Очерки истории РПЦ Калужского края Ч. 2 Гл. 1-5

               
                Часть 2. Калужский край и его святыни
           Глава 1. От Кукши до Святого Амвросия. Оптина пустынь
                §5. Казанский девичий монастырь. История и настоящее

   Известно, что первая монашеская община возникла в 305 году в Египте. Основана она была святым Антонием Великим. По преданию сам Антоний прожил в пустыне 85 лет, скончавшись 105-ти лет от роду. Подвижники полностью отрекались от имущества, несли тяготы непрестанных духовных (пост, молитва) и телесных трудов, терпя всевозможные лишения, и, стяжав великое смирение, становились обладателями духовных даров: чудотворения, исцеления и прозрения.

   В то далёкое время монахи, ученики аввы-настоятеля жили отдельно друг от друга. Такие общины назывались лаврами. Уже при жизни Антония Великого появилось и общежительное иночество*. Подвижники также управлялись одним старцем, хотя жили вместе (в одном или нескольких помещениях), следуя единым правилам. Основателем общежительного монашества считают преподобного Пахомия Великого.

  Существовало 24 класса монашествующих в зависимости от степени развития их духовной жизни. Начальствующие лица должны были быть образцами строгой жизни для остальных. Два раза в сутки — днём и ночью — совершалось общественное богослужение. Кроме того, иноки должны были совершать молитвы и отдельно: перед отходом ко сну и после сна. Монахи возделывали землю, плотничали, плели корзины и т.д. Работали в молчании и безусловном послушании. Пищу употребляли один раз в сутки (обычно в полдень). К пострижению допускались все совершеннолетние люди, давшие искренний обет порвать все связи с миром и жить во славу Бога. Испытание перед принятием в общину было от 3 лет до одного года.

   Преподобный Пахомий Великий устроил первый женский монастырь, в котором самой первой жительницей была его сестра. Располагалась обитель, как и другие монастыри, основанные этим великим подвижником, на берегах реки Нил.

   На Руси основателями монашеского жительства были святые преподобные Антоний и Феодосий Печерские (кон.Х — нач.ХI вв.). Великим продолжателем их делания был авва Сергий Радонежский. Преподобный Сергий долго молился Господу о своих учениках, и Господь прославил угодника и в учениках его. Можно ли перечислить обители, основанные учениками радонежского чудотворца?

   Что касается женского монашества на русской земле, то оно устраивалось постепенно. Из истории знаем, что великий князь Владимир, приняв святое крещение, предложил одной из своих жен, Рогнеде, покинуть его и избрать себе мужа из бояр. Она же избрала иноческий путь, приняв в постриге имя Анастасия. Известны многочисленные случаи, когда высокородные представительницы женского пола предпочитали своей пышной светской жизни смерть в миру и спасение на небесах.

   Святая благоверная княгиня Анна (супруга Ярослава Мудрого) во святом крещении Ирина по кончине своего мужа постриглась и мирно скончалась в 1050 году. Не захотела царствовать и править, но предпочла мирное уединение и супруга благочестивого почившего царя Феодора вдовствующая царица Ирина, принявшая постриг в Новодевичьем монастыре с именем Александры в 1598 году.

   Разные пути приводили женщин в монастырь. Описательница жизни русского православного монашества монахиня Таисия, проследив иноческий путь среди женщин-подвижниц, пишет, что среди них были представительницы разных сословий.

   Тяжек путь монахини. Так, в сер.XVIII века в Дивеевской обители, основанной Серафимом Саровским, монахини жили по нескольку человек в келии, питаясь картофелем, капустой, овощами, квасом. Гречка была праздничным блюдом. В послушаниях монахиням приходилось колоть дрова, чистить котлы, носить воду, спать в нетопленных помещениях. В описании жития игумении Олимпиады (XIXв.) есть такой факт: когда зимой она становилась на молитву, чулки примерзали к полу.

   "А Небо мне открылось в монастыре", — слова игумении Ксении из Свято-Троицкого Нова-Голутвина женского монастыря.

   В небольшом проспекте, изданном Казанской Свято-Амвросиевой пустынью, что в Шамордино, есть такое утверждение, что "монастырь — это не только здания, монастырь — это люди и главное, что здесь созидается, — это души человеческие; созидаются сердца людей, пришедших сюда, чтобы найти "единое на потребу": посвятить свою жизнь Богу.

   "Ваша Казанская икона, несомненно, чудотворная. Молитесь ей и храните её", — сказал старец Амвросий, увидев эту икону в первый раз. Праздник высокочтимой Церковью и народом иконы Пресвятой Богородицы Казанской отмечается дважды в году (22 октября и 8 июля по старому стилю). "Заступница усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего и всем твориши спастися..." — поётся в праздничном тропаре.

