Посох - этимология

Дала б ему я посох свой,
Мне посох надобен самой;
И, чтоб зверей остерегаться,
С собачкой мне нельзя расстаться;
Мне посох надобен самой
И. Ф. Богданович. Песня (1773)   

1)  Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень: -посох-.  Значение: длинная трость, палка для опоры при ходьбе.

Этимология декларируется по Максу Фасмеру (вставка – праславянское)

Происходит от др.-русск., ст.-слав. посохъ. От соха, далее от праслав., от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. соха «кол, дубина, подпорка, соха, мера площади», сербск.-церк.-слав. соха (греч. xylon), русск. соха, укр. соха «подпорка», белор. соха «соха», болг. соха «палка с развилком», сербохорв. соха — то же, словенск. sohа «столб с перекладиной», чешск. sосhа «статуя, скульптура», словацк. sосhа «колонна», чешск., словацк. sосhоr «дубина; олух», польск. sосhа «развилок», в.-луж., н.-луж. sосhа «кол с развилком», сюда же русск. усошье «расстояние между боковыми столбами овина», сохатый «лось», посох, рассоха «палка с развилком», русск.-церк.-слав. колъсоха (греч. charax), осошити «очистить от сучьев».

б) Этимологический словарь М. Фасмера

Посох, род. п. -а, посошок, уменьш., откуда фам. Посошков, др.-русск., ст.-слав. посохъ (Супр.). От соха (см.). Сюда же посох, уменьш. посошок – в переносном смысле "стопка водки на прощание" (Мельников), т. е. на дорогу.

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII в., М., РАН, 2002 г. (СОХА)
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_26.pdf

* Соха (Съха). 1. Кол, палка с развильем на конце. Острм. еван. 1057 г.  4. Колодка, ярмо (1318). На утрие же въ субботу возложиша соху от тяжка древа на выю святого Михаила. Рог. лет. XV в.

б) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М. 1991, вып. 17 (ПОСОХ)
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_17.pdf

Посох. 1. Палка, трость. Дреколье; палки и колья, употребляющиеся в качестве оружия. Яко на разбоиника ли изидосте съ оружиемь и посохи  яти мя. Марк 14:48, Мст. Ев., XI-XII вв. 2. Посох палка для опоры. Да Иван же купил полтораста вязов на посохи и на кочерги. Кн. прих.-расх. Кир. м., 1582. 3. Жезл, символ власти царя, архирея, 1423. Посох отняти – лишить власти, 1606. Посох покинути – отказаться от власти, 1609. 4. Посошная пошлина, 1516, и т.д.

в) Национальный корпус русского языка

* Послание митрополита Киприана игуменам Сергию и Феодору (1378): «Симъ сице имущимъ, как у васъ стоить на митрополице месте чернець в манатии святительской и въ клобуце, и перемонатка святительская на немъ, и посох в руках?».

* Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе. 1697–1699 (1699): «Того числа святую литоргию служил 1 священник по вышеписанному обыкновению, а митрополит в той церкве стоял во время святыя литоргии на своем месте на ковре в архиерейской мантии со источниками и в клобуке черном и посох держал в руках архиерейской, подобен московских архиереев посохам».

3) Обобщение и вывод

а) Этимология термина не отработана, ссылки Викисловаря на праславянский, славянский язык безосновательны, наука не знает ни одного слова из лексикона этих языков; письменность на Руси возникла в ходе распространения иудеохристианской доктрины. Исследователи в своих комментариях указывают лишь страны, где христианство закрепилось в результате деятельности Кирилла и Мефодия и их учеников – ареал церковнославянского языка.

б) Что такое посох?

* Древние письменные источники указывает на ПОСОХ-ОРУЖИЕ пастуха, срезанную ветвь дерева, где один конец был загнут для ловли овец, а другой – острым (примитивное копьё), для защиты от хищников и понукания (заставлять двигаться быстрее) животных.
Посох и праща  - оружие древнего пастуха, о Давиде: «И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина».
Филистимлянин обиделся: «И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою? разве я собака?».

