Сказ о счастливой Руси и несчастной России

(Подлинное, политическое содержание двух сказок Пушкина).


На фото: инсталляция "Рождение Руси".

Содержание.

1. Сказка о царе Салтане.

1.1. Зачин.

1.2. Действующие лица и исполнители.

1.3. Русь счастливая.

2. Сказка о золотом петушке.



1. Сказка о царе Салтане.

1.1. Зачин.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди» и «Сказка о золотом петушке», будучи расшифрованы и рассказаны в приведённом порядке, представляют собой картину основных событий духовной жизни нашей страны, от времён язычества до наших дней и ближайших грядущих событий.

Первая из сказок – о счастливой её жизни до конца 16 века, когда страна была духовно целостна и развивалась адекватно ментальности проживающих в ней этносов. Пик счастья населения приходится при этом на 14 – первую четверть 15 веков, когда она представляла собой сильную империю народов с общей, составной из трёх авраамических, религией.

А вторая сказка – о деградации государства, начавшейся в конце 16 века в связи с началом переориентации элит на Запад. Что привело к распаду имперской религии, закончившемуся в 17 веке, с приходом на трон новой династии, внутрицивилизационным войнам с религиозной подоплёкой, извращению духовной матрицы страны, разделению населения по религиозным особенностям и полному отделению элит от народа. Здесь и далее термин «элиты» означает не «лучшие представители нации», как это, бывает, имеют в виду использующие его, а в смысле «правящий класс – сообщество людей, определяющих курс страны».

Ориентация элит, в отличие от народа, на западные духовные ценности вела и ведёт к отсутствию поддержки их начинаний народом, его отчуждению от судеб государства и общему падению пассионарности населения. Что уже два раза привело государство к краху в результате ничтожного воздействия чуждых духовных сил на, казалось бы, мощную державу. Сказанное возможно лишь при наличии у этих сил упомянутых ресурсов внутри разрушаемого государства. Пушкин сулит третий, окончательный его крах в предсказуемом, нашем с Вами будущем. Во избежание чего оно должно вернуться на свой природный путь. Однако «Аннушка уже пролила масло»…

Подлинное содержание сказок – это всё прошлое страны в поэтической интерпретации Пушкина, как я её вижу. Когда пришло это понимание, поэтика сказок гения встала передо мной в новом, просто ошеломляющем величии. И удалилось в небытие былое недоумение: почему, читая эти сказки детям и внукам, я ощущал их просто детскими сказками; но читая их один, понимал: это не сказки, а пророчества, сказания, мифы, причём даже не для любого взрослого. Такой же восторг ждёт здесь и читателя.

Хотелось бы немного подготовить Вас к чтению моих расшифровок – с тем, чтобы были вполне готовы к их восприятию. Во-первых, Вы должны принять, что поскольку речь поэт ведёт об истории, а она – вещь насквозь политизированная, то следует ожидать, даже не начав чтение, что автор будет прибегать к уловкам, хитростям и маскировкам с целью донести до нас правду, пронеся её мимо цензоров. Во-вторых, Пушкин маскирует не только правду о прошлом, но и смыслы, к её разгадке ведущие, о чём – ниже. И последнее – вопрос об истоках сказок. Отложив его обсуждение, сейчас скажу только вполне очевидное для меня: истоком является только прошлое нашей Родины!

1.2. Действующие лица и исполнители.

Примите мои пояснения: что или кого олицетворяет тот или иной персонаж этих двух произведений. А в отношении некоторых из героев я даю развёрнутые характеристики, поскольку в наш век – в отличие от просвещённого пушкинского – они большинству неизвестны. Итак, кто есть кто, кто есть что и что есть что?

Начнём с царя Салтана. Это – обобщённый образ императоров одигитрии (путеводной звезды) Руси – Византии, от её создания до религиозного и политического союза с Русью,то есть до свадьбы Гвидона и Лебеди - до конца сказки. Пояснения удобнее привести по ходу расшифровки.

Далее. «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». Одна из них – не для поддержания беседы, а вполне обоснованно – заявила, что может наткать полотна на весь мир. Другая – приготовить пир на весь крещёный мир. А третья – родить богатыря. И все трое при этом ставили условием быть царицей. С третьей всё ясно, вопросов нет. Но каковы первые две! Является царь Салтан, узнавший пророчество третьей девицы и информацию от первых двух. Даёт «добро» первым двум. И делает предложение о браке – третьей. И увозит всех трёх во дворец. Где тут же играют свадьбу. Одна из сестёр становится придворной ткачихой, а другая – поварихой. Тут же появляется и четвёртый, неотъемлемый от сути повествования женский персонаж – сватья баба Бабариха.

