Некоторые аспекты духовной деятельности в театре

Некоторые аспекты духовной деятельности в театре, - та тема, которую наметил я, когда мне предложили сделать доклад по нашей секции. Почему я выбрал подобную тему, и что она означает? Ничего. Только то, что на тот момент я не знал, что говорить. Поэтому я выбрал аспекты духовной деятельности. Название общее, широкое и совершенно непонятное. В общем, в духе нашего времени: ноль конкретики и лишь слова, слова, слова. Для того чтобы хоть как-то «напитаться» конкретикой, беру энциклопедический словарь. Там написано: «Аспект – точка зрения, с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива».
 
«Ура! Это то, что мне нужно, это по мне! Уж чего – чего, а это явление мне хорошо известно, да и перспективы можно предугадать».

Есть в словаре еще одно определение аспекта. Оно является чисто ботаническим. Оказывается, аспект – это внешний вид растительного сообщества. Он называется обычно по преобладающим растениям. И опять все понятно. В театре «Глас» лишь два преобладающих растения. Это Никита Сергеевич и Татьяна Георгиевна. Их функция удерживающих, т. е. спасения всего сообщества от различного рода сорняков, лихолетий и непогоды всем известна. Театр – их детище.

Моя же деятельность была чисто пастырской,  это - судьба православного священника,  по которой Господь определил идти, поправляя и исправляя ошибки обычного человека, созданного Им по Его по образу и подобию.
 
        Много уже говорилось на тему театра и Церкви, о возможности соединения этих понятий, но забывается самое главное, что Господь Всемогущ и может изменить все наши представления одной лишь  Своей волей. Для исполнения этой воли Он избирает человека, причем не всегда и не обязательно святого, ибо хочет посрамить мудрость мудрых, а слабое и немощное поставить во главу угла.

        То, о чем нам говорит Господь, вещи всем известные, уже миллионы раз всеми слышанные и виденные, т. е. прочитанные в Евангелии, святоотеческих поучениях, литературе, по радио, даже по развращающему нас телевидению, но почему-то не услышанные и не принятые нашим сердцем, умом и волей, – тем, чем мы, прежде всего, должны видеть и слышать. А потому исполняются слова Христа: «слухом будут слышать и не услышат, глазами будут видеть и не увидят».
 
        Для того чтобы люди видели и слышали, они должны разбудить в себе три составляющие человека. Сначала сердце, от сердца идти к разуму, а от разума к воле, т.е. действию. Естественно, что начало такому движению есть сам человек. Такова цель и задача не только каждого отдельного человека, но и любой православной структуры, начиная с православного детского садика, воскресной школы, университета, трудового коллектива, в данном случае духовного театра.
 
        Удивительно, но в театре это происходит. Многие люди свидетельствуют об этом. В чём же секрет такого невероятного успеха движения к выбранной цели? В том, что театр возник в результате общественного православно-патриотического движения. Сердце артиста Советской филармонии откликнулось на внутренний зов послужить Церкви, стало искать и осознавать, что говорил Христос, и о чем научало Святоотеческое учение. Результат не замедлил сказаться в виде спектакля «Светлое Воскресение».
 
         Дерзновение в ревности о Господе явно изливалось в организации вечера по случаю 150-летия со дня закладки Храма Христа Спасителя. Далее новые дерзания, новые битвы за культуру в Боге с теми, кто хотел бы видеть культуру вне Бога. Я не буду перечислять весь путь театра – это очень интересно и могло бы составить значительный труд, лишь постараюсь сделать акценты на лишь нескольких моментах этого пути. Более всего на трудностях, которые человека приводят к становлению личности, а коллектив к выявлению своей цели и задачи. Это  интересно, хотя бы тем, что таким путем до этого никто не ходил. По крайней мере, мне подобное не известно.
 
          Первое, с чем театр столкнулся,  было неприятие подобного служения со стороны своих же православных. Но капля камень точит, тем более, капля той воды, которую дал Христос в виде Своего учения. В настоящее время можно зафиксировать, что стена непонимания по многим местам развалилась, и театр стал для православных своим – родным.

