Луна и Грош

                эссе

     Писатель Сомерсет Моэм в своем романе «Луна и Грош» пишет: «В человеке заложена способность к мифотворчеству. Поэтому люди, алчно впитывая в себя ошеломляющие или таинственные рассказы о жизни тех, что выделились из среды себе подобных, творят легенду и сами же проникаются фанатической верой в нее. Это бунт романтики против заурядности жизни. Человек, о котором сложена легенда, получает паспорт на бессмертие»… «Самая незначительная из работ Стрикленда свидетельствует о личности художника – своеобразной, сложной, мученической. Это-то и не оставляет равнодушными к его картинам даже тех, кому они не по вкусу, и это же пробудило столь острый интерес к его жизни, к особенностям его характера», -- так писал Сомерсет Моэм в своем романе о великом художнике имя которому Поль Гоген. Человек, который бросил все и уехал далеко от цивилизации, чтобы найти свой рай или создать его.
 
     Рай, который он создавал на своих полотнах, часто имел мало общего с действительностью местной жизни, уже на тот момент изрядно испорченной цивилизацией. Гоген создавал иное, реально не существующие, выдуманное Таити.
 
     Так кто или что движет человеком, бросившим все: семью, работу и решившим стать бродягой? -- Это вечный поиск себя в этом мире, жажда истины – не дающая покоя, муки творчества, полная отдача себя в служение искусству.

     Бросивший цивилизованный мир, став бродягой, Поль Гоген стал предтечей хиппи, выражающий свой протест, в своих картинах и образом своей жизни против морали и условностей буржуазного общества. Человек, который не побоялся перейти за рамки общепринятого обществом и тем самым обрекшим себя на лишения.
 
     На картине «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» 1897 года, художник изобразил историю человеческой жизни, от рождения до смерти. Спящий младенец и три туземные женщины символизируют зарождение жизни. Какой волшебной и простой могла быть жизнь людей, если бы они вновь могли найти путь к потерянному раю! Другая группа людей – символ ежедневного зрелого существования. В левом углу картины изображена старая женщина, которая думает о смерти, и кажется, что она уже смирилась со своей участью и погрузилась в свои размышления, но около ее ног, рядом с ней белая птица, которая говорит о бесполезности слов. На заднем плане изображен идол, повествующий о потустороннем мире.
 
     Гоген считал эту картину лучшим из своих творений, она является ключевым и новаторским произведением в стиле постимпрессионизма, для его творчества характерно четкое использование красок и плотных мазков, а также стремление передать эмоциональную и импрессионистскую силу.
 
     Кто мы? Зачем мы здесь? Куда мы идем? – спрашивал Поль Гоген.


Рецензии
Замечательный роман вы вспомнили в этом в своём рассказе, Михаил. Я прочитал его во времена своей ранней молодости пять раз. Творческий образ Стрикленда я долгое время считал иконой – каким должен быть автор, творец и художник. Разорвавшим все связи с житейской суетой мира ради Искусства, существование которого и есть творчество само по себе.
Вы помните, как в конце романа смертельно больной Стрикленд расписал стены своей хижины? Он, по словам рассказчика, нарисовал настоящий рай, тот самый, девственный, потерянный нашими прародителями. Но хижина сгорела… Это, наверное, была великая картина.

С уважением
Владимир

Владимир Швец 3   20.09.2019 17:17     Заявить о нарушении
Конечно помню, я читал этот замечательный роман! Спасибо Вам, за такой хороший отзыв! Успехов Вам!

Михаил Крупкин   21.09.2019 19:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.