Тут хочу сделать пару замечаний. Пушкин делал наброски сказки в 1822, 1825 и 1828 годах, прежде чем в 1831 году сдал в печать беловик. Все упомянутые варианты отличаются друг от друга, в частности тем, что каждая из девиц именуется то девицей, то сестрицей. Для детской сказки это не важно, но для уяснения её подлинного смысла и содержания имеет принципиальное значение. Хотя, с другой стороны, поэт эти названия трёх героинь сказки вполне мог использовать, как одну из маскировок. Я принял за основу, что две первые девицы действительно сестрицы, а треья – не сестра им. И это не подгонка под мою концепцию, а нормальная логика: если бы все три были сёстрами, то первые две не затеяли бы, чуть позже, убийство третьей и её ребёнка. Маскировкой смысла является и эпитет «крещёный» по отношению к миру, который бралась накормить одна из девиц, повариха. В варианте 1828 года фигурирует просто мир. Как будет показано ниже, кормить (окормлять) крещёный мир она не могла, в отличие от некрещёного.

Проверяя: известны ли близкие моим расшифровки этих сказок, в инете я нашёл просвещённое (без иронии) мнение одной девушки с литературным образованием – о том, что три девицы под окном это богини судьбы Мойры, дочери Зевса, что справедливо. Но только отчасти. Известно, что первую из них звали Клото, была она как раз ткачихой, изображалась и изображается в виде женщины с куделью и веретеном. Её занятием было, при появлении на свет нового человека, спрясть из кудели нить его судьбы, и далее – передать нить сестрице поварихе Лахесис. Последняя изображалась и изображается дамой с меркой и весами, как и следует выглядеть поварихе. Её занятием было протянуть нить через всю судьбу человека, приготовить набор «блюд» его жизни, т.е. дать человеку его жребий. Была ещё старшая сестра Атропос, она изображалась с ножницами, книгой жизни или свитком судьбы. Перерезала нить человеческой судьбы в срок, определённый сёстрами, и записывала её содержание – некролог. Присутствует ли Атропос в сказке? Третья девица из светлицы ею быть не может: не мог жениться царь на бабушке - палаче Атропос. Остаётся одно – что Атропос это сватья баба Бабариха. И это вполне логично: ткачиха, повариха и она в сказке действуют всё время вместе. К тому же она – сватья по отношению к ткачихе и поварихе, а ещё – мать Салтана и бабушка Гвидона.

Кстати сказать, Мойры, по Гесиоду, были не девицами, а суровыми, бесстрастными старухами. Они олицетворяли, согласно источникам, не просто судьбу, а долю, часть, т.е. то, в чём человек обязан участвовать в жизни, в чём заключается его удел от рождения; что неизменимо, неисповедимо и независимо от свободной его воли. И ещё. Три девицы пряли поздно вечерком, то есть на закате эры Зевса и близкой заре христианства в Византии.

Теперь понятно, что ткачиха и повариха действительно могли наткать и наготовить (то есть определить судьбы) всему миру: богини ведь! Мойры – своевольные дамы, и даже будучи дочерьми Зевса и богини законного порядка Фемиды, были выше отца; он действовал только в соответствии с предназначениями судеб, очерченными дочерьми, был стражем и исполнителем судеб. Потому и слыл всесильным.

Таким образом, Мойры в сказке олицетворяют консервативные силы в Византии, стремившиеся сохранить старую религию страны – архаический политеизм (язычество, многобожие). Я мог бы записать здесь не Мойры, а Парки, как это иногда делают. Ведь Византия – это Восточная Ромейская (Римская) империя, основанная императором Рима Константином 1 Великим, первым православным императором. Римляне увели у греков пантеон Зевса, нагло дав его членам новые имена. А янки то же сделали с римлянами. Что характерно, янки черпали не из демократического первоисточника - Греции, а из насквозь плутократического - Рима. А Россия, естественно, наоборот. За исключением части элит 19-21 веков, которым ближе враждебный нам Запад, чем близкий нам Восток. Менталитет Пушкина был провосточный, в его стихах, через четыре строки на пятую, живут "птицы" из гнезда Зевса, а отнюдь не Юпитера. Хоть это и близкие друг другу миры. Итак, правильно Мойры, а не Парки.

Теперь с Мойрами всё ясно? Тогда вопрос: на ком и почему женился Салтан? Если идти по сказке буквально, то на третьей девице из светлицы. Но кто она, что нам может помочь это узнать? В начале сказки мы видим в одной светлице компанию из двух Мойр и одной девицы – будущей царицы, видим картину их мирного сосуществования, а уже назавтра, сразу после свадьбы, понятного появления в компании сватьи и понятного же ухода из неё царицы троица начинает с последней войну на уничтожение. Что за метаморфоза? Вопросы копятся …

Мой ответ на все один. В мифах о пантеоне Зевса, хоть и редко, но упоминается ещё одна богиня судьбы – Айса. Например, в «Гимне Мойрам» Софокл называет её дочерью ночи (Никты). Упоминается она и в «Оракулах Сивиллы». Гомер характеризует Айсу как судьбу, подвластную воле человека. Вопреки Айсе человек действует скорее своевольно, подчиняясь гордыне или страсти. И эти действия нельзя, конечно, считать неизменимыми, неисповедимыми и независимыми от свободной воли человека.