          Вначале пути идеей подобного служения был «заражен» лишь основной состав. На первом этапе он состоял из двух человек – директора и художественного руководителя. Остальных можно причислить к категории сочувствующих православию, и необходима была их работа по воцерковлению.
         Такая работа велась, но среди некоторых \ из тех, кто на словах поддерживал идею духовного театра, а, по сути, нашел работу и жил прежними советскими устоями \ появлялось такое мощное сопротивление, которое приходилось подавлять. Очень тяжело было приучить на гастролях к молитве перед и после еды, слушанию жития святых за трапезой, вечерней и утренней молитве. Причем ни администрация, ни духовник театра не заставляли силой делать этого, но сталкивались с противоборством этой линии. Отдельные личности шумели, смеялись, подговаривали коллектив и старались разложить его. Уволить же их по советскому законодательству было трудно. Терпели, уговаривали не противостоять и, в конце-концов, добились: молитвы и молебные пения стали естественным делом для актерской братии.
 
         В среде коллектива проводились толкования Евангелия по главам, причем с акцентом на репетиционный материал театра.
 
         Во время гастролей посещались монастыри и храмы. Всегда оповещали о нашем приезде епархиальных архиереев, а получали поддержку и благословение местного духовенства. Хочется заметить, что театр «Глас» своим существованием обязан Митрополиту Владимиру Сабодану, Предстоятелю Киевской Православной Церкви.
 
         Одной из главных проблем театра явилось взаимодействие священника театра и администрации. Не было симфонии гражданской и духовной власти. Это связано с тем, что форма взаимоотношений не была понятна и определялась путем проб и ошибок, тем более что театр является государственным и задачи администрации и священника, несмотря на единое направление, различны по сути. У священника – попечение о душах людей, у администрации сохранение театра, как государственной структуры. Были попытки руководства использовать священника в разбирательстве проступков актеров и нажима на них с воспитательной целью в административном понимании. Это неправильно. Священник должен быть вне подобных разборок, но у него должно оставаться право печалования за людей, а, возможно, и право «вето».

         С другой стороны актерская братия пыталась использовать священника в своих эгоистических целях, обвиняя руководство во множестве грехов, свойственных в большей мере самим этим актерам. Все грехи служителей искусства давно известны. Это гордость, тщеславие, самолюбование и самолюбие. Побороть их возможно только при христианском отношении к своей профессии, как деланию Божию и самовоспитании.

         Самодисциплина всегда была и остается ключом к успеху. Тот, кто хочет быть актером – служителем Божьим, тот должен направить всю свою волю на самовоспитание и сделать из себя достойного христианина. Администрация и священник в этом случае всегда готовы помочь.
 
         Как видите, в театре не все всегда шло гладко, и даже, можно сказать, гладкой дороги никогда не было, а был тернистый, зыбкий и тесный путь, тот путь, о котором и говорил Христос.
 
         Как не сойти с этого пути? Заканчивается время «очарования православием» общественностью нашей страны. Страна движется в Европу, все выбирают просвещенный гуманизм, а он ставит человека на место Бога. Богу уже нет места в Европе. Русский народ все это проходил, и его пытаются повести по старому пути, где нет места Христу. Национальную русскую идею никто из тех, кто руководит народом, не хочет искать. Не дай Бог, осудит за это Запад. Уже не до Востока, где Солнце восходит, а до тех, где Оно заходит.
 
         Куда пойдет государственный театр «Глас»? Вот, о чем я думаю сейчас. Есть два пути: один – полезный. Стать национальным драматическим театром. Этот путь необходимо поддерживать, т.к. Объединенная Европа старается стереть национальные различия и насадить свою новую культуру.
 
         Другой – исповеднический. Я к нему не зову. Такой подвиг выбирает сам человек. Там сплошные раны и терния. Он более спасителен. На этом пути искусство должно соединяться с действием, с борьбой за свою Родину, с направлением на битву с врагом рода человеческого, на защиту Бога. Путь для сильно верующих и умных по Бозе, т.к. Сам Господь в таких случаях влагает  в головы людей божественные мысли. Люди, сильные волей, не боятся поражения, ибо любое поражение в безбожном обществе может оказаться победой в очах Божьих. Он защитит и спасет. Впрочем, мнение автора в большинстве случаев не совпадает с мнением большинства. Надеюсь, что аминь.


Рецензии