Очерки истории РПЦ Калужского края Ч. 2 Гл. 1 Обоб

                Часть 2. Калужский край и его святыни
           Глава 1. От Кукши до Святого Амвросия. Оптина пустынь
                Обобщение

   Ни для кого не секрет, что русские монастыри (также, как и западно-европейские католические) были настоящими очагами культуры в мрачном средневековье. Монашествующие при этом отличались образованностью и общей эрудированностью. Этот факт проистекал из повседневных обязанностей монаха, проводившего большую часть времени за чтением или перепиской религиозных книг. При монастырях возникали библиотеки. На Руси крупнейшим собранием древних рукописей и книг славилась Свято-Троицкая Сергиева лавра. Исследователь Ю.С. Рябцев ("Мир русского монастыря" - "Преподавание истории в школе" 1994, №1, с. 46) пишет, что это собрание включало также богатые коллекции изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

   По описи 1641 года в Лавре было более 700 единиц хранения древнейших актов. Это давало глубокое основание для просветительства среди населения. Калужские обители, как и другие русские монастыри не оставались чуждыми делу насаждения христианских нравственных ценностей. Однако вследствие того, что Калужский край исторически и географически оказался в эпицентре самых важных событий истории Отечества (Великое стояние на Угре, великая Смута, баталии Отечественной войны 1812 года и т.д.), то не удивительно, что наши монастыри более других были подвергнуты разорению и опустошению захватчиков и врагов Отечества. А сколько загублено было в советское время — не счесть!

   Вот, что пишет о духовных утратах исследователь (доктор искусстведения) Герольд Вздорнов (Г. И. Вздорнов "Славянские рукописи Фекулы" — "Наше наследие", 1991, №6, с.139-144): "Вряд ли кто из нас в полной мере отдаёт себе отчёт в том, что именно и сколько утрачено за годы революции и советской власти в целом... Даже теперь находятся люди, которые в ответ на сетования о колоссальном и бесстыдном разорении нашей культуры готовы выставлять в качестве контраргумента примерно такое суждение:"Но ведь остался Московский Кремль!" Им как будто невдомёк, что в Кремле произведены те же разрушения, что и по всей России... И по сей день продолжаются покушения на исторический ансамбль Кремля... Мне думается,что не следует искать теперь правых и виноватых... Другая задача должна быть поставлена во главу угла: сохранить уцелевшее, не продавать ничего более истинно ценного... Достойным образом — не унижая своей национальной гордости — нужно вернуть из-за рубежа всё, что ещё можно приобрести на мировом рынке искусств."

   Эта глава посвящена была настоящим святыням Калужского края, обителям христианского благочестия, возрождающимся в нынешнее время.
 
   Калуга
   
 сер. 90-х годов ХХ века

 Продолжение: http://www.proza.ru/2017/11/10/761


 

 


Рецензии