Блок. В день холодный, в день осенний... Прочтение

12. «В день холодный, в день осенний…»






                В день холодный, в день осенний
                Я вернусь туда опять
                Вспомнить этот вздох весенний,
                Прошлый образ увидать.

                Я приду – и не заплачу,
                Вспоминая, не сгорю.
                Встречу песней наудачу
                Новой осени зарю.

                Злые времени законы
                Усыпили скорбный дух.
                Прошлый вой, былые стоны
                Не услышишь – я потух.

                Самый огнь  – слепые очи
                Не сожжет мечтой былой.
                Самый день – темнее ночи
                Усыпленному душой.               
                27 апреля 1901      Поле за Старой  Деревней






     Напомню:  «Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть».
     Всё-таки насколько он еще не мастер… Насколько же безнадежно читается это стихотворение! Главной строкой в стихотворении читается “Я потух”. Еще бы: и день – “холодный”, и душа – “усыпленная”, и дух – “скорбный”… И как-то пропускается, что это взгляд оттуда, из будущей осени. А здесь и сейчас - только что! - очи были   “ослеплены” и “сожжены мечтой”. Что после   всего – он будет слагать слова в рифму, а только что его хватало лишь на то, чтобы “выть” и “стонать”. И поэта  мучает чувство:  пройдёт время, и оно его – погасит. Что он опять   придет сюда, на поле за Старой  Деревней вспомнит, что произошло здесь 27 апреля 1901 года  вспомнит "Видение"  и – «не заплачет». И “самый огнь” больше не встретят “вой” и ”стоны”…  То есть вернется он сюда "поэтом и человеком, а не провидцем и обладателем тайны."
     И ещё один намек на то, что произошло с ним весной, в реальном времени:
                Прошлый образ увидать
В черновиках попытка уточнить:
                Прежний образ увидать

     В видении зари на него опять посмотрел “образ”.  Еще не “Ты”:  «МАЙ 1901: …Здесь нет еще ни одного большого Т.», но и того хватило и на стоны, и на слезы.
    
     Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне 901-ого:
     «К весне началось хождение около островов и в поле за Старой Деревней, где произошло то, что я определял, как Видения (закаты).

     Наиболее простыми словами о том, что произошло за Старой деревней, прозой напишет Андрей Белый: «В Видении Блока загадано Блоку: произвести на земле – катастрофический акт: совершить несовершимое».
     И добавит: «Понять А. А. Блока – понять: все есть для него объяснение звука зари, совершенно реальной; конкретностью окрашено для него наше время; и выход поэзии Блока из философии Соловьева, есть выход в конкретности факта зари; в воплощения Вечного в жизнь».
     Повторю за Белым: "совершенно реальной", "конкретностью окрашено", "конкретности факта", "воплощения... в жизнь".

Ал. Блок.Из дневника 18-ого года:
     «АПРЕЛЬ 1901:
     …Тут происходит какое-то краткое замешательство («Навстречу вешнему…»). Тут же закаты брезжат видениями, исторгающими “слезы, огонь  и песню”,  но кто-то нашептывает, что я вернусь некогда на то же поле другим — “потухшим, измененным злыми законами времени, с песней наудачу” ( т. е. поэтом и человеком, а не провидцем и обладателем тайны).»
 
     А «На встречу вешнему…» – это одно из немногих стихотворение из книги «Стихи о Прекрасной  Даме», которое Блок не включил в цикл «Стихи о Прекрасной Даме» своего «Первого тома», то есть которое показалось ему  – лишним:

                Навстречу вешнему расцвету
                Зазеленели острова.
                Одна лишь песня не допета,
                Забылись вечные слова...

                Душа в стремленьи запоздала,
                В пареньи смутном замерла,
                Какой-то тайны не познала,
                Каких-то снов не поняла...

