Тара - река, город, этимология
1200 * верстъ; река Иртышъ идетъ отъ востокополудня къ
западосеверу; река Тара противъ города, пала въ Иртышъ,
пришедъ отъ востокополудня
А. Л. Леонтьев [перевод отчета Ту Ли-чэня с маньчжурского].
Путешествие китайского посланника к калмыцкому Аюке-хану (1762)
1) Историко-географические данные. Википедия
а) Тара – река
Равнинная река, истекает по Новосибирской и Омской обл., стратегически с востока на запад по лесному и болотистому региону, у Иртыша в северо-западном направлении, правый приток Иртыша. Русло чрезвычайно извилисто на всем протяжении, длина — 806 км, судоходна на 350 км в половодье выше, ширина 10-100 м., глубина 1,3 м., местами до 15 м, течение тихое, берега крутые, иногда обрывистые.
б) ЭСБЕ/Тара, город
Уездн. гор. Тобольской губ., на левом берегу р. Иртыша, при впадении в него р. Архарки. Первоначально город был основан в 1594 г. при устье р. Тары (в 30 вер. выше по течению Иртыша), но в 1669 г., после большого наводнения, перенесен на настоящее место. … Закупка и сбыт сала, масла, кож, пушнины и хлебных продуктов как в округе на торжках и ярмарках, так и на 3 городских ярмарках. Из кустарных промыслов более развиты скорняжный (в г. Таре выделывается до 10 000 шт. горностая, замша из кож оленей, лосей и козлов), … Ежегодно выдается от 500 до 800 паспортов; уходят преимущественно на золотые прииски.
в) Тара - история основания города и этимология
Город Тара основан в 1594 году князем Андреем Елецким и отрядом служилых казаков, первое русское поселение на территории современной Омской области.
Из царского наказа Федора I Иоанновича кн. Андрею Елецкому: «Идти город ставить вверх Иртыша на Тару-реку, где бы государю было впредь прибыльнее, чтоб пашню завести и Кучума царя истеснить и соль завести…». Место в устье реки Тара оказалось непригодно для постройки крепости и заведению пашни, для города выбрали место ниже по Иртышу, на берегу реки Аркарка; тем не менее, как считают исследователи, название городу дала река Тара.
Согласно одной версии, изначально город действительно построили в устье реки Тара, затем, в 1669 году, после пожара или большого наводнения его перенесли на настоящее место. (Пожар в 1669-м — факт достоверный. О наводнении в этом году указано только в ЭСБЕ). В настоящее время недалеко от посёлка Усть-Тара и в историческом центре города Тары ведутся археологические раскопки с целью установить место первоначального возникновения города.
* Тарский уезд https://ru.wikipedia.org/wiki/
«При основании Тары, татары Коурдакской волости с 82 душ ясашных уже платили по 18 сороков соболей (720 шт.). Ясак повелено собирать самыми лучшими соболями и чёрными куницами, лучшими бобрами, собольими и беличьими шубами».
«В 1595 году наказом царя учреждается Бухарское купечество в Сибири. …«если Бухарскіе и Нагайскіе торговые люди со всякими товарами, съ лошадьми и съ скотомъ въ городъ Тару прі;дут, то им;ть тамошним жителям съ ними вольное купечество и поступать съ ними съ учтивостію, дабы ихъ т;мъ къ себ; привлекать, а по продаж; товаровъ отпускать ихъ назадъ безъ всякого задержанія, буде же н;которые изъ нихъ пожелаютъ съ своими товарами и со скотомъ ;хать въ Тобольскъ или въ Тюмень, то имъ и это дозволяется...»».
