бездарное правление царя, не дававшего им экономической и политической свободы. 
• За 8 месяцев правления в стране Временного Правительства настроение общества кардинально изменилось – бедные ничего не получили, богатые не справились с управлением (впрочем, этот период находится уже за пределами содержания данной книги).

Февральские события – волнения, стачки, забастовки, вольные разговоры разбудили общество. Вот что можно прочитать о том времени:

Генерал царского охранного отделения А. И. Спиридович так описал обстановку в Петрограде 20 февраля 1917 года, непосредственно перед революцией:

Повидав кое-кого из Охранного отделения, понял, что они смотрели на положение дел безнадёжно. Надвигается катастрофа, а министр, видимо, не понимает обстановки, и должные меры не принимаются. Будет беда. Убийство Распутина положило начало какому-то хаосу, какой-то анархии. Все ждут какого-то переворота. Кто его сделает, где, как, когда — никто ничего не знает. А все говорят и все ждут. Попав же на квартиру одного приятеля, серьёзного информатора, знающего всё и вся, соприкасающегося и с политическими общественными кругами, и с прессой и миром охраны, получил как бы синтез об общем натиске на правительство, на Верховную Власть. Царицу ненавидят, Государя больше не хотят. За пять месяцев моего отсутствия как бы всё переродилось. Об уходе Государя говорили как бы о смене неугодного министра. О том, что скоро убьют Царицу и Вырубову говорили так же просто, как о какой-то госпитальной операции. Называли офицеров, которые, якобы, готовы на выступление, называли некоторые полки, говорили о заговоре Великих Князей, чуть не все называли В. К. Михаила Александровича будущим Регентом.

Книга заканчивается отречением царя Николая II. В книге представлены яркие психологические портреты главных действующих лиц той истории – немногочисленных большевиков, членов Государственной Думы и Временного правительства. Особенно запомнились портреты Керенского, Гучкова, Милюкова, Родзянко, Николая II.


Рецензии