Странные, странные сказки моего детства

ОГОНЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ.
Киноообзор.
Захотелось как-то пересмотреть сказки, которые видела в детстве. Пересмотрела "Огонь, вода и медные трубы". Увидела эту сказку под каким-то новым углом зрения, жизненный опыт и возраст, наверно, добавили моему зрению новых красок и понимания. Почему-то мне захотелось проанализировать эту сказку, ведь кто-то должен в конце-концов это сделать, пусть и через много лет.
Сказка начинается сказочно. Молодая девушка-подросток гуляет с козой по лесу и на неё нападает волк. Волк не совсем волк, а некий злой мужик и царства Кощея Бессмертного.
Алёну, естественно, спасает добрый молодец, в образе красавчика Васи. Между ними мгновенно вспыхивают чувства, после чего Алёна дарит Васе поцелуй и он до конца сказки считает её своей невестой. Отношения, конечно, скоропалительные, но сказка есть сказка и всё в ней идёт сказочно быстро. Вася, что-то делает в лесу и очень чумазый. Для каких целей он находится в лесу, чем занят особо не поясняется. Вроде как палит уголь, для чего нужен уголь не сказано.Просто его показали вдали от дома.
Родителей Васи и Алёны, равно как и других родственников, друзей не представлено, причём на протяжении всей сказки они не появились. Это, конечно, очень обеднило сказку и сделало неинтересной. Алёна похищена и это волнует только её случайного знакомого. Волнение родителей, братьев, сестёр и т.д вообще не показано, даже мельком. Полное неуважение к родственным и дружеским связям. Хоть бы издалека деревеньку какую показали или радость родителей, жителей деревни возвращению Алёны.Девушка пропадает и это никого, по этому фильму, не волнует кроме случайного знакомого из леса. И в начале фильма и в конце фильма Алёна с Васей, как бомжи, бегают по лесу в сопровождении козы, они что безродные какие-то? В общем, странно это показано.
В течении минуты, представлены какие-то молодые люди, проходящие с песнями по лесу. Вернее песня одна. Поёт упитанный румяный гармонист в окружении девушек:
-Я б тостушку полюбил мне с толстушкой весело,
На руках её носил бы если б меньше весила.
Странный, однако, народный фольклёр в детской сказке.Что этим хотели сказать? Что если у девушки лишний вес так она что не достойна любви? Может так детям объяснили, что переедать вредно и пищевые ресурсы ограничены, особенно для девушек. Но, вообще, и девушки, в таком случае, могли бы соответствующей частушкой ответить упитанному гармонисту. С этой песни застройка девушек уже началась и будет продолжаться до конца сказки.
Параллельно с этой историей показана и другая романтическая история.
Мы попадаем во дворец Кощея Бессмертного. Кощей в роли жениха, невеста - дочь бабы Яги.
На свадьбу Кощея, в огромном количестве, прибыла нечистая сила... Они прибыли на всевозможных летательных аппаратах. На ступах иностранные наклейки, масса нечистой силы заграничная. Не без юмора это показано.
Посадкой и расстановкой ступ, занимается слуга Кощея, наш старый знакомый священнослужитель из сказки «Варвара–краса, длинная коса», переквалифицировался в этой сказке из чина священнослужителя в должность приспешника нечистой силы. Так сказать давно к этому шёл.Но вообще довольно странно так показывать работника культа.
Кощей Бессмертный женится на дочери Бабы Яги. Она ласково называет его Коша. Прямо идиллия). Так вот, когда этому Коше подарили молодильные яблоки, он их съел и помолодел лет на 200. Тут он, абсолютно нагло, отверг свою невесту и выгнал её вместе с тёщей из дворца, сказал, что будет искать помоложе.
Практически единственную мать в сказке показали в образе бабы Яги, грязной, ободранной, униженной. Так представлен в сказке образ матери и тёщи. Надо сказать, что другая нечистая сила была на этой свадьбе принаряжена, а баба Яга ну уж очень грязная и драная. И это на свадьбе своей дочери она так выглядела.