г) Документы по истории г. Тары
* Ссылка на работы по истории Тары; http://new.hist.asu.ru/biblio/tara/17-40.html
* Восточная литература;
1593–94 г. – Наказ князю Андрею Елецкому с товарищами, отправленным в Сибирь для построения города на реке Таре, с приложением описи посланного с ними
д) Тара в русской литературе. Национальный корпус русского языка
* Описание Сибири (список Императорской публичной библиотеки) (1650-1700): «Отъ Тоболска же до Тары города 1000 поприщъ, а зимнимъ путемъ на лошадяхъ езды пять дней: городъ Тара стоитъ вверхъ Иртиша реки на правой стороне отъ страны Черны[хъ] Калмыкъ к степи надъ рекою Аркавкою, отъ реки Іртиша три поприща, устьемъ пала в Ыртишъ реку».
* А. Н. Радищев. Сокращенное повествование о приобретении Сибири [отрывок] (1773): «Для усмирения и удержания в подданстве Вогуличей построен Пелым, для владычествования над Обию построены Березов и Сургут, для охранения подвластных Татар, вверху Иртыша живущих, от набегов Хана Кучума, который не преставал обеспокоивать России подданных весей и для распространения владычества ее над жителями Барабы в 1594 году построен город Тара».
2) Топография
* См. карту 1985 г.; * См. карту 1874 г.; * См. карту 1862 г.; * См. Генеральная карта Тобольской губернии 1798 г.;
3) Обобщение и вывод
а) Лесная и болотистая территория бассейна реки Тара и сегодня слабо заселена, примерно 25 тыс. чел. на 800 км, большинство населенных пунктов основаны в XVIII веке и позже. В XV-XVI вв. очевидно имела незначительное промыслово-кочевое (сезонное) население (охота, пушной промысел, рыболовство). Исследователи считают, что на гигантской территории Сибирского ханства (от Урала до бассейна Оби) в XVI веке проживало всего 30,5 тыс. человек: сибирские татары, манси, пермяки, ханты (остяки); в период завоевания Сибири русским государством в сражениях участвовало примерно по 400-500 чел. с каждой стороны.
* Этимологии гидронима ТАРА нет, считают, что город (топоним) получил своё имя от реки Тара, первоначальное место основания города неизвестно, согласно указу царя Федора Иоанновича город (острог) должен был находиться в устье реки Тара.
Имеются несколько рек носящих имя Тара:
Тара (приток Джазатора) — река в Республике Алтай, Россия (других сведений нет).
Тара (приток Дрины) — река в Черногории и Боснии и Герцеговине, вместе с рекой Пивой образует Дрину; длина 144 км, каньон глубиной 1300 м.
Тара (приток Клязьмы) — река во Владимирской области, длина 55 км.
Тара (приток Сева) — небольшая речка в Брянской области, приток Сева (данных нет).
б) Первопроходцы Западной Сибири
* Первым на Иртыш вышел в 1582 г. Ермак Тимофеевич, до устья реки Тара он немного не дошел, погиб в 1585 г., очевидно, что в 1585 году русские первопроходцы (русские, татары, немцы и литва) уже имели от местного населения сведения о реке ТАРА.
В Оружейной палате Москвы хранятся три знамени Ермака, под которыми он в 1582-85 гг. завоевывал Сибирское ханство, сюжет одного — сцена из Ветхого Завета.
После смерти Моисея вождём Израиля становится Иисус Навин, накануне взятия Иерихона он видит человека с мечом в руке — вождя воинства небесного (архангела Михаила). «Сними обувь свою, ибо место, на котором ты стоишь, святое», — говорит небожитель; на знамени изображен момент, когда Иисус Н. разувается.
Иисус Навин, согласно Библии, установил «пределы» (границы) 12 колен Израиля, что точно знал царь Блаженный (кто наслаждается видением Бога) Федор I Иоаннович.
См. Знамена Ермака (Википедия)
* В последующие 10 лет после гибели Ермака была основана Тюмень (1586, р. Тура) и Тобольск (1587, р. Тобол), в 1591 г. тобольский воевода кн. В.В. Кольцов-Массальский разбил войска хана Кучума у Ишима, а в 1594/5 году был заложен г. Тара.
в) Выделение общего признака
* Геополитика. Царь Федор I Иоаннович (Блаженный, 1557-1598), сын Ивана Грозного
Государь знает о существовании реки Тара и находит этот район важным для русского государства - направляет туда рать (примерно 1600 чел. согласно указа) для основания нового города. Какую задачу царь ставит войску???
