2

Ночью снился сон. Какая-то незнакомая местность. Хотя всё знакомо,  наш старый дом, деревья, сарай, но местность казалось незнакомая, нереальная, не то чтобы отталкивающая, нет, но какая-то чужая.
Словно эта местность мне снилась когда-то и я припоминаю, что эти образы мне снились не раз, давно -давно, во сне. Так, что чужой тоже назвать нельзя.
И, вот снился сосед, Гриша. Он и я стоим во дворе. Здесь слишком много чувств и трудно всё описать. К тому же сон почти забылся. Чувство какой-то болезни, недуга витающего во всём, что касается меня. Гриша,  наоборот,  создаёт противоположное впечатление. И словно я спрашиваю совета: почему со мной твориться такое. Он отвечает, что  я много распыляюсь на свои фантазии и не нашёл не одного дела настоящего.

Ездил к Н. мне кажется у неё не всё в порядке. Как я мог даже в мыслях допустить возможность быть с другой. Ведь она ездила ко мне в психушку. Ночевала там  в коридоре! Нет, основные мои чувства ясные.
Приехал в библиотеку, только что был в" Лепрозории "- "Орлином Приюте", то есть в квартире у Орловского. Читаю Вакенродера: "Вести такую тихую - богобоязненную жизнь, ни на час не забывая, что ты лишь работник на ниве Господней -  не значит ли идти самым серным путём к блаженству?"
Прочитал Вакенродера "Фантазии об искусстве" очень сложно составить один целостный образ, скорее всего из-за внутренних противоречий автора. С одной стороны обрисована идиллия, где художники искусством прославляют жизнь. Слияние высокого искусства и ремесла.  Другая сторона: несовместимость истинно высокого чувства и жизни. Образ капельмейстера Йозефа Б. , которого убивают чувства, попытки осмыслить их приводят к неуместности  этих чувств в жизни.
Далее в переписки начинается спор об искусстве, как средстве самовыражения и,  как облагораживать жизнь. Мой взгляд на это! Если я живу и буду создавать то, что мне кажется красивым это и есть искусство. Но человек создавая индивидуальное создаёт и понятное всем, ведь они тоже люди. Другое дело если своё созданное он почитает за единственно совершенное за самое гениальное. Что-то я запутался. Искусство - само по себе чисто индивидуально в отличие от ремесла. Я творю выражаю свои чувства, если они понятны людям - значит это искусство. Если я умею выразить свои мысли: холст, стихи, музыка -  то это искусство. А рассматривать имеет ли это значение для мира - глупо. Это имеет значение для чувства, а если так - то и для мира. Желание поделиться чувством, сделать так, чтобы оно было понятным людям... Есть искусство для себя, есть для людей. Порой искусство для себя становится искусством для людей, признаётся ими, порой не признаётся. Но в искусстве для себя критерий оценки один - оценка автора, в искусстве для людей - оценивают люди. Это попытка передать свои чувства людям. И чем лучше удалось это, чем богаче чувства, тем ценнее это искусство. Раскрыть это для него самого есть творчество. Но это не значит, что  оно может являться искусством, быть интересно людям. Вот такой вывод: Можно говорить - я создаю творение для себя и хочу чтобы их поняли люди. Нет. Искусство всегда субъективно, и художник не может сказать; будет ли его творчество для вечности иметь значение, или оно имеет значение для его субъективной вечности. Значит -  для мира! Ясно одно - без искусства идеальный мир не может существовать.


Рецензии