Отношение к тёще и матери в этой сказке неуважительное. Так же неуважительное и унизительное отношение к свадьбе, невесте, гостям и акту бракосочетания.
Коша (Кощей бессмертный) представлен этаким наглым ловеласом и не вызывает никакого страха, а даже какое-то снисходительное понимание. Выгнал невесту с тёщей, так ведь они же представители нечистой силы. Вот как можно извернуться, чтобы безнаказанно обидеть образ матери, тёщи и невесты. Я, может, и не воспринимала это так отрицательно если бы дальше, среди людей, было показано какое-то другое отношение к девушкам. Так ведь нет, дальше отношение к девушкам становится ещё хуже и это уже среди людей.
Кощей Б, с помощью своих подручных, похищает Алёну, причём ведёт себя с ней, как престарелый ловелас, вызывающий смех. Но сути это не меняет, забавный старикан Коша хочет иметь отношения с очень молоденькой девушкой, сильно напоминающей девочку-подростка. Такой Набоковкий вариант - Коша и Лолита.
Тем временем Вася ищет свою невесту, так он её называет, хоть встреча была всего одна, да и та мимолётно, но ладно сказка есть сказка.
Вот здесь мне сказка перестала нравиться уже вообще.
Здесь уже начинается постоянное унижение образа девушек, невест, мужчин и ещё много чего неприятного.
Во дворце, мимо которого идёт Вася, возникает пожар. Царя с троном вынесли, а вот его дочь кричит из своей теплицы и молит о помощи. Но никто её спасать не собирается. Отец и многочисленные слуги равнодушно взирают на то, что девушка вот-вот сгорит. Царь посылает за дочерью слуг, а слуги советуют ему самому спасать дочь. А если он погибнет, то обещают отметить развесёлые поминки. Приехавшая пожарная команда не торопится тушить пожар и ведёт себя полностью по- идиотски. Девушку никому не жалко, она никому не нужна. В этом королевстве показаны полностью безнравственные, жестокие, равнодушные, подлые люди, причём все и в большом количестве. Около двух десятков здоровых мужчин и пальцем не пошевелили, чтобы спасти девушку из огня. Такое впечатление, что они сами этот дворец и подпалили, чтобы сжечь девушку, дочь короля.
Василий смело бросается в огонь и спасает девушку, но … оказывается, что спасает он её на свою голову. Так как ему немедленно приказано на ней жениться. Никакие его уговоры и объяснения, что у него есть невеста не помогают.
Показано, что молодая девушка-принцесса никому не нужна, её хотят спихнуть первому попавшемуся парню. Такой постановкой вопроса образ девушки полностью унижен и растоптан. Как бы намекается, что не стоило её и спасать.Девушка ковыряет в носу и показана , как полная идиотка.
Далее именно эта тема ненужности и неинтересности девушек будет только нарастать.
За то, что Вася не хочет жениться, его сбрасывают в море. Это вместо благодарности за спасение. Здесь он встречается с водяным.
Водяной довольно странный истеричный тип. Каждый год соседнее царство приносит ему в жертву красивую девушку. Девушек этих уже собралось человек десять, но у этого водяного от этих девушек «тоска зелёная». Они ему абсолютно не нравятся. Зачем ему их отправляют непонятно. Они ему не нужны. Этому истеричному уродцу не нужны красивые девушки. А вот Василий и его криминальное чтиво вызывает у него очень сильный интерес. Василий читает водяному современный детектив, доставшийся ему с погорелого дворца. Это уж вообще не вяжется с сюжетом сказки, но зато показывает для детей «интересное» направление в литературе и жизни.
Водяной уговаривает Василия остаться, наделяет его подарками, то есть проявляет к нему гораздо больший интерес, чем к девушкам. От красивых, скромно одетых, плавно танцующих девушек у этого водяного тоска – зелёная. Эти девушки ему так неприятны, что он уже сам близок к суициду и только Вася развеял эту «зелёную тоску», которую на него нагнали эти красивые, скромные девушки. Скромность, красота девушек полностью обесценена.