В поздних мифах Айсу иногда отождествляют с Атропос. Это и понятно: ведь, вопреки предначертаниям Клото и Лахесис, человек действовать не способен, а Атропос обмануть он может. Правда, только одним способом: она должна будет, например, по указанию сестриц, перерезать нить его судьбы в старости, а он перерезал свои вены уже вчера, в юные годы! Айсу в этой околомифологической литературе характеризуют как побудительницу подвижности, нежелания ценить стабильность, охотницу к перемене мест. В указанных качествах она ведёт человека к одиночеству. Но одиночество и воспринимается им как обязательный атрибут свободы, который является для него способом существования, основой мотивации. Вот такая мифоэтика.

Итак, Айса – судьба царя, его любовь, жена, царица, которую он выбрал сам, и которая явилась, благодаря его воле, многовековой судьбой Византии (с периода становления государства до его падения). Айса – не сестра языческим Мойрам, хоть она и из того же мира Зевса. Она (у Пушкина – третья девица в светлице) – христианство. Конфликты между Мойрами и Айсой вечны, потому что человеку трудно понять, в чём заключается та часть его судьбы, на которую влиять он волен, и та часть, неисповедимая и неотменимая, на которую он повлиять не в силах. Когда «территории» этих частей судьбы человек или бог «перекрывает» своей деятельностью, возникает конфликт с Мойрами.

Какой быть госрелигии образуемой Салтаном – Константином империи? Архаический политеизм отпал по определению: бог один, един, император – его земное воплощение! Из трёх монотеистических религий, процветших тогда в нашей Евразийской цивилизации, Константин выбрал христианство, крепкое вероучение, за которое уже было пролито много крови.

Перечислим остальных действующих лиц и исполнителей первой из сказок (по второй сказке – в начале её изложения).

Князь Гвидон, это православие – тот богатырь, которого обещала явить и явила на свет царица – христианство (третья девица из светлицы).

Царевна Лебедь – мусульманство сунитского направления, существующее в нашей цивилизации бок-о-бок с православием, одной семьёй; и которому я, православный, предрекаю великое будущее в эпоху Водолея, в союзе с православием, но не с католицизмом, протестантизмом и т.п.

На это наглядно указывают обстоятельства начавшегося недавно, на наших глазах, нового великого переселения народов, которое сделает из Западной Европы Азиопу. Но это – боковая, хоть и важная ветвь древа истории! Основная, стволовая её ветвь образовалась недавно, и растёт! Хоть западные «ботаники» и хотят представить её миру свищём и удалить. А нам, в пику этому, необходимо её пестовать, для чего удалить мешающие ей окружающие, лишние ветви нашей политики. И, сохранив для стволовой соки, шагнуть, наконец, в будущее не по детски: направить потоки переселения сюда – строим же Евразию! Они – наши! Им надо жить на наших пустых просторах, куда они стремились, начиная с позднего средневековья, и куда им попасть, по большому счёту, не удалось. Не удалось по той причине, что как раз в названный период геополитика наших природных царей из династии Рюрика была прервана, вместе с пресечением самой династии. А пришедшая вместо неё, чуждая ей и нам, западная династия Романовых-Гольштинских-Готторптских свою геополитику, естественно, выстроила в направлениях, как раз противоположных геополитике династии рюриковичей.

Вот таким образом из ведущих строителей православно-правоверной цивилизации и империи наши предки – не в одночасье, конечно, но в одновековье – превратились в прихвостней строителей цивилизации протестантско-православной, с логичным выходом в безбожье. Вот потому-то прошлое многих исламских стран – несостоявшихся наших собратьев по империи столь тяжело и несуразно. Вот с чем связан нынешний кошмар в жизни их населения.

А если бы року не помешал, например, Сусанин (если история о нём правдива), и на престол взошла своя династия, свершилась бы настоящая судьба: южные мусульмане жили бы на оставленных для них Всевышним наших пустых просторах, в положении равноправных нам, вкушая только заработанное. А отнюдь не подачки евродядей, как это есть сейчас в Азиопе. Которых они, к тому же, терпеть не могут. Добро пожаловать: нет сомнений, что уживёмся; для нас заранее ясно, что отношения устаканятся, как и с нашими родными мусульманами! А всё потому, что смотреть друг на друга будем не свысока, как это есть в Азиопе, а по-соседски, как это и было в благословенные средние века, когда все мы были одной цивилизацией, одной семьёй – империей. А там, глядишь, и Азиопа к нам подтянется. Вместе православные и мусульмане будут главным авторитетом планеты.

Вернёмся к Пушкину. Коршун – язычество, политеизм, многобожие; существовало на Руси и в Византии до православия и ислама. На Руси был ещё ведизм. И мы теперь осуждаем их истребление киевскими князьями и митрополитами: в старых верах кроется архетип этносов и народов – константы сознания. Константы эти должны быть сутью наших сердец и умов, а не томиться под спудом спецхранов и матушки земли. Начинается эра Водолея: эй, командиры, тащите их из-под спудов, не то оставите страну вечно догоняющей! И не засовывайте их под умирающую в поле Голову (см. «Руслана и Людмилу»), а – в народ! Во что, конечно, мало верится, зная неизменный импортолюбивый нрав наших элит. Вот сейчас: расплюёмся, даст бог, с Западом, так пристроются, как шавки, в хвост юго-восточной азиатской цивилизации. Но идея бесспорна: не зная своего архетипа, своих, а не импортных духовных – душевных ориентиров, народ никогда не будет счастлив; и страна – вслед за ним!

