Бытие определяет Сознание?

Итак, все же давайте поразмыслим над этим важным вопросом. Проблема Бытия и Сознания для меня является очень важной, я бы даже сказал чертовски важной! В чем же суть? Я постараюсь не грузить читателя сложными философскими понятиями и буду приводить примеры из жизни. Материалисты считают, что именно Бытие определяет Сознание, а не наоборот. Например, довольно часто говорят о том, что общественная среда и экономическая основа общества определяют развитие культуры и моральное становление личности в обществе. Но так ли это? Каким образом объясните, что в одной и той же общественной среде люди могут быть очень разными, как будто живущими в разных мирах. Допустим, есть глухая провинция, где в массе своей люди бухают, матерятся и занимаются хулиганством. Но в этой провинции одному парню кажется все это абсурдом и деградацией, он бунтует против такого стадного общества и выбирает путь физического и умственного саморазвития, много читает, не пьет и не курит, занимается спортом, ищет себя. Я знаю лично сам одного очень хорошего парня (тоже анархист духа по взглядам), который рос в дет.доме из-за пьющих родных и тем не менее самосовершенствуется, с ним очень интересно поговорить на важные философские темы. В то же время мы видим, что деградируют люди как в маргинальных уголках нашей необъятной страны, так и в среде богатых, например те же мажорики, прожигающие свои жизни. Так в чем же дело? Почему же так? Я думаю, что все очевидно, как дважды два. Дело в том, что Человек это прежде всего Разум и Воля. Именно от внутреннего стимула, вдохновения, закалки, самодисциплины и предприимчивости зависит то, каким станет сам Человек. Именно Ты сам отвечаешь за то, как проживешь свою жизнь и каких людей к себе в конечном итоге притянешь. Да, я согласен, что не каждому повезло родится в образованной культурной среде, кто-то живет в каком-нибудь "Задрюпинске" в окружении грубых хамоватых люмпенов и испытывает из-за этого глубокое отчаяние, потерю надежды что-то изменить вокруг себя. Но в том то и дело, что Человек тем и отличается от животных, что может внутренне подняться над окружающей обстановкой, углубиться в Себя, работать над своими слабостями. Не зря нас учили мудрые, что если хочешь изменений, то изменись Сам. Мысленно стараясь не обуславливаться не очень-то приятным окружением, ты можешь стараться изо всех сил развить свои умственные и моральные качества, постепенно перебраться куда-нибудь в другое место и начать делать что-то свое, найти приятный круг общения, тем самым подогнав внешние условия под свое Я. Хотя это и трудно, но все же возможно. Общественная среда может сильно влиять на нас в детстве, особенно через родных и окружения сверстников. Но вот если же взрослый молодой человек или девушка ссылаются на то, что им, мол, от природы так мало дано или малокультурная среда повлияла, то это как раз-таки признак внутренней духовной слабости, слабоволия и пассивности. Великий австрийский психолог Виктор Франкл считал, что пусть даже человек и зажат в рамках определенных обстоятельств и не может чисто материально что-то сразу изменить, то все же он в силах изменить свое внутренне отношение к ситуации, изменив свой образ мыслей и сконцентрировать волю, сохранив самообладание и человеческое достоинство.

Все же наша жизнь довольно сложная, непредсказуемая и противоречивая штука. Попытки втиснуть человеческую жизнь в рамки рациональных теорий обречены на провал. Где вы видите, чтобы все в жизни шло по какому-то предвиденному пути или плану? Все происходит спонтанно и иррационально, при чем как во внешнем видимом мире, так и внутри человеческой сущности. Квантовая физика давно уже ясно показала, что именно от Наблюдателя зависит поведение наблюдаемых частиц. Все эти парадоксы вроде "Кота Шредингера" и квантовой запутанности просто поражают нас, разбивая привычные представление о картине реальности.  Даже всем давно известный  из теории относительности "парадокс близнецов" просто шокирует и даже немного пугает. Осмелюсь предположить, что может быть где-то там в других вселенных живут такие же Владимиры Савельевы с такой же внешностью, но с совсем другим характером и целями в жизни. Также вполне могу допустить, что Сознание может быть растянуто во времени и мой прошлый Я как бы по-прежнему живет все еще там, а мое будущее Я уже вспоминает то, что я делаю сейчас в данный момент. Конечно, это все очень сложно и пока не подтверждается наукой, но это лишь вопрос времени, ведь когда-то  теорию относительности  и даже полеты на Луну считали фантастикой и бредом безумцев. Завтрашний день для меня еще не существует, но он все же наступает и проносится через мое Сознание, уходя в прошлое, в мои воспоминания. Бытие это не какая-то сплошная и навсегда заданная реальность, а лишь всегда определенная картина мира для моего Сознания в данный момент этой жизни. Я мог бы наплевать на все и лежать на диване, смотря телевизор и не вдаваясь в философские поиски, но что-то во Мне не желает такой жизни и хочет осмыслить Бытие и свой внутренний мир. В Человеке есть что-то такое, что направляет его к поискам, используя Разум и Волю как надежные орудия на пути к чему-то неизведанному. Даже если каким-то образом мир стал бы совершенным, без голода, болезней и конфликтов, то и это не принесло бы покоя моему Я. Ну и что мне с того, что вокруг изобилие и гармония без войн? Прав был в чем-то и Достоевский, что человек желает страданий, но я бы сказал, что он нуждается в переживаниях самого Себя через поток Бытия, в разрешении своих противоречий как через душевные испытания, так и в вдохновенно-творческом экстазе. Человек тем и уникален, что он бунтует против обстоятельств жизни, подвергает сомнению устои общества и жаждет чего-то, что взволнует душу. Именно воображение возносит нас над повседневностью, платоновский мир "эйдосов" существует внутри нас и заставляет в конечном счете меняться мир, создает разные культуры и саму историю. Какое-то там непонятное будущее не наступит никогда, оно уже создается нами в каждый данный момент, мы творим все сами. Поэтому если только люди поймут, что все зависит от них самих, то мир резко изменится. Я знаю, что все эти отсылки на то, что времена еще не те (или уже не те), несовершенство и неизменность человеческой сущности и тому подобное - суть просто признаки  духовной трусости перед самими собой, боязнь изменений внутри себя и в мире. Восстань же, Творец! Пришло время создавать мир, а не ждать каких-то внешних причин!


Рецензии
Бытие определяет массовое сознание, но сознание отдельного индивида может нелинейно ответить на вызовы бытия.

Лоргар Аврелиан   07.11.2017 17:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.