Благодаря Василию девушки отпущены на землю. К огромному облегчению водяного, который, наконец, от них избавился. Вообще никакой логики в поведении этого чокнутого водяного нет. Если девушек к нему не отправят он грозит затопить прибрежное царство, а когда ему их отправляют у него «тоска зелёная». Что этим хотели сказать создатели этой сказки? Получается, что водяному нужен Василий и криминальное чтиво.
Или вообще в этом царстве так избавлялись от ненужных девушек и водяной вообще ни при чём.
На воле девушек не встречают, ни родители,ни родственники, ни женихи, не показано, что хоть кто-то радуется их возвращению, кроме очередной девушки приготовленной к утоплению.
Но история с ненужными невестами ещё не закончилась. Она должна чётко закрепиться в сознании зрителя. Как говорится, повторение- мать учения.
Василий, под стенания водяного, в расшитом золотом наряде покинул, наконец, подводное царство.
При выходе из вод его уже поджидает новая невеста, дочь прибрежного царя. Из этого самого царства сбагривали девушек водяному, а Василию сразу предложено жениться на дочери царя. Дочь красива, богата, но тоже никому не нужна и новоявленная семейка буквально тащит Василия за свадебный стол. Опять проходит мысль, что не спасал бы девушек из подводного царства, так и не пришлось бы насильно жениться. Показано, что женитьба это акт сугубо насильный и молодому человеку крайне неприятный. Царь и царица в этом дворце есть, перекочевали из «Варвары–Красы…» и ещё больше деградировали.
Василий жениться не хочет, так как у него есть невеста. Хоть и невесту по фильму он мельком знает и коза ему постоянно об этой невесте напоминает, когда он о ней слегка подзабывает.
Тут просто «вишенкой на торт» показано, что Василий прямо из–за свадебного стола, да прямо по этому свадебному столу убегает. Так, наверно, такое событие как свадьба должно закрепиться в сознании юного зрителя. Сцена настолько яркая, что увидевшие это мальчики и девочки вряд ли её забудут, а может и повторят в дальнейшей жизни.
Молодые, красивые девушки показаны как никому не нужные. Обидно и неприятно такое видеть. Словно пытаются в этой сказочке убедить зрителя в чём-то, что противоестественно вообще самой жизни. Даже страшно становится, что такое вообще возможно показывать и называть ещё это доброй сказкой для детей.
Василий, спасающий девушек, спасает их постоянно на свою голову. То есть вроде как по это сказочке получается, что не надо девушек спасать. Первый раз, когда он девушку из огня спас его за это в море сбросили, второй раз он вместо девушек у водяного остался, в третий раз тоже еле ноги унёс. Получается, что если мужчина поможет женщинам, то вместо благодарности он одни проблемы получит на свою голову. Благородные поступки в сказках всегда как-то награждаются, а в этой сказке благородные поступки главного героя приносили ему одни проблемы и никакой благодарности.
В чём мораль? Не надо делать добрые поступки? Доброта, благородство, смелость только мешала Василию в поисках невесты. Те, по отношению к кому он совершал добрые поступки, неоднократно пытались его уничтожить или просто не помогали, как например спасённые от водяного девушки. При огромном обилии мужских персонажей никто из них и пальцем не пошевелил, чтобы спасти девушек, попавших в трудную, опасную для жизни ситуацию.
Все, кому помогает Василий, в дальнейшем ему только мешают. Помогает ему только коза, да ещё обманутая баба Яга с дочкой. Василию более всего в вызволении невесты помогла нечистая сила-Баба Яга. То есть в сказке нет разделения добра и зла.
В фильме есть всего два мужчины, которые испытывают интерес к девушкам.