                И вот - в завистливом смущеньи
                Глядит - растаяли снега,
                И рек нестройное теченье
                Свои находит берега.
                25 апреля 1901

     Оно было убрано, чтобы, я полагаю, не усиливать осенние  чувства – весной. Особенно в преддверии следующего (этого) стихотворения.
 
     Да,  «27 апреля 1901 года»  на «поле за Старой  Деревней»  случился ещё один закат, который «брезжил видениями, исторгающими слезы, огонь  и песню…»

     И ещё раз, чтобы понять, чтО такое было зори 1901 года, приведу строки Андрея Белого:
     «В 1900-1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы - теории символизма; переменялись гипотезы; факт - оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность…
     Появились вдруг "видящие" средь "невидящих"; они узнавали друг друга; тянуло делиться друг с другом непонятным знанием их; и они тяготели друг к другу, слагая естественно братство зари, воспринимая культуру особо: от крупных событий до хроникерских газетных заметок; интерес ко всему наблюдаемому разгорался у них; все казалось им новым, охваченным зорями космической и исторической важности: борьбой света с тьмой, происходящей уже в атмосфере душевных событий, еще не сгущенных до явных событий истории, подготовляющей их; в чем конкретно события эти, - сказать было трудно: и "видящие" расходились в догадках: тот был атеист, этот был теософ; этот - влекся к церковности, этот - шел прочь от церковности; соглашались друг с другом на факте зари: "нечто" светит; из этого "нечто" грядущее развернет свои судьбы.»

     И еще одно, добавочное подтверждение, от не верящей ни в какую мистику Л.Д.:
     «…Закаты того года, столь известные и по стихам Блока, и по Андрею Белому, я переживала ярко…»
     Даже её прошибало.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Публикации: I2. С. 54-55, "Апрель 1901"; I3. С. 72 и I4. С. 56 -- в цикле СПД, в разд."Видения. (Весна 1901 года)"; I5. С. 61
     [
     l2 – Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
     I3 – Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
     I4 – Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
     I5 – Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]
– «В день холодный ...» – реминисценция из стихотворения Вл. Соловьева "В тумане утреннем неверными шагами ... " (1884): "В холодный белый день дорогой одинокой, // Как прежде, я иду в неведомой стране".

– «Прошлый вой, былые стоны ...» – На отдельном беловом автографе, который Блок подарил Л.Д. Менделеевой (Собр. Менделеевой. Л. 12), к слову "вой"– его примечание: "Выражение рискованное, но оправдывается собственным эпическим характером".

– «Поле за Старой Деревней.» – Поле за чертой Петербурга, куда в 1901 г. Блок часто ходил один, и позже оставалось для него знаком "места Видений". 29 августа 1903 г. сюда приходили молодожены Ал. и Л.Д. Блок (см.: Письма к родным, I. С. 90 - 91).
»

   
*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

          I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
                "В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
                Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
     II.С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
     III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам».  Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»?  И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
     VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался  на своих "каменных дорогах".
     Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
     7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.


*

     Данное стихотворение относится к третьей сцене первого раздел. Всего сцен – шесть:
     1.Юный теург  обретает свет.
     2.И понимает: «Ты» есть  солнце!
     3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
     4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
               5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
     6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».

   
     К  сцене данного стихотворения относятся три произведения:

                1. «В день холодный, в день осенний…» (http://proza.ru/2017/11/06/1095 )
                Воспоминания из «грядущей осени» о Видении на «Поле за старой  Деревней».
2. «Всё отлетают сны земные…» (http://proza.ru/2017/11/13/712 )
 «Сон земной», о мире где т(Т)ы «смыкаешь круги» – «одиноко», то есть , без него.
3. «Всё бытие и сущее согласно…» (http://proza.ru/2017/11/13/717 )
Попытка самоутверждения:  «Я сам в себе с избытком заключаю/Все те огни, какими ты горишь.»

*

**
предыдущее стихотворение —  http://www.proza.ru/2017/11/12/711
следующее стихотворение  —   http://www.proza.ru/2017/11/13/712


Рецензии