на злобу дня

В этом году в Германии отмечался 500-летний юбилей Реформации, но и о Великой Октябрьской революции тоже вспомнили. На этой неделе и по радио и по телевидению были передачи, связанные с этим историческим событием. По программе "Культура", например, задали слушателям вопрос, что им запомнилось и полюбилось из русской литературы. Слушатели, правда, в основном женщины, откликнулись и вспомнили свои детские книги, такие как "Теремок" в хорошем переводе. Его и сегодня они читают уже своим внукам. Волкова "Волшебник изумрудного города", Гайдара "Тимур и его команда", Носова "Незнайка", Горького "Мать" и Островского "Как закалялась сталь". Из литературы для взрослых Айтматова, Пастернака, Булгакова, а модораторша добавила Цветаеву, Ахматову и Хармса. Единственный мужчина, прорвавшийся в эфир, нахваливал Акунина, хотя он несовсем по теме. Вчера вечером после 20 часов передавали музыкальные произведения, созданный Прокофьевым и Шостаковичем к 20-летию революции.
 А по телевизионному каналу "Арте" в понедельник был показан фильм о Джоне Риде, который, как утверждалось, создал в США коммунистическую партию и во время революционных событий был в Петрограде. Фильм был длинным (185 минут), до конца его не досмотрела. Много времени и места в нём заняли непростые отношения Рида с его женой, тоже журналисткой, сопровождавшей его в Россию. В четверг по этому каналу показывали фильм "Поезд", о том, как вывозили В.И. Ленина и его товарищей из Швейцарии в Россию. Над фильмом работали (или его финансировали?) немцы, австрийцы, итальянцы и испанцы. Роль Ленина играл Вэн Кингслей. Он старался создать положительный образ, но русскому человеку трудно было смириться и с его внешностью и с тем, как он Ленина себе представлял. То же самое могу сказать о Крупской. Артистка старалась, но это была европейка, а не Крупская. И, конечно, авторы фильма сунули ей в руки самовар, когда они с мужем покидали Швейцарию. Такое клише о русских. Продолжительность фильма аж 190 минут. Больше 5 минут я не выдержала.

Как раз на днях  я закончила читать "Упразднённый театр" Б. Окуджавы. Вот как там описываются события того времени:

Революция ворвалась в жизнь Степана и Марии Налбандян (бабушка и дед по-матери Б. Окуджавы) не внезапно. Она накапливалась исподволь. Сначала тянулась угрюмая война, и они благодарили Бога, что Рафик (их сын) ещё слишком мал. Потом они молили Бога, чтобы мужа Сильвии (их старшей дочери) на фронте не задела коварная пуля. Затем начались странные метамарфозы с Ашхен (будущей матерью Булата), и их взаимопонимание усугублялось.
...А в заштатном Кутаисе папин отец Степан Окуджава в те давние годы в утренние минуты трезвости и раскаяния начал осознавать, что мир рушится и его многочисленные дети причастны, оказывается, к этому разрушению, эти милые, сердечные, ясноглазые, улыбчивые молодые люди, пророчащие какие-то немыслимые блага и совершенства всем, всем, всем - и жителям этой улицы, и всего Кутаиса, и всей Грузии, и всей России, и Африки, и Америки. По кротости души Степан не спорил и не сопротивлялся. На губах его уже застыла вечная непоправимая улыбка, а в глазах - тоска. И, глядя на свою худенькую Лизу, склонившуюся над корытом, на свой шаткий домик, на дворик, завешанный чужим бельём, он пожимал плечами и произносил одно слово, как слово беспомощной молитвы:"Равкна..." (что поделать)
Так с этим словом на устах он и кинулся в 1916 году с моста в жёлтые воды Риона, то ли проклиная, то ли оплакивая, то ли жалея. ..А может быть, он, как всякий недоучка, не успевший застыть в плену роковых догм и академический знаний, оказался более прозорливым и разглядел сквозь облака пыли рухнувшей империи трагическое завтра своих отпрысков и неминуемую расплату за самонадеянную поспешность в сооружении земного рая. "Это Божье дело, - говорили в базарной харчевне друзья и собутыльники, - как может человек своими нечистыми руками выпонить то, что предназначено Богу?" Тогда, помнится, желая как-то оправдать любимых детей, он пробубнил, уткнувшись в свою тарелку, что это не по злу, а по доброте. "Нет, это не доброта, - возразили ему, - это болезнь." И были непреклонны, когда узнали, что дети не употребляют вина, не приемлют эту розовую, прозрачную, таинственную, терпкую кровь земли...
А мировая война тем временем подходила к концу, и её тоже никто не считал Божьим промыслом. Затем она бездарно завершилась. Лобио на базаре подорожало. Из Петрограда пришло известие, что царя больше нет, и две бабушки воскликнули одновременно - одна "Ваай!", другая "Вайме!" Ашхен нацепила красный бантик. Степан Налбандян вспыхивал и багровел, но не столько от предчувствия серьёзных катастроф, сколько от нарушения привычного распорядка. Затем поздней осенью пришло известие о большевистском перевороте там, в России. Лобио подорожало нестерпимо. По Тифлису бушевали митинги. Гоар (их дочь) с мужем перебрались в Эривань...
В Тифлисе правили меньшевики. Они восстановили частную торговлю, и лобио подешевело, но пришлось усилить контрразведку для противоборства с большевиками. Большевики затаились и уповали на Москву. В это время Ашхен вошла в подпольную ячейку.   