Это собственно Вася, и Кощей Бессмертный (Коша), который изъявляет желание жениться 2 раза, сначала на дочери Бабы Яги, потом на Алёне. То есть по этой сказке девушки должны радоваться, что хоть Кощей на них позарился. Не удивительно будет в следующем ремейке, что и Кощея, как и водяного больше заинтересует Вася. Нет, конечно, у каждого своё видение мира, но во времена создания этой сказки денежки то из бюджета получали с целью воспитания глубоко нравственного советского человека.
Василий с Алёной обменялись поцелуями, но речь о свадьбе в фильме не шла. В сухом остатке остаётся только Коша, который согласен жениться.
На сказку эту двояко можно посмотреть. С одной стороны Василий показан благородно и получил в конце-концов награду в виде любви милой девушки-подростка Алёны. Но, с другой стороны, в процессе получения этой награды были унизительно и неприятно показаны очень много девушек, а так же 2 царя, одна царица, большая команда пожарных, глупых учёные и безнравственные жители обоих королевств.
Кстати об учёных. В прибрежном дворце, где Василия в очередной раз хотели насильно женить, показано большое количество учёных мужей в тогах. Эти немолодые учёные мужи показаны глупыми и агрессивными. Это, наверно, так дети должны воспринимать учителей и научных работников. Они же, эти пожилые мужчины в тогах, и девушку на утопление торжественно отправляли. То есть, вместо защитников девушек мужчины показаны, как последние сволочи, что во дворце, который горел, что в другом дворце, где девушек топили.
В сказке практически нет положительных взрослых персонажей. Один Василий, а около сотни других взрослых персонажей, либо отрицательных, либо никаких.Да и то , Василий в конце сбегает с собственной свадьбы по столам.
В сказке показаны три несостоявшиеся свадьбы, три униженные невесты, зачем это вообще в детской сказке?
Завершается сказка тоже весьма странно. Воссоединённые Вася и Алёна зачем-то прячутся от козы и её жалобным блеянием завершает фильм.
Хорошо, что эту сказку в детстве я даже не досмотрела. Она показалась мне неинтересной и в этом её большой плюс.Но надо заметить, что эту сказку, в обязательном порядке, показывали в пионерском лагере, который я регулярно посещала в детстве. Чувствуется, что показано в ней что-то совсем далёкое от детства. Считаю эту сказку дискриминационной по отношению к девушкам и женщинам.Что касается мужчин, то пусть они сами оценят себя в этой сказке.


Рецензии
С точки зрения здравого смысла сказки рассматривать нельзя. Меня удивляют требования ставить на любые творения знак возрастного ценза. Попробуйте в Вашем стиле проанализируйте "Тараканище", а потом придется ставить 18+. Не говорю уже о Библии. В некоторых странах ее не продают лицам моложе 18-21 года.
А основное предназначение сказок вывести слушателя за рамки повседневной жизни, заставить и поразмышлять и прочувствовать необычные ситуации. Т.е. это тренировка для решения ситуаций, которые могут встретиться в жизни.
На мой взгляд, если бы Вы чуть-чуть изменили тон критической статьи с возмущенного на юмористический, а эта сказка на такой подход прямо напрашивается, было бы значительно лучше. Тем не менее, успехов Вам на поприще критики.

Владимир Ленмарович Тимофеев   29.06.2020 18:36     Заявить о нарушении
Юмористов и без меня хватает.

Наталья Умкина   01.07.2020 08:48   Заявить о нарушении
Вы просто образцово отвечаете на вполне себе нежную критику. Желаю, чтобы на Вашу критику реагировали доброжелательно.

Владимир Ленмарович Тимофеев   01.07.2020 12:53   Заявить о нарушении
Знаете , в этой сказке все практически мужчины изображены полными подонками, вас это устраивает? Лично я знаю цену своим словам и она еще больше на фоне таких людей, которые предпочитают молчать или все переводить в юмор.А ведь из-за таких сказочек, возможно, и союз развалился.

Наталья Умкина   01.07.2020 15:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.