ПРО СОНЮ

 
Я.Т.Л.

Сонечка, Соня! На самом деле её имя — Софа, но обращаются к ней и так, и так. Ей 90 лет. Ну, это, если по паспорту, а если без него и не замечать глубоких, канавками, морщинок на худеньком, но всегда живом, улыбчивом и доброжелательном лице с серо-зелёными умными глазами, то ей, совсем, совсем-не столько. После тяжёлого обезвоживания, что здесь-не редкость, и реанимации, она реабилитируется в бейт аводе. Дети ждут, когда она сможет ходить и мечтают забрать домой её.. Я навещаю Cоню каждый день, чтобы немного скрасить там её пребывание .

Мы привыкли к нашим посиделкам и уже ждём их. Всегда радостно встречает она меня, словно давно не виделись. Беседы наши на разные темы не иссякают, потому что  много чего в жизни было. Соня любит и знает поэзию. Часто читает отрывки из разных авторов. Принесла ей как-то томик поэтов серебряного века. Обрадовалась она несказанно! Теперь, вот, наслаждаемся каждым словом потрясающего русского языка. По пути мы делаем гимнастику рук, потому как ещё недавно и ложку не могла держать она. .

Иногда Соня вспоминает одну или другую бардовскую песню и потихоньку напевает, а   иногда романсы любимые. Она любит и знает их, но уверяет, что нет голоса и никогда не пела. Но, думаю, это из скромности .

У Сони три сына. У одного недавно родилась внучка - правнучка Сони, и её привозили  из Канады, чтобы показать, потому что она - тоже Софа! Соня худенькая очень и Танечка, которая здесь ухаживает за ней, называет её Косточка. Софа - настоящая  интеллигентка, можно сказать, эталон. Прожила она не лёгкую жизнь и многие эпизоды вспоминает, но без той печали, которая давит и оставляет тягостный след в душе слушателя, а с пониманием того времени и без осуждения людей, причастных к событиям. Просто было так, а было так. Было и хорошего много! Так и ведём мы с ней разговоры обо всём и понемножку, перескакивая с одного на другое, что волновало когда-то или сейчас тоже.

Очень переживает, что в неурочный час приходиться побеспокоить метапелет. Так неудобно мне, сокрушается Соня, что памперсы менять надо. Ужасно стесняюсь. Но здесь - нельзя иначе. Пожаловалась мне, что дней пять не спит ночами. Соседка кричит, зовет папу, маму. Говорю ей, что у меня тоже папа, мама есть, а я не кричу ночами, чего кричишь ты?. А ведь болит у неё что-то, вот и кричит, тоже понять можно. Но я не сплю.
 
И про детство рассказывала Соня: про войну, эвакуацию в Казахстан ; и как жили долго со всей роднёй мужа в одном доме, и как счастлива была, когда получили квартиру. Комнаты были узкие, но это были мои комнаты, говорит она, и я так любила свою квартиру.

Вот расскажу, как первый раз в любви мне объяснились. Лет 13 тогда мне было, а мальчику, Мирону, 15. И,вот,однажды Санчо Пансо, друг Мирки, вручил записку мне, а там - всего три буквы было - Я. Т. Л. Не могла тогда расшифровать, что означают эти буквы большие с точками. Ну девчонкам, ясное дело,показала. Некоторые, которые умные, тут же и разгадали. Да, любит он тебя, не понимаешь что ли. А тут и Славка, т. е. Санчо Пансо, в стороне стоял, ожидал ответа.

Я и вернула ему тут же записку эту. Понёс обратно её Миркин друг. Видно понял Мирка, что шифровка не была разгадана. Вскоре с новой депешей явился Санчо Пансо. Передал мне новую записочку. Сам опять в сторону отошёл. Ждал ответа. В записке, которую снова читали всем скопом, с подружками любопытными, синими чернилами аккуратно было выведено уже открытым и понятным текстом: "Я тебя люблю". Дальше была приписка:"Читай одна!". Но дело было сделано. Записка опять вернулась без ответа. Прошло совсем немного времени и Мирка, окликнув меня из стайки подружек, решительно направился в мою сторону. "Ты получила мою записку?"- жёстко спросил он. "Получила. Ну и что?"-ответила я."Ты хорошо прочитала, что там написано?"  "Хорошо. Ну и что ?". И, тогда, со словами:"А я, ведь, тебя предупреждал. Читай одна", влепил мне жёсткую, сильную пощёчину и быстро, быстро пошёл прочь. Было больно. Было стыдно. Но был ранний, тёмный, зимний вечер и никто не мог видеть, как пылало лицо, то ли от боли, то ли от проснувшегося, вдруг, женского, особенного, стыда за справедливо полученную оплеуху и урок, преподанный Миркой — деревенским мальчишкой - мужчиной из заводского посёлка Саввино, где прошло  Сонино далёкое, далёкое детство, трудное, но очень, очень счастливое! Была зима. Была луна. И Соне было всего 13 лет. В сугробах снега мерцали лукавые снежинки и обещали ещё много, много хорошего......

метапелет-работник по уходу
бейт авод-дом для людей с ограниченными физическими возможностями

На фото-зимний сад в бейт аводе, где отдыхают больные и встречаются с близкими. Фото сделано мной в шабат (суббота).
               

 Коломоец Тамара ( МЕРТЦ) 11.11.2017 г., Петах-Тиква, Израиль, 9:45
   


Рецензии
Спасибо, Тамара, за теплое повествование о Соне.
Сочувствие, понимание, уважение к ее личности – много эмоций вызвал Ваш рассказ.
С теплом,
Мила

Мила Суркова   13.01.2024 13:04     Заявить о нарушении
Мила! Спасибо, дорогая! Я очень люблю Сонечку!Самого доброго Вам!

Тамара Коломоец   13.01.2024 21:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.