   История повествует о чудесном появлении иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани в 1579 году. В новокрещеной столице бывшего татарского царства жила некая девочка Матрона 9-ти лет, которой образ Божией Матери был явлен во сне. Слышала она и голос указующий сообщить о сем градоначальнику и архиерею, чтоб открыли и взяли святую икону. Девочка побоялась сообщить об этом сразу, но рассказала матери, не обратившей на это внимание. Тогда сон повторился во 2-й и 3-й раз. Воевода и Владыка не предприняли каких-либо видимых действий. Тогда мать пришла с дочерью на указанное ею место и начала копать на пожарище. Копали вслед и соседи, но явилась икона только тогда, когда начала копать сама девица. Икона, блистающая чудным светом, предстала взорам, поразив всех своей красотой и доставив чудную радость.

   Царь Иоанн Грозный, получив известие о чудном явлении Казанской иконы, велел на том самом месте, где была обретена икона, возвести женский монастырь. А на сооружение храма деньги слал из собственных царских доходов. Чудесный образ Богородицы Казанской, скорее всего, можно увидеть во всех русских церквях. Слегка наклоненная глава Божией Матери, лик Её, исполненный бесконечной любви. Предвечный Младенец с благословляющей десницей: "Пресвятая Богородице, спаси ны!"

   Калужский девичий монастырь во имя Казанской иконы Божией Матери основан до 1726 года (по другим сведениям, не ранее 1626 года, или в 30-е годы XVII века). По дошедшим источникам, видимо, из-за частых пожаров в Калуге деревянные постройки постепенно были заменены каменными. Располагался монастырь на высоком берегу Оки. До настоящего времени сохранился поражающий своим величием византийского стиля пятиглавый собор, освящённый в 1903 году. Этот собор ныне занимает госархив Калужской области. Казанский собор и кое-где сохранившиеся остатки крепостной стены — вот и всё, что сохранилось от монастыря.. Многое повидал он на своём веку: царские дары, купеческую благотворительность, ревностное попечение и труды настоятельниц и насельниц, церковный раскол, благословение Святейшего Синода, сердобольное участие к страждущим воинам... К концу XIX века здесь подвизалось немногим более 20 монахинь и около 30 послушниц. Монастырские ведомости свидетельствуют о том, что пришли они сюда из разных семей. Были и дворянского, и духовного звания, купеческого и мещанского сословий, солдатские дочери и из крестьян.

   Много потрудилась здесь настоятельница Евгения (в миру — Евдокия Ворошилкина). Придя в монастырь в 1848 году, 23-летняя послушница проходила испытания практически в течение 5-ти лет. 46 лет ей было, когда поручили управление обителью. Своими трудами снискала она архипастырское Высокопреосвященнейшего Архиепископа Григория благословение, удостоилась благодарности от имени Государыни Императрицы Марии Александровны 21 января 1877 года за помощь раненым. Красный Крест, который имела мать Евгения, — свидетельство истинного попечения Церкви о болящих и нуждающихся. В 1880-м году от Святейшего Синода была награждена наперсным крестом.

   Какими трудами создавались обители иноческие и как быстро разрушали их  находящиеся в неведении люди. Госархив находится в здании собора бывшего монастыря с 1927 года. В годы войны немцы устроили здесь гетто, согнав всех евреев (154 человека). И вновь в обители пролилась кровь...

   Здание из красного кирпича стоит на песчаном берегу. Его состоянию угрожает и
смещение почвы. Но, как сказано, монастырь — это люди. Сёстры обители Казанской иконы Божией Матери. Сейчас их немного. Ежегодным стал молебен в день празднования иконы 8(21) июля. А в 1995 году была возрождена историческая православная традиция города Калуги — крестный ход со святой иконой от бывшего кафедрального Троицкого собора в Казанскому Девичьему монастырю. Краевед Пётр Грищенко пишет: "Если в солнечный день взглянуть на Калугу с правого берега Оки, то глазу откроется величественное зрелище — древний город, утопающий в зелени, с возвышающимися куполами церквей. Этим видом восхищаются и будут восхищаться тысячи калужан и гостей города. Среди церквей выделяются и пять главок Казанского монастыря, богатого историей и составляющего славу нашей милой Калуги". ("Весть", 12 апреля 1995г.)


  иночество (от древнеслав. слова "инъ") —  "один" ("понеже беседует к Богу день и нощь", — Никон Черноризец, автор свода правил и объяснений общих обязанностей монахов.  Историко-этимологический словарь современного русского языка д.ф.н., проф. МГУ П. Я. Черных, М, 1994, с.348)

фото: Казанская икона Божией Матери

 Калуга, сер. 90-х гг. ХХ века


Продолжение: http://www.proza.ru/2017/11/08/480


Рецензии