Остров Буян – Крым, мыс Фалент, куда изначально прибыло христианство и его дитя – православие из Царьграда – Константинополя. Он действительно был когда-то островом - после катаклизма - "всемирного" потопа 4-6 веков.
Белка – банковская система.
33 богатыря – профессиональная армия – орда.
Корабельщики – гости, торговавшие, кроме прочего, «неуказанным товаром», т.е. контрабандой.
Княжество Гвидона – Русь. Жители княжества – племенные союзы славян, тюркские, скифские племена, Даново колено иудеев, угро-финские и другие этносы.

1.3. Русь счастливая.

Мне с самого начала была очевидна суть того, что говорит нам поэт языком Эзопа (в то время я постигал византизм). И оставалось лишь, напевая шлягерок – «Так всё понятно, но что конкретно?» – искать эту конкретику в прошлом. По ходу проверив в инете и звонками пушкинистам из двух университетов: а не рискую ли я ненароком угодить в плагиаторы со своими расшифровками сказок, не дал ли кто такие же, как мои? Проверка эта заняла больше времени, чем написание самого сказа. Потому что в интернете по этой теме пишут многие и много. А пушкинисты все брали тайм-ауты, одна из них, как ко скорби нашей оказалось, навечно. Получилось – не рискую.

Это странно: за 180 лет не дано расшифровок, которые поважнее чертежей новых ракет, например. Остаётся полагать, что если мои расшифровки и сделаны до меня, то элиты упрятали их под спуд, как ракеты против себя, хотя и необходимые стране. Ну ладно – всё же хоть занятие это приятно и полезно. Вот я, например, химик. Не литературовед. Не историк – пронёс Господь мимо чашу сию. Однако, выйдя на пенсию, пишу книги с историко-мифо-сатирическим уклоном. И что, спросите Вы? А то, что за 10 лет узнал в 10 раз больше интересного, чем за предидущие 60.

Я отношусь к этим сказкам, как к чрезвычайно серьёзным посланиям поэта потомкам, в обход царя. И облегчённый стиль гения нас не должен сбивать с толку!

Итак – к прошлому Руси в его взаимодействии с прошлым Византии. Византия в те поры была центром мира, империей. Её успешность была обеспечена высоким уровнем культуры населения, по преимуществу греческого, богатством природных ресурсов и военной мощью Рима. А основное – центр страны находился как раз на главном перекрёстке мира – там, где «целуются» Европа с Азией. То-есть там, где их "губы": перекрещиваются торговые пути между Азией и Европой (проливы Босфор и Дарданеллы), и водные пути с севера на юг – из Чёрного моря в Эгейское и Средиземное по этим проливам. Из варягов в греки, то есть. Двор и элита в лучшие времена были неслыханно богаты и изобретательны на роскошь.

А Русь была сообществом разноплеменных княжеств, боровшихся за обладание главным столом, который менял своё место, в соответствии с перипетиями этой борьбы. В ней участвовали киевские, новгородские, ростовско-ярославльские, владимиро-суздальские, галичские и московские князья. А также родственные славянам болгарские татары, тюркские племена,хазары и скифы. Наибольшую конкуренцию славянам составляли заволжские татары и степные кочевые племена. Последние два, хоть и желали создать с Русью единую империю, но и столицей её видели только Казань. Недаром, завоёвывая главные города Руси, татары ни разу не пытались основать в них новую столицу. И так продолжалось до 14 – первой четверти 15 века, когда московские князья братья Георгий Данилович Победоносец и Иван 1 Данилович Калита договорились, наконец, и основали с упомянутыми народами единое государство – империю Русь-Орда. И стали приучать мир к мысли, что всё, всё здеь: огромная страна, её центр, царь, огромное войско – орда: учтите!

Этим подлинное содержание сказки о царе Салтане исчерпывается. Как и пушкинский текст сказки который, как раз, заканчивается свадьбой Гвидона и царевны Лебеди, т.е. созданием семьи – империи, объединившей ресурсы славян, булгар и тюркских народов. В свадьбе участвовал и царь (император Византии) с царицей – христианством. В результате чего между православными Византией и Русью был заключен военно - политический союз. А главное – то, что православные и правоверные обеих частей – крыльев империи окончательно объединились под одну власть – власть московского великого князя Ивана 1 Калиты (Кошелька). Которого с тех пор стали называть царём. Это была первая Евразия, грядёт вторая.

Русь, таким образом, приняла крещение от своей коки – Византии. Крещение не имело одномоментного характера и, в основном, закончилось в конце 14 века, после битвы на Куличках, когда был решён вопрос и о том, что империя отвергает царское (родовое) христианство, и принимает апостольское.