Воеводам указана цель – обложение местного населения ясаком, обзаведение пашенными землями, пушнина (соболь), соль и установление торговых связей с Бухарой и Китаем (истоки реки Иртыш в Китае). Фактически царь устанавливает новые восточные ГРАНИЦЫ-ПРЕДЕЛЫ русского государства и обозначает их ориентиром - устье реки ТАРА (там, где поворот Иртыша на запад), продвигая границу от Тюмени более чем на 400 км на Восток.
г) Библейский образ, ТАРА = ивр. ТААР поворот
* Иисус Навин 15:9 (жребий (территория) колена Иуды): «от вершины горы предел поворачивает (ТААР) к источнику вод Нефтоах и идет к городам горы Ефрона, и поворачивает (ТААР) предел к Ваалу, который есть Кириаф-Иарим».
* Иисус Навин 15:11: «отсюда предел идет северною стороною Екрона, и поворачивает (ТААР) предел к Шикарону, проходит чрез гору Ваал и доходит до Иавнеила, и оканчивается предел у моря. Западный предел составляет великое море».
* Иисус Навин 18:14 (жребий колена Вениамина): «потом предел поворачивает (ТААР) и склоняется к морской стороне на юг от горы, которая на юге пред Беф-Ороном, и оканчивается у Кириаф-Ваала, иначе Кириаф-Иарима, города сынов Иудиных. Это западная сторона».
д) Тара, река-город, основной топографический признак
* Река Тара – чрезвычайно извилиста, благодаря мелким петлям русла на смежных участках течет в обратную сторону; выделенный признак – ИЗГИБАЮЩАЯСЯ, ПОВОРАЧИВАЮЩАЯСЯ, указывает на форму русла.
* Город Тара – находится у местного крутого (180 град.) поворота на небольшом участке русла реки Иртыш. Кроме того до города Тара примерно 150 км Иртыш стратегически истекает на север, за городом русло поворачивает на северо-запад и истекает в этом направлении 360 км. Мы выделили выдающийся местный ориентир – ПОВОРОТ русла реки Иртыш.
Вывод
Как называлась река местным населением до прихода русских первопроходцев, мы не знаем и уже никогда не узнаем - нет письменных источников. Гидроним впервые применён в русской литературе, на территории России есть ещё два подобных гидронима. Скорее всего, они указывали на межевание - границы территории, служили ориентирами на местности.
Библейский термин мог использоваться в русском географическом лексиконе, например - СИМВОЛ распределения ЗЕМЕЛЬ между коленами Израиля. Русские дьяки (руководители учреждений и приказов) перенесли библейский ОБРАЗ и термина на русскую почву, философия Библии преобладала в древнерусских текстах.
Целесообразно рассмотреть термин в связи с лексиконом иврита и библейскими образами, других версий пока найти не удалось.
4) Терминология иврита
* русск. ТАРА (Т.Р.) = ивр. ТААР (Т.Р.) поворачивать, изгибаться, обгибать, окружать, обходить; разграничивать (территорию).
Предложенная этимология соответствует действительности: река ТАРА извилиста, город ТАРА расположен у местного поворота русла реки Иртыш, а также в точке стратегического поворота русла реки с северного направления на северо-запад.
Источник
* См. стронг иврита 8388, ТААР
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_510.htm
Таким образом, связав топоним и гидроним ТАРА, с библейскими образами и терминологией, мы выявили тождественность объектов и терминов их означающих.
Слово-понятие об объекте объясняет общие и существенные признаки этого объекта, иначе зачем и для чего его называть? Выявить значение этого слова мы можем, изучив древние тексты (источники информации), если нет текста, то и установить смысл слова невозможно. Сегодня у нас есть только древний русский текст 1593 года, согласно которому мы и объясняем гидроним ТАРА.
12.11.2017 г.
Свидетельство о публикации №217111201460