Рецензии
---
был показан фильм о Джоне Риде, который, как утверждалось, создал в США коммунистическую партию и во время революционных событий был в Петрограде. Фильм был длинным (185 минут), до конца его не досмотрела
---

Речь видимо об американском фильме «Reds» (Красные), 1981 г. Кстати, весьма неплохой фильм, заслужил несколько наград, включая Оскар за режиссуру, и, согласно сайту Rotten Tomatoes, который суммирует оценку фильмов критиками, рейтинг «Reds» сегодня - 94%. В фильме заняты знаменитые американские актеры Уоррен Битти, Дайан Китон, Джек Николсон.
Если еще раз будут показывать, советую досмотреть, особенно финальные сцены, где Рид умирает от тифа.

Михаил Абрамов   13.11.2017 07:01     Заявить о нарушении
Всё так:артисты знаменитые, играют талантливо. А сейчас я начну предираться. Сцены восстания в Петрограде снимались на площади перед Русским музеем! Памятник Пушкину они не могли уж совсем убрать, его как-то технически сжали. А какие шапки были у народа? Таких в России от роду не было. У Джона шапка была "русская", но слишком новенькая. Таких мелочей заметила много и они мне мешали. Но я бы фильм хотела досмотреть, потому что меня интересует вопрос, насколько Джон участвовал в помощи голодающим. Читала и у Куприна, и у Окуджавы, и у Водин о помощи американцев. Или об этом в фильме ни слова?

Маргарита Школьниксон-Смишко   13.11.2017 08:54   Заявить о нарушении
Если речь идет о помощи голодающим, которую осуществляла американская гуманитарная организация American Relief Administration (ARA), то в России эта помощь оказывалась начиная с 1921 года, а Джон Рид умер в 1920 году.

Я не столь внимателен и не заметил нестыковок, которые Вас раздражали в фильме. В целом, биография Джона Рида и события, где он был участником, на мой взгляд, изображены верно.

Михаил Абрамов   14.11.2017 03:59   Заявить о нарушении
Cпасибо за информацию. Да, я тоже восприняла этот фильм как автобиографию Джона Рида, конечно, личности достойной уважения.

Маргарита Школьниксон-Смишко   14.11.2017 20:26   Заявить о нарушении
Для вас разыскала повесть Куприна "Купол св. Исаакия Далматского". Вот место, где говорится об американской помощи:"Ревельские склады, интендантские магазины, портовые амбары ломились от американского хлеба, сала, свинины, белья и одежды; все эти запасы служили предметом бешеной тыловой спекуляции и растрат (из-за спекуляции мне это место и запомнилось)... Не только жителям пригородов невозможно было дать обещанного хлеба - кадровый состав (Белой) армии недоедал. На требование провианта из тыла (англичане) отвечали: продовольствие предназначено для жителей Петербурга после его очищения от большевиков, и мы не смеем его трогать." Это было осенью 1919 года

Маргарита Школьниксон-Смишко   24.11.2017 15:33   Заявить о нарушении
В приведенном Вами отрывке речь идет о помощи западных интервентов, которую они оказывали Белой армии, чтобы свергнуть большевиков. Джон Рид, член Исполкома Коминтерна, похороненный на Красной площади у Кремлёвской стены, о книге которого «Десять дней...» весьма одобрительно отзывался Ленин, не мог участвовать в «помощи», которая «предназначалась для жителей Петербурга после его очищения от большевиков».

Михаил Абрамов   25.11.2017 05:39   Заявить о нарушении
Естественно не мог и не желал. Я просто заметила, что США помогали и тогда. И участь помощи обычная во все времена и во всех странах: её большей частью разворовывают.

Маргарита Школьниксон-Смишко   25.11.2017 08:42   Заявить о нарушении
Вы, конечно, правы, что помощь разворовывают (в той или иной степени), но я думаю, что следует различать военную помощь (которая может включать продовольствие, как, например, это было по ленд-лизу во время 2-й мировой войны и, видимо, такого же рода помощь оказывалась Белой армии), и гуманитарную помощь, которую, как я уже упоминал, осуществляла американская гуманитарная организация American Relief Administration (ARA). Википедия пишет, что «At its peak, the ARA employed 300 Americans, more than 120,000 Russians and fed 10.5 million people daily».

Михаил Абрамов   26.11.2017 05:00   Заявить о нарушении