Очерки истории РПЦ Калужского края Ч. 2 Гл. 2-2
Глава 2. Лаврентиев монастырь — жемчужина святости Калуги
§2 Из архивных документов
"... потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков...
... для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом...
...чтобы было, как написано:"хвалящийся хвались Господом."
(I Кор.1:25-31)
В этом параграфе вспомним о жертвователях, дарителях и служителях жемчужины святости Калуги — Лаврентиева монастыря. Их было много; разных сословий и разного достатка люди несли свой дар Господу. Вот лишь несколько документов, свидетельства веры, упования и просто честных отношений.
Граф В. Н. Зубов, движимый усердием к благолепию храма Господня и в память покойной супруги своей графини Екатерины, которой тело положено в сем Лаврентьевом монастыре сего ноября 24 дня привёз из Москвы кованную сребропозлащенную ризу и положил на местную икону Божией Матери в Вознесенском приделе и таковой же напрестольный крест, ещё полное Архиерейское, священническое и диаконское для соборного служения облачение чёрного бархата...
(ГАКО, ф.143 оп.1 ед.хр. №23, 1843 год, с.198)
1850-го года мая 12 дня
Его Преосвященству Николаю
Епископу Калужскому и Боровскому
Эконома иеромонаха Мелхиседека
покорнейший рапорт
Сего мая 11 дня получены мною из калужской Духовной Консистории при Указе за № 2114 деньги — двести четырнадцать руб. 80 коп. — сер., завещанные покойною госп.
полковницею Варварою Гросковскою в пользу Лаврентьева монастыря с тем, чтобы в оном производить было вечное поминовение по душе ея...
Нижайший послушник Вашего Преосвященства
Милостивого Отца и Архипастыря
иеромонах Мелхиседек
(ГАКО,ф.143 оп.1 ед. хр. №48, 1850 год, с. 192)
1849г. Августа 17 дня я, нижеподписавшийся, Калужский купец Иван Алексеев Лядов продал тысячу пудов самого лучшего мелкослойного алебастра для Лаврентьева монастыря и Крестовской церкви и по поручению Его Преосвященства с протоиереями Калужской Казанской церкви Николаем Смирновым и Карпом Богдановым учинил условия следующие: 1. Доставить мне 500 пудов показанного мелкослойного алебастра в Лаврентьев монастырь по тридцати осьми копеек ассигнациями за пуд с моею поставкою, другие 500 пудов доставить с моею же поставкою к Крестовской церкви по 37 коп. за пуд — если Его Преосвященству угодно будет приказать больше 500 пудов поставить к Крестовской церкви, то я не должен цены увеличивать, а брать по 37 коп. асс. за пуд.
2. Алебастр вешать на месте, но как скоро угодно будет Его Преосвященству повторить оный, то я, Лядов, обязуюсь привесть свои весы и алебастр перевешать как в монастыре, так и при Церкви Крестовской в присутствии отца эконома, и буде чего не достанет, мне восполнить алебастром показанного мелкого слоя.
3. Всю 1000 пудов поставить мне в продолжение 8 дней.
В задаток мною получено 15 руб.сер., но всю сумму, когда окончу поставку...
(ГАКО, ф.143 оп.1 ед. хр.48, 1849 год, с. 192)
Тысяча восемьсот сорок девятого года сентября 6 дня
Мы, нижеподписавшиеся крестьяне, Калужского уезда села Авчурино г.Полторацкого крестьяне Иван Селивёрстов и Дей Алексеев с товарищами заключили сие условие с Калужским Архиерейским Домом в том, что мы, означенные крестьяне обязуемся выжечь из лучшей горчичной глины шесть тысяч черепиц самой прочной доброты, или и более, сколько будет потреблено — гладких — поставить оные в Лаврентьев монастырь (за испорченные деньги не получать).
(ГАКО,ф.143 оп.1 ед. хр.48. 1849 год, с.251, 252)
Из приведённых документов видно, что в Калужской епархии существовали многочисленные взаимосвязи представителей разных чинов и званий с монастырскими и церковными служителями. В свою очередь, служители церкви отчитывались за полученные пожертвования перед вышестоящими духовными чинами. Очевидна ответственность лиц купеческого и даже простого крестьянского сословий за порученные дела и взятые на себя обязательства. Приведённые здесь источники датируются сер. XIX века, т.е. до событий, связанных с отменой крепостного права в России. Видно невооружённым взглядом уважительное отношение к священнослужителям и особое почтение к архиерею. Начиная с отмены крепостного права, приведшей, как следствие, к революции, отношение людей к церкви меняется, а Лаврентьев монастырь превращается в груду перевёрнутых плит некрополя.
Разрушить созданное веками можно в один миг, но не так-то просто восстановить разрушенное. И всё же нет альтернативы духовному возрождению, если мы хотим по-настоящему светлого будущего для потомков.
фото: Чудо праведного Лаврентия (икона из фонда Калужского художственного музея)
Калуга, сер 90-х годов ХХ века
Продолжение: http://www.proza.ru/2017/11/12/589
Свидетельство о публикации №217111100608