Основное, на что указал нам Пушкин – что Русь изначальная была счастливой страной в результате сложных, но гармоничных межэтнических отношений, в результате приятия этносами друг друга, в результате заинтересованности их друг в друге. А главное – межрелигиозной гармонии с местными, нашей цивилизации этносами и неприятия чуждых духовных ценностей Запада. А материалистические аспекты у нас всегда факультативны. Потому что в стране нашей главные ценности – духовные. Другими словами, счастье народов нашей цивилизации – в максимальном духовном сближении её этносов. А не с этносами Запада. Какие бы мотивы низшего, по сравнению с цивилизационными, ранга (политические, экономические …) этому ни препятствовали.

Чем ещё вдохновил нас Александр Сергеевич? Ярким примером настоящей имперской мудрости. Сознавая необходимость введения в своей империи монотеизма, но любя всей душой старый греческий, богатейший политеизм, Константин 1 принял поистине прекрасное решение: госрелигией стало христианство, а позже – вышедшее из него православие; а пантеон Зевса истреблён не был, а стал служить источником вдохновения людей искусства. И до сих пор служит источником гордости европейского человека за свой вид. А мог бы быть уничтожен так же, как киевские князья и митрополиты  уничтожили наше язычество и ведизм! Потому что всегда у них один глаз смотрел на Польшу, а другой - на Россию. Недаром же Боголюбский сделал столицей Владимир, вместо Киева. Например, трёх бабушек Мойр, по сказке и по фактам истории, не наказали за их дела, а отправили домой, в Византию – исполнять свои обязанности. При этом император, как хотелось бы думать, имел целью выяснить: насколько успешно неисповедимая и неотменимая часть судьбы может сосуществовать с волей человека, избранной самим человеком судьбой?

Пушкин поддержал интерес к этому вопросу содержанием сказки: Айса (царица – христианство) возвратилась в Константинополь, а православие осталось, до поры, на Руси. А я поддержу его примером из нашей новейшей истории. В конце 80 годов и в 90 годах Россию в очередной раз попытались столкнуть с линии её природной судьбы примата духовных ценностей над материальными. Ничего, конечно, не вышло, так как фактически западники пытались воздействовать на ту часть судьбы, которая подвластна только Мойрам. И это было бы смешно, если бы результат не был так грустен. А вот та часть судьбы (Айса), которая подвластна людям, послушно изменилась: свой путь продолжали трамы уже при капитализме! И в Китае – то же самое.

Выход простой: конституционно запретить элитам и руководству страны вторгаться, без референдума, в её духовные устои, оставив им материальные; контрабанду чуждых духовных ценностей определить как деяние уголовно наказуемое.

Ну что, кажется, всё ясно? Напоследок пробежимся по неосвещённым нами местам пушкинского текста. Начнём с начала. Что там тёмноватого? Гвидон, спасая Царевну  Лебедь, убил коршуна. Это удар православия по язычеству. С подмётным письмом царю на войну всё ясно: язычество не хочет уходить, оно хочет удалить христианство за пределы Византии. И – в бочку его, вместе с приплодом; который и впрямь – «не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка», то есть новый, неведомый, прекраснейший плод нашей цивилизации – православие. «Чудеса» в гвидоновой столице: строительный бум, профессиональная армия, банковская система – результат резкого роста мощи страны при объединении ресурсов её православных и мусульманских этносов (свадьбы Гвидона и Лебеди). Рассказы Мойр о настоящих чудесах которые, на самом деле, есть в мире и нет у Гвидона – попытка не допустить возврата христианства в Византию, которое последует, если царь и князь встретятся. И одновременно эти рассказы богинь - их подсказка судьбы Руси: к чему она должна стремиться. Укусы (после морских экспедиций) комара, мухи, шмеля – удары православных князей Руси (вспомните об их походах в 13 веке, о щитах на вратах Цареграда) по позициям язычества - в Византии и на Руси. А   экспедиции эти - отражение содержания службы самого поэта - сотрудника тайной канцелярии министерства иностранных дел (внешней разведки).

Такова, по Пушкину, картина непростой, но счастливой жизни нашего отечества - Руси изначальной. Как видите, поэт ясно показал нам ложь официальной трактовки прошлого страны как истории пресловутого "трёхсотлетнего татаро-монгольского ига". Не правда ли, не очень-то похожа на это "иго" нарисованная им
 картина взаимоотношений православия-Гвидона с мусульманством-Лебедью?

Злонамеренная эта ложь, которую инициировал "отец польской истории" Стависский(?) вдохновенно переделывалась в якобы правду ручными историками Романовых и теперь считается правдой, благодаря такому позорному явлению, как страстная любовь российских элит к западным духовно-идеологическим "ценностям". То, что западники написали пером, теперь впору вырубать топором.