* ЭСБЕ/Посох …— жезл (…). который вручается архиерею после посвящения его в святительский сан, по окончании литургии. Посох, как символ пастырской (пастуха) власти над пасомыми (стадо овец) и отеческого попечения о них, указывает архиерею на его пастырскую (пастушью) обязанность вести свою паству (стадо) на путь спасения, не допускать ее до заблуждений и отражать нападающих на нее духовных волков.

* В ходе распространения иудейской религиозной доктрины на европейской юго-восточной территории происходило осмысление библейских образов и терминологии. Работа по созданию общего для восточных племен тюрок и славян церковного языка была начата примерно в 861/2 году в Крыму во время дипломатического визита Кирилла и Мефодия, затем продолжена их учениками в Болгарии и Сербии в X  веке. К началу XI  века удалось заложить основы новой религиозной терминологии, которая и получила название - церковнославянский язык. Сегодня ясно, что древние переводчики для формирования лексикона (словаря) брали за основу один-два подобных термина на еврейском языке (несколько согласных букв) и дополняли его распространенными на территории гласными звуками (огласовывали).

Вывод
Мы определились с образом, ПОСОХ – оружие (инструмент) пастуха, специально обработанная ветвь дерева, один конец его – острый. Термин сообщает - что это за предмет, для чего это? Следовательно, необходимо  содержит значения (смыслы): острый + палка, кол, сук, ветвь (дерева). Целесообразно рассмотреть слово в связи с терминологией иврита и библейскими образами.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – ПОСОХ = ПО+СОХ. У нас моментально выявляется рациональный (соответствующий здравому смыслу) корень иврита СОХ, СОХА ветвь, сук (дерева).

Общий вид

Русск. ПОСОХ = корни ПО+СОХ = ивр. ПО (ПЕ) острие + СОХ = СОХ, СОХА  (талмудический термин)  ветвь; СОХ, СОХА  ветвь, сук (библейское слово); в слове разные начальные буквы самех и син.

*Источник

См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878;
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_461.htm

См. стронг иврита 7754, СОХ, СОХА  ветвь, сук


б) Библейский образ

* ПО (ПЕ острие)

1-я Царств 17:40: «1-я Царств 13:21: «когда сделается щербина на острие (ПЕ) у сошников, и у заступов, и у вил, и у топоров, или нужно рожон (палка с острым металлическим  концом для понукания животных) поправить».

* СОХ, СОХА (ветвь, сук)

Судей 9:48: «И пошел Авимелех на гору Селмон, сам и весь народ, бывший с ним, и взял Авимелех топоры с собою и нарубил сучьев (СОХА) древесных, и положил на плечи свои».
Судей 9:49: «И нарубил каждый из всего народа сучьев (СОХА), и пошли за Авимелехом, и положили к башне, и сожгли посредством их башню огнем, и умерли все бывшие в башне Сихемской, около тысячи мужчин и женщин».

Таким образом, русский термин ПО+СОХ составлен из двух корней иврита, описывает форму предмета - заострённую ветвь дерева, что соответствует действительности.

Современный человек оторван от природной среды, везде дороги, машины, поезда, обитатели лесов (зверь) ушел в малонаселенные регионы. Однако ещё в середине XIX века волчьи стаи терроризировали население в центральных областях России; выйдя за околицу села можно было встреть медведя и волка.
Есть гравюра 1821 г. «А.С. Пушкин на проповеди в церкви г. Кишинёва» (не удалось найти в интернете). На ней изображена сцена в церкви города во время проповеди, А.С. Пушкин стоит с непокрытой головой, рядом с десяток прихожан в фесках, каждый в руке держит ПОСОХ.  Одичавшие стаи собак в малых городах представляли серьёзную угрозу для жителей.

Н. С. Гумилев. Вечное (1912)
 
Я в коридоре дней сомкнутых,
Где даже небо - тяжкий гнет,
Смотрю в века, живу в минутах,
Но жду субботы из суббот …

И тот, кто шел со мною рядом
В громах и кроткой тишине,
Кто был жесток к моим усладам
И ясно милостив к вине,

Учил молчать, учил бороться,
Всей древней мудрости земли, ;
Положит посох, обернется
И скажет просто: «Мы пришли».

3.11.2017 г.


Рецензии