И вписывать настоящую правду - историю немецко-романовского ига. Ниже - её краткое содержание, данное Пушкиным языком Эзопа, в моём с него переводе.
__

 2. Сказка о золотом петушке.
Присказка
Преданья новой старины, приметы новизны убогой, сказания давно грядущих дней …
В сказку о золотом петушке А. С. Пушкин вложил скрытое содержание, которое заключается в показе читателям истинного облика 17 века. По всей видимости, поэт хорошо его знал, в отличие от нас с вами – большинства россиян 21 века. И это подтверждается опубликованными в 2017 году работами наших замечательных историков академика Е. Ю. Спицына и профессора А. В. Пыжикова, например их собеседованием на телеканале «День» в «Яндексе» «Неизвестная гражданская война в России 17 века». Там они популярно, но обстоятельно рассказали нам всё главное, что произошло в этом веке, увязав все известные и неизвестные события. Для меня главное, на что обратили наше внимание учёные – что в сумме события в России с 1669 по 1682 годы, почти сразу после собора, утвердившего результаты никоновской церковной реформы 1654-1667 годов, являются гражданской войной за сохранение старой русской веры, против введения новой. Для меня стало очевидным, что в сказке поэт описывает именно эти времена. Поскольку до того я знал только  гражданскую войну в междинастию , которая не подходила по сумме обстоятельств.
При этом выяснилось, что основные события века, от его начала до конца, связаны между собой причинно-следственно и составляют одну сплошную красную линию века. Чего, пожалуй, ни в одном другом нашем веке не бывало. Суть этой линии состоит в том, что польско-украинская интервенция в Россию с 1605 года с использованием 2-х Лжедмитриев, для захвата каталицизмом церкви и престола, отказ от неё интервентов в 1612 г по причине поражения от ополчения Минина и Пожарского, переключение их усилий на воцарение Романовых, церковная реформа, приведшая к расколу и гражданской войне – это всё звенья плана, проводимого в жизнь одними и теми же людьми – польскими и полонизированными украинскими магнатами и шляхтой, и клерикалами из Киево-Могилёвской духовной академии.
Двуединой целью этого плана было уничтожение русского православия в России и замена его польско-украинским униатством, с последующей заменой русской государственности на, сначала, польскую а, после провала этого плана – на русскую под польско-украинским контролем.
Я расшифровал сказку Пушкина, сопоставляя её содержание с событиями 16-17 веков. Перескажу, коротко, историю этого времени. 
После неудачной попытки польско-литовских магнатов под руководством Гедеминовичей и  Глинских подчинить себе Ивана 4 через родственные связи с его матерью Е. Глинской Польша не прекратила усилий ввести в России католичество и отнять у русских престол. Начиная с 1605 г поляки и полонизированные украинцы под знамёнами польского короля  Сигизмунда 3, пользуясь 2-мя Лжедмитриями и наличием в Москве 5-й колонны русских предателей, временно оккупировали столицу. Ожидался подход основных их сил, однако ополчение  Минина и Пожарского выдворило их из России.
Поляки и полонизированная украинская шляхта изменили планы, отказавшись от союза с королём и переориентировались,  не меняя упомянутой двуединой своей цели.  На этот раз решено было консолидировать все силы вокруг боярина Михаила Романова и, усадив его на престол, контролируя его, продолжить путь к цели. В это время отец Романова, патриарх Филарет уже долгое время был в польском плену и ходила молва, что он стал криптокатоликом. На соборе 1613 г из разных, в том числе иностранных кандидатур был избран Михаил.
Т.о., новый план начал воплощаться в жизнь. Однако выбран был царь, а не династия. Для закрепления династии решено было провести церковную реформу и взять в руки РПЦ и вообще всё управление делами религии. В те времена это было решение, обещавшее стать наиболее эффективным из всех возможных, поскольку религия, церковные дела и были тогда политикой – инструментом управления страной. Подготовкой реформы занималась публика из киево-могилёвской духовной академии, т.е. полонизированные  украинцы. Им русская церковь и вера были отданы на разбраковку и переформатирование. С целью организации реформы в 1653 г был поставлен патриарх Никон, малограмотный, но энергичный деятель; на соборе 1654 г его планы реформы были одобрены. В это же время были приняты документы о воссоединении Малороссии с Россией (1653, 1654 гг). Началась очередная война с Польшей (13 лет, до 1667 г). Пошла в ход реформа церкви (13 лет, до 1667 г). Обновлённые духовные книги и тексты стали поступать в приходы. Начались массовые протесты верующих и духовенства против «новин» Никона. В 1658 г Никон был отстранён  от патриаршества, затем возвращён на него.
Собор 1666-1667 гг утвердил результаты реформы, предал анафеме старую русскую веру и не подчиняющихся реформе верующих, отстранил Никона от патриаршества. Начались массовые жестокие гонения церкви и государства на староверов, церковный раскол – противоборство внутри церкви и внутри населения. Собор дал старт начавшейся вскоре гражданской войне во всей России. Которая, как считается, имеет временные рамки от 1669 до 1682 гг, т.е. длилась 13 лет. Она была реакцией населения на реформу 1654-1667 гг и решения собора 1666-1667 гг, после которого ни священнослужители на местах, ни их прихожане не могли узнать в новой религии свою старую веру. Гонения на подвергнутую анафеме старую веру и её приверженцев были очень жестоки.
Основными событиями этой гражданской войны были:
--- бунт 650 монахов Соловецкого монастыря, которые с 1669 до 1676 гг оборонялись против царских войск, не принимали новых церковных книг и законов, пока от них не осталось только 50 человек;
--- восстание С. Разина на Волге и Урале (1669-1671 гг);
--- восстания в городах Волги, Урала и Сибири, поводом для которых было вторжение турков в Малороссию  (1677-1681 гг);
--- восстание стрельцов в Москве (1682 г), которое стало последним актом неповиновения новой династии.
Династия Романовых укрепилась на штыках своих войск и осталась на троне благодаря кровавой церковной реформе и гражданской войне. В ходе которых новая церковь избавилась от неугодных ей русских священнослужителей, а новая власть – от неугодной ей части бунтующего населения. Кроме того, определённую роль сыграла информационная война, которую вела Киевская униатская церковь и Киево-Могилёвская духовная академия против РПЦ и верующих в России. Основным постулатом этой войны являлось утверждение о том, что Киевская церковь и вера более древние и авторитетные в мире, чем Московская и поэтому новая династия на новом фундаменте будет стоять крепко и вечно. Кроме того, реформу оправдывают ещё тем, что в приходах давно уже назрела необходимость наведения элементарного порядка.
                *****
Освоив, таким образом, историю 17 века, посмотрим теперь, как её изложил А. С. Пушкин – эзоповским, иносказательным, басенным языком – в сказке о петушке. Ведь, как вы увидите скоро, все эти приключения Дадона и его сыновей, его друга мудреца-звездочёта-скопца и Шамаханской царицы ни что иное, как иносказательное описание непростого прошлого нашей страны в 17 веке. Читателю понятно, что поэт изложил это прошлое в виде довольно трудно доступного пониманию иносказания для того, чтобы сказка вообще была пропущена в печать. На самом деле, вы сейчас читали о том, какими негодными средствами Романовы пришли на престол и укрепились на нём, как при этом они сотрудничали с внешними врагами государства и 5-й колонной, сколько крови было пролито только для того, чтобы им долго и уютно сиделось на престоле.
Скажу попутно что, к тому же, они этими благами и не воспользовались, толком. Род Романовых пресёкся в 1730 г, а незаконное его, женское продолжение – в 1761 г. Т.е. от окончания гражданской войны до пресечения на троне побывали только 2 монарха, да и то один из них больной: Пётр 1 и Пётр 2 (3 года). Дальше царствовал кто попало, и с 1762 по 1917 гг – немецко-датская династия Гольштинских-Готторптских, имевших лишь остаточные следы русской крови. Но в 17 веке цари ещё были русскими.
                *****
Действующие «лица» и исполнители.
Додон – русское государство 16-17 веков,
от правления Ивана 3 до образования империи.
Старший сын Дадона – староверы.
Младший сын Дадона – никонианцы.
Мудрец, звездочёт, скопец – старая русская вера.
Шамаханская царица – новая вера.
Золотой петушок – патриотизм как нематериальная
сила, противодействующая шамаханизации страны элитой.
Восток – запад.
Восемь дней – время творения мира:  шесть дней –
материального, седьмой (воскресенье) духовного; 
осьмой день – время от вознесения Христа
до второго его прихода. Всё вместе это – отражение
невыносимо долгого ожидания или дороги.
                *****
Сопоставим содержания разделов и строк сказки с содержанием соответствующего периода времени в жизни страны. Ниже указаны: 
Номера разделов, на которые поделена сказка --- строки раздела --- содержание раздела. Под ними   соответствующие им годы --- и события.
1 --- 001 – 029 --- синопсис жизни царя Дадона. Обращение за помощью к другу мудрецу.
1462 – 1584 --- время Русского централизованного государства: царствование Ивана 3 Васильевича, Василия 3 Ивановича, Ивана 4 Васильевича Рюриковичей. Иван 4 перед уходом оставляет слабому своему наследнику сыну Фёдору помощьника в его царствовании:  пентархию – пять верховников-советников.
2 --- 030 – 052 --- мудрец передаёт Дадону золотого петушка. Царь сулит награду.
1584 – 1598  --- царствует Фёдор Иоаннович, его соправителями-помощниками становятся верховные советники Мстиславский, Юрьев, Шуйский, Бельский, Годунов.
3 --- 053 – 064 --- петушок стал стеречь границы государства. Соседи присмирели.
1598 – 1605 --- на престоле Годунов. Во время его правления было построено 20 крепостей вдоль границ государства и впервые за века прекратились набеги соседей.
4 --- 065 – 086 --- петушок кричит о вторжении. Царь шлёт старшего сына с войском.
1605 – 1612 --- поляки и полонизированная украинская шляхта под знамёнами короля, с использованием обоих Лжедмитриев и пятой колонны предателей вторгается в Россию и временно захватывает Москву. Их целью является насадить католицизм и присоединить Россию к Польше. Планы короля были разрушены своевременным подходом из Нижнего Новгорода ополчения Минина и Пожарского, которое выдворило интервентов из страны. Таким образом, первая попытка насаждения новой веры – была  неудачна. Однако польско-украинская эта публика не оставила своих планов внедрить в России свою веру вместо русской. Только в дальнейшем  ставка была сделана не на короля, а на боярина Михаила Романова. При этом учитывалось, что в те годы его отец был, с именем Филарет, патриархом, а возможно и криптокатоликом, поскольку ряд лет пребывал в польском плену.
5 --- 087 – 096 --- петушок снова кричит. Царь шлёт младшего сына со вторым войском.
1654 – 1667 --- польско-украинская публика уже понаехала в Россию, не оставляя своих планов внедрить в России свою веру вместо русской. Они готовили религиозную реформу, получив в своё распоряжение русскую церковь на разбраковку и переформатирование. В 1653 г патриархом был поставлен Никон, собором 1654 г его планы были одобрены. Это была вторая попытка насаждения украинской веры вместо русской. Одновременно началась очередная война с Польшей – до 1667 г. Практическая церковная реформа,  завершилась собором 1666-1667 гг. На соборе РПЦ была предана анафеме, а старые книги и правила заменены на новые.
5 --- 097 – 103 --- ещё один крик петушка. Царь сам ведёт третью рать.
1667 – 1669 --- Результаты реформы в формате новой веры пошли в массы верующих и священнослужителей. Однако они не видят в ней свою веру. Начинаются массовые протесты с требованием возврата к старой вере. Церковь и народ раскалываются на староверов и никонианцев. Начинаются массовые гонения церкви и государства на староверов.
6 --- 104 – 153 --- Дадон приводит войско к шатру Шамаханской царицы, где видит следы сражения гражданской войны («перед ним его два сына без шеломов и без лат оба мёртвые лежат, меч вонзивши друг во друга»). Рядом лежит побитое войско. Царица встретила Дадона, увела в шатёр, обласкала, околдовала, восхитила.
1669 – 1682 --- гражданской войной за старую веру против новой охвачена вся страна, основные её восстания: соловецких монахов, Разина, городов Волги, Урала и Сибири, стрельцов в Москве. В войне погибли староверы (старший сын Дадона и его рать) и никонианцы (младший сын и его войско).
7 --- 154 – 211 --- Дадон привёл войско и девицу к столице. Там их ожидал старый друг царя мудрец, звездочёт и скопец. Он потребовал расчесться с ним за петушка – подарить ему девицу, Шамаханскую царицу. Царь изумлён и возмущён таким требованием: зачем скопцу девица? Однако тот повторяет своё требование и заявляет, что кроме неё, он не хочет ничего! Дадон отказывается расплатиться. Старик хотел заспорить, но Дадон убил его ударом жезла. Народ содрогнулся. Шамаханская царица рада гибели мудреца. Царь поддержал её: «усмехнулся ей умильно».
 1682 --- конец войны. Государство Романовых торжествует: они победили в гражданской войне со своим народом и приобрели новую, лучшую веру. Староверы требует расчесться – отдать им новую веру с единственной целью – ликвидировать её в России. Царь отказал. Староверы настаивают – устроили последний акт  протеста в гражданской войне 1669-1682 годов – стрелецкий бунт в Москве 1682 г. Царь убивает старую веру в народе. Делает это не мирно, а войсками и тюрьмами (жезлом – символом власти). Новая вера торжествует. Народ скорбит.
7 --- 212 – 225 --- Дадон въехал в столицу. Золотой петушок сел на темя царю, встрепенулся, клюнул его и взвился … Царь упал с колесницы, охнул раз и умер. А царица вдруг пропала.
1689 --- Пётр 1 восходит на престол и, в короткое время, ликвидирует Русское централизованное государство, вместе с ним и государственную религию. Он организует совершенно новое государство с новой столицей – Русскую империю.

Итак, в сказке о петушке А. С. Пушкин показал нам зарождение новой тенденции существования нашего государства, по сравнению с временами правления рюриковичей. Это – любовь элит к духовно-идеологическим ценностям Запада. В следующей работе «Семь времён российских иуд» я покажу, что тенденция эта, развиваясь и углубляясь в веках, стала к настоящему времени главной бедой-болезнью России.


Рецензии
Здравствуйте и здравствуйте, Леонид !

интересно, познавательно, поучительно.

хорошо выраженные мысли, особенно при наложении на реально происходящее не только в России.

конкретность дат видится излишней : многое может --- и должно ! --- быть намного раньше.

и один из важных не полностью раскрытых Вами "моментов" : кто же - и как ? - сподобится произвести хотя бы минимально необходимые преобразования прежде всего в сознании, в отношениях, в поведении самых обыкновенных людей и людей чуток уровнем духовности повыше, и, особенно, в тех человекоподобных --- ныне волею внешней и собственным предательством --- так вот "успешно" правящих здесь и сейчас ???!!!

.........

успехов Вам !

добра и света !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   29.05.2019 11:22     Заявить о нарушении
Александр Георгиевич! Спасибо Вам за отклик, я ими не избалован - после того, как изложил здесь свой прожект по реорганизации правил рецензирования на портале. Правды не любит даже пишущая братия; это странно. Ну да не за тем мы здесь по ночам пашем.
Кто и как преобразует, спрашиваете? Думаю, что единственно возможный вариант у нас - когда Господь сжалится над страдающим народом и пошлёт нам очередную благодать в образе Ста Гроз (Сталин, Грозный). Все мои работы - об этом.

Леонид Берёзов   29.05